ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-428/17 от 12.04.2017 Светлогорского городского суда (Калининградская область)

Дело №2а-428/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Светлогорск 12 апреля 2017 года

Светлогорский городской суд Калининградской области в лице судьи Ганина В.А, при секретаре судебного заседания Андреевой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Калининградской области к ответчику Светлогорской межрайонной прокуратуре Калининградской области о признании представления прокурора незаконным

УСТАНОВИЛ:

Административный истец окружной Совет депутатов Пионерского городского округа Калининградской области обратился в суд с иском к административному ответчику Светлогорской межрайонной прокуратуре Калининградской области, в котором просит:

- признать представление Светлогорского межрайонного прокурора <№> от <Дата> незаконным и отменить.

В обоснование иска истец указывает, что <Дата> в адрес окружного Совета депутатов Пионерского городского округа поступило представление Светлогорского межрайонного прокурора (<№> от <Дата>) об устранении нарушений требований законодательства о местном самоуправлении.

Из представления следует, что контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа, но не менее чем на два года. Согласно ст. 29.1 ч. 1,2,3 Устава Пионерского городского округа глава администрации руководит администрацией на принципах единоначалия. Порядок проведения конкурса на замещения должности главы администрации устанавливается окружным Советом депутатов Пионерского городского округа, в с силу п. 2.1 Положения о проведении конкурса на замещения должности главы администрации Пионерского городского округа, утвержденного решением окружного Совета депутатов ПГО от 17.07.2014 №56, окружной Совет депутатов ПГО принимает решение о проведении конкурса на замещение должности главы администрации ПГО, в котором определяется дата, время, место проведения конкурса, срок публикации объявления о проведении конкурса, персональный состав конкурсной комиссии, проект контракта с главой администрации ПГО.

В соответствии с решением окружного Совета депутатов от <Дата><№> досрочно прекращены полномочия главы администрации МО Пионерский городской округ <ФИО>4

Прокурор в своем представлении полагает, что в нарушение указанных требований действующего федерального законодательства и муниципальных

правовых актов окружным Советом депутатов Пионерского городского округа решение о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Пионерского городского округа до настоящего времени не принято, проект решения о проведении конкурса на рассмотрение окружного Совета депутатов Пионерского городского округа не вносился и не рассматривался. До настоящего времени конкурс на замещение должности главы администрации городского округа не проведен.

В своем представлении прокурор обязывает принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Окружным Советом депутатов <Дата> решением <№> был утвержден на должность временно исполняющего обязанности главы администрации Пионерского городского округа заместитель главы администрации - <ФИО>5

В настоящее время срок полномочий окружного Совета депутатов Пионерского городского округа составляем менее чем два года, соответственно назначать конкурс, а также впоследствии и на должность главу администрации не отвечает требованиям законодательства

На заседании окружного Совета депутатов Пионерского городского округа от <Дата> было принято решение об обжаловании представления Светлогорского межрайонного прокурора <№> от <Дата>, в связи с тем, что действия окружного Совета депутатов Пионерского городского округа правомерны и соответствуют действующему законодательству.

В судебном заседании административный истец в лице представителя по доверенности <ФИО>6 иск поддержала и подтвердила указанные в нем доводы, при этом пояснила, что полномочия окружного Совета депутатов ПГО истекают в <Дата> году.

Административный ответчик в лице заместителя Светлогорского межрайонного прокурора <ФИО>7 в судебном заседании с иском не согласился, считает представление законным, при этом пояснил, что Устав МО Пионерского городского округа имеет несоответствие закону о назначении временно исполняющих обязанности главы администрации, что, в данном случае, и происходит у истца.

Суд, выслушав стороны и исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ст.29.1. Устава муниципального образования "Пионерский городской округ" установлено, что:

1. Администрацией городского округа руководит глава администрации городского округа на принципах единоначалия.

2. Главой администрации городского округа является лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий окружного Совета депутатов, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

3. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации устанавливается окружным Советом депутатов Пионерского городского округа. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до проведения конкурса.

Судом установлено, что решением окружного Совета депутатов Пионерского городского круга <№> от <Дата> принята отставка по собственному желанию главы администрации Пионерского городского круга <ФИО>4

Решением окружного Совета депутатов Пионерского городского круга <№> от <Дата> возложены со <Дата> обязанности по временному осуществлению полномочий главы администрации Пионерского городского округа на <ФИО>5

Судом также установлено, что Светлогорской межрайонной прокуратурой (ответчиком) направлено истцу представление <№> от <Дата>, из которого следует, что:Светлогорской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о местном самоуправлении в МО «Пионерский городской округ».

В соответствии с ч. 1,2 и 5 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.

Согласно ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 29.1 Устава МО «Пионерский городской округ» администрацией городского округа руководит глава администрации городского округа на принципах единоначалия.

Главой администрации городского округа является лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий окружного Совета депутатов, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации устанавливается окружным Советом депутатов Пионерского городского округа.

В силу п. 2.1 Положения о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Пионерского городского округа, утвержденного решением окружного Совета депутатов Пионерского городского округа от 17.07.2014 № 56, окружной Совет депутатов Пионерского городского округа принимает решение о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Пионерского городского округа, в котором определяется дата, время и место проведения конкурса, срок публикации объявления о проведении конкурса, персональный состав конкурсной комиссии, проект контракта с главой администрации Пионерского округа.

В соответствии с решением окружного Совета депутатов Пионерского городского округа от <Дата><№> досрочно прекращены полномочия главы администрации МО «Пионерский городской округ» <ФИО>4

Вместе с тем, в нарушение указанных требований действующего федерального законодательства и муниципальных правовых актов окружным Советом депутатов Пионерского городского округа решение о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Пионерского городского округа до настоящего времени не принято, проект решения о проведении конкурса на рассмотрение окружного Совета депутатов Пионерского городского округа не вносился и не рассматривался. До настоящего времени конкурс на замещение должности главы администрации городского округа не проведен.

Выявленные нарушения действующего законодательства являются недопустимыми, ставят под угрозу реализацию прав граждан на осуществление местного самоуправления. Нарушения стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами окружного Совета депутатов Пионерского городского округа своих обязанностей, а также ввиду отсутствия контроля со стороны главы городского округа.

В связи с чем, и на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор потребовал:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

2. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона.

3. О месте и времени рассмотрения представления уведомить Светлогорского межрайонного прокурора. Представление подлежит рассмотрению с обязательным участием Светлогорского межрайонного прокурора или иного работника прокуратуры по его поручению.

4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Светлогорскую межрайонную прокуратуру в письменном виде не позднее 1 месяца с момента получения представления с приложением копий протокола рассмотрения и приказа о наказании.

Суд считает указанное представление ответчика законным и обоснованным, по следующим основаниям.

Согласно ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017):

1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

2. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

Определением Конституционного Суда РФ от 22.01.2014 №68-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абдулкадырова Абдулкадыра Сайдуллаевича на нарушение его конституционных прав частями 2 и 6 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разъяснено, что если в уставе муниципального образования срок полномочий главы местной администрации муниципального образования не определен, закон предписывает заключить такой контракт на срок полномочий представительного органа муниципального образования (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва); в случае, когда до окончания срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее двух лет, контракт заключается на срок не менее чем на два года (абзац второй части 2 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Таким образом, часть 2 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что главой местной администрации может являться глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации. Этот контракт действует до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва, а в случае, когда до окончания срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее двух лет, то контракт заключается на срок не менее чем на два года.

Следовательно, если срок полномочий представительного органа муниципального образования - Окружного Совета депутатов Пионерского городского округа заканчивается в <Дата> году, что не оспаривается сторонами, то с главой администрации Пионерского городского округа подлежит заключению контракт на срок не менее чем на два года, независимо от того, что до окончания срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее двух лет.

Следовательно, оспариваемое истцом представление ответчика является законным и обоснованным. Поэтому законные требования прокурора не могут нарушать у истца права и законные интересы, создавать препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возлагать какие-либо обязанности.

Вместе с тем истец указывает на незаконность представления ответчика, указывая на положения Устава муниципального образования "Пионерский городской округ".

Действительно, абзацами 6 и 7 статьи 29.1 Устава муниципального образования "Пионерский городской округ" установлено, что: Если полномочия главы администрации прекращены досрочно, то решением окружного Совета депутатов Пионерского городского округа назначается исполняющий обязанности главы администрации на период проведения конкурса и вступления в должность избранного главы администрации. (абзац введен Решением окружного Совета депутатов Пионерского городского округа от 09.04.2015 N 24)

Конкурс на замещение должности главы администрации не проводится, если срок полномочий окружного Совета депутатов Пионерского городского округа истекает и составляет менее двух лет. (абзац введен Решением окружного Совета депутатов Пионерского городского округа от 28.04.2016 N 30).

Вместе с тем суд считает, что указанные положения Устава муниципального образования "Пионерский городской округ" не соответствуют положениям статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые не предусматривают положений о возложении по временному осуществлению полномочий главы администрации муниципального образования на лицо без проведения конкурса на замещение указанной должности.

Согласно ч.2 ст.15 КАС РФ, если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Так как Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имеет большую юридическую силу чем Устав муниципального образования "Пионерский городской округ", то суд считает возможным принять решение по данному делу в соответствии с положениями статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как имеющим большую юридическую силу.

Таким образом, исходя из изложенных обстоятельств дела, суд считает исковые требования административного истца не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования административного истца окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Калининградской области к административному ответчику Светлогорской межрайонной прокуратуре Калининградской области оставить без удовлетворения.

Отказать административному истцу окружному Совету депутатов Пионерского городского округа Калининградской области в исковых требованиях к административному ответчику Светлогорской межрайонной прокуратуре Калининградской области о признании представления Светлогорского межрайонного прокурора <№> от <Дата> незаконным и его отмене.

Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено <Дата>.

СУДЬЯ ГАНИН В.А.