Дело № 2а-898/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2020 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Русаковой В.А., с участием прокурора – Антоненко Е.Р., представителя ответчика – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО2 к Администрации города Ялты Республики Крым о признании нормативного правового акта не действующим, заинтересованные лица: Министерство промышленной политики Республики Крым, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Крым,
установил:
ИП ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым с требованием признать недействующим пункт 8 Постановления Администрации города Ялты Республики Крым от 04.04.2019 года №<номер> «О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым». В обоснование иска указал, что он осуществляет предпринимательскую деятельность в виде разносной торговли, а именно, реализует посадочные билеты в районе Ялтинского торгового порта на основании агентских договоров с судовладельцами. Оспариваемым нормативным правовым актом вся территория муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым отнесена к зоне, в которой запрещена разносная торговля. Данный нормативный правовой акт, по мнению истца, является незаконным, поскольку ограничивает конкуренцию и препятствует свободному использованию гражданами своих способностей для предпринимательской деятельности. Кроме того, принятый ответчиком нормативный правовой акт противоречит правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 16 января 2018 г. N 10-О.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство промышленной политики Республики Крым, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Крым.
В судебном заседании представителя ответчика ФИО1 возражал против иска; полагал, что оспариваемый нормативный правовой акт является законным и обоснованным.
Прокурор Антоненко Е.Р. дала заключение о законности нормативного правового акта.
Истец ИП ФИО2, Министерство промышленной политики Республики Крым, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Крым надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, однако в суд не явились, явку своих представителей не обеспечили. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Крым представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. ИП ФИО2 и Министерство промышленной политики Республики Крым о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.
Выслушав ответчика, прокурора, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Установлено, что 04.04.2019 года Администрацией города Ялты Республики Крым принято постановление №<номер> «О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее – Постановление).
Пунктом 8 данного Постановления утверждены зоны осуществления развозной торговли на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и зоны, в которых запрещается осуществление разносной торговли на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (приложение №4 и №5 к Постановлению).
Постановление опубликовано в газете «Ялтинские вести» от 13.04.2019 года №<номер>, и в подразделе «Правительство Республики Крым – Ялта – Документы – Нормативные правовые документы Администрации города Ялта – Постановления Администрации» на сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (https://yalta.rk.gov.ru/ru/index).
Проверяя оспариваемое положение муниципального нормативного правового акта, суд исходит из следующего.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрены вопросы местного значения городского округа. В частности, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (п. 15); создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (п. 20).
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 381-ФЗ).
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 381-ФЗ, предусмотрено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Аналогичные положения предусмотрены ч.1 ст.8 Закона Республики Крым от 05.05.2015 N 92-ЗРК/2015 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Крым» (далее - Закон Республики Крым N 92-ЗРК/2015), определяющего основы государственной политики регулирования торговой деятельности на территории Республики Крым.
В силу ч.2 ст.8 Закона Республики Крым N 92-ЗРК/2015 органы местного самоуправления: 1) планируют размещение сети розничной торговли и общественного питания на территории муниципального образования; 2) обеспечивают разработку и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов; 3) согласовывают режим работы торговых объектов всех форм собственности с учетом мнения населения, проживающего на данной территории; 7) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым осуществляют муниципальный контроль в области торговой деятельности.
Статьей 6 Закона Республики Крым N 92-ЗРК/2015 предусмотрены полномочия Совета министров Республики Крым в области государственного регулирования торговой деятельности. Совет министров Республики Крым в соответствии с настоящим Законом, в частности осуществляет принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности.
Реализуя указанные полномочия, Совет министров Республики Крым принял Постановление Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402, которым утвердил Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым (далее – Порядок).
Порядком определены правила размещения и функционирования нестационарных торговых объектов, осуществления развозной и разносной торговли на территории муниципальных образований в Республике Крым в целях, в том числе упорядочения размещения нестационарных торговых объектов, осуществления развозной и разносной торговли.
Порядком предусмотрено, что разносная торговля - форма мелкорозничной торговли, осуществляемая вне стационарной торговой сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, дому или улице
В соответствии с п.21 Порядка органы местного самоуправления устанавливают зоны осуществления развозной торговли и зоны, в которых запрещается осуществление разносной торговли, с указанием товарной специализации зон на территории соответствующих муниципальных образований.
В силу п.22 Порядка разносная торговля осуществляется вне зон, в которых запрещается осуществление такого вида торговли.
Пунктом 2.2 Постановления Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым рекомендовано утвердить муниципальными нормативными правовыми актами зоны осуществления развозной торговли и зоны, запрещенные для осуществления разносной торговли на территории муниципального образования.
В соответствии с требованиями приведенных выше нормативных актов Администрацией города Ялты Республики Крым принято оспариваемое Постановление от 04.04.2019 года №<номер> которым утверждены зоны осуществления развозной торговли на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и зоны, в которых запрещается осуществление разносной торговли на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Таким образом, оспариваемое заявителем Постановление принято Администрацией города Ялты Республики Крым в пределах своей компетенции и в рамках предоставленных полномочий. Нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Постановление не противоречит. Процедура принятия Постановления, порядок опубликования (обнародования) и вступления его в силу, предусмотренные Уставом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (принят решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22.09.2017 N 1), соблюдены.
При таких обстоятельствах основания для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим отсутствуют.
Довод истца о том, что Постановление ограничивает конкуренцию и препятствует свободе торговли, поскольку право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности не является абсолютным и в силу статей 17 (часть 3), 55 (часть 3) и 74 (часть 2) Конституции Российской Федерации, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, может быть ограничено в конституционно значимых целях с обязательным соблюдением требований необходимости, пропорциональности, соразмерности и справедливости (постановления от 12 ноября 2003 года N 17-П, от 16 июля 2008 года N 9-П, от 31 января 2011 года N 1-П, от 30 марта 2016 года N 9-П и др.).
В рассматриваемом случае орган местного самоуправления города – курорта Ялта ввел запрет на торговую деятельность в виде разносной торговли в отдельных зонах города с социально значимой целью - формирования на территории муниципального образования выразительного и эмоционально привлекательного туристического пространства для гостей курорта. При этом, вопреки утверждению истца, разносная торговля запрещена не на всей территории муниципального образования, а лишь на отдельных улицах, перечень которых приведен в приложении №5 к Постановлению. Оснований для вывода о нарушении разумного баланса между публичными интересами общества и экономическими правами отдельных индивидов, не имеется
Довод истца о том, что принятый ответчиком нормативный правовой акт противоречит правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 16 января 2018 г. N 10-О, является несостоятельным. В указанном определении Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой распространение на сферу разносной торговли утверждаемых органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов недопустимо. Приведенная правовая позиция при рассмотрении настоящего дела неприменима, поскольку конкретные места, в которых разрешено осуществлять разносную торговлю, оспариваемым Постановлением не утверждались.
Учитывая вышеизложенное, суд оставляет требование истца о признании не действующим нормативного правового акта органа местного самоуправления без удовлетворения.
В соответствии со ст.111 КАС РФ суд оставляет судебные расходы по уплате государственной пошлины на стороне истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 213, 215 КАС РФ, суд
решил:
иск индивидуального предпринимателя ФИО2 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья А.В.Алтунин
В окончательной форме решение суда принято 13 февраля 2020 года.