ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4284/20 от 18.12.2020 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело № 2а-4284/2020

УИД 76RS0013-02-2020-003878-52

Мотивированное решение составлено 18 декабря 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сизовой В.В.

с участием Рыбинского городского прокурора Салюк В.И.,

при секретаре Ситниковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в г. Рыбинске Ярославской области 17 декабря 2020 года административное дело по административному иску Рыбинского городского прокурора о признании информации запрещенной,

УСТАНОВИЛ:

Рыбинский городской прокурор обратился в суд с административным иском, в котором просит признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет по адресам: <данные изъяты>, <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование исковых требований указывает, что прокуратурой проведена проверка по факту размещения на сайте в сети Интернет <данные изъяты>, <данные изъяты> информации о способах хищения энергоресурсов путем установки индивидуальных приборов учета с пультом управления, а также с возможностью установки неодимовых магнитов. На данных сайтах посетителям предлагается в свободном доступе приобретение и доставка приборов учета электроэнергии (счетчиков) с пультами дистанционного управления, которые уменьшают показания индивидуального потребления энергоресурсов. Фактически на указанном сайте осуществляется продажа приборов, позволяющих осуществлять хищение энергии. Названная информация предоставлена пользователям сайта в свободном доступе, дополнительной регистрации не требуется, ознакомиться с содержанием сайтов может любой интернет-пользователь.

В судебном заседании помощник Рыбинского городского прокурора Салюк В.И. поддержала исковые требования по мотивам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного разбирательства, ходатайств, возражений по существу заявленного требования суду не представлено.

Выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

На основании п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих его нарушения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу положений п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в Реестр сведений, указанных в п. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с частью 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

По общему правилу оплата потребленной электрической энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статья 544 ГК РФ).

Согласно требованиям Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее Постановление № 442), используются приборы учета определенного типа и класса точности.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 442 под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на потребителя (покупателя), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В силу пункта 145 Постановления № 442 обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. При этом, под эксплуатацией прибора учета понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, подпунктом «г» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предусмотрено, что потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

Потребление энергоресурсов с нарушением порядка учета подаваемой энергии влечет привлечение к административной ответственности по ст.ст. 7.19, 7.27.1 КоАП РФ, а при ущербе более 250 000 рублей - к уголовной ответственности по ст. 165 УК РФ.

Таким образом, законом императивно установлена недопустимость вмешательства в работу приборов учета и предусмотрена ответственность за неучтенное потребление (хищение) энергоресурсов.

Судом установлено, что Рыбинской городской прокуратурой проведена проверка по факту размещения на сайтах в сети Интернет <данные изъяты>, <данные изъяты> информации о способах хищения энергоресурсов путем установки индивидуальных приборов учета с пультом управления, а также с возможностью установки неодимовых магнитов.

На данном сайте посетителям предлагается в свободном доступе приобретение и доставка приборов учета электроэнергии (счетчиков) с пультами дистанционного управления, которые уменьшают показания индивидуального потребления энергоресурсов.

Фактически на указанном сайте осуществляется продажа приборов, позволяющих осуществлять хищение энергии. Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного сайта может любой интернет-пользователь.

Размещенная на сайте информация не только описывает механизм работы приборов учета с пультами управления, но и содержит сведения о том, каким образом такие приборы можно заказать в сети «Интернет», то есть содержит призыв к совершению противоправных действий.

Регистратором доменных имен эко-прибор.рф, эконом-приборы.рф указана организация ООО «Регтайм», расположенная в <адрес>, имеющая электронные адреса: <данные изъяты>, <данные изъяты>

С целью установления владельца доменного имени прокуратурой направлялись запросы на электронные адреса abuse@regtime.net, support@webnames.ru, ответы до настоящего времени не предоставлены.

Свободное распространение размещенной на сайте информации противоречит целям и задачам законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг, энергоснабжения и наносит вред нравственности населения.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Поскольку на сайтах <данные изъяты><данные изъяты> размещена информация, распространение которой в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Закона № 149-ФЗ, запрещено, данные сайты подлежат включению в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Рыбинского городского прокурора о признании информации запрещенной к распространению удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресам: <данные изъяты>, <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Управлению Роскомнадзора по Ярославской области включить сайты <данные изъяты><данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья В.В. Сизова