дело №2а-428/2018 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2018 года город Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего – судьи Айбазовой И.Ю.,
рассмотрев в здании Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики административное дело по административному исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданному в интересах Российской Федерации к администрации Эльтаркачского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на земельный участок, отведенный для общественного кладбища на территории Эльтаркачского сельского поселения и возложении обязанности принять меры по осуществлению государственной регистрации права собственности на земельный участок, отведенный для общественного кладбища на территории Эльтаркачского сельского поселения,
УСТАНОВИЛ:
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с административным исковым заявлением к администрации Эльтаркачского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на земельный участок, отведенный для общественного кладбища на территории Эльтаркачского сельского поселения и возложении обязанности принять меры по осуществлению государственной регистрации права собственности на земельный участок, отведенный для общественного кладбища на территории Эльтаркачского сельского поселения.
В обоснование административного искового заявления указано, что на территории Эльтаркачского сельского поселения в районе улиц Колхозная и Р. Гочияева расположено два мусульманских кладбища, однако администрацией поселения право собственности на земельные участки под ними в установленном законом порядке не зарегистрировано. По данному факту 18.10.2017 прокурором внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления нарушения закона не устранены. По мнению прокурора, бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации прав, собственности на земельный участок, отведенный для общественного кладбища на территории сельского поселения и не включение объекта в реестр муниципального имущества может повлечь за собой бесконтрольное использование муниципального имущества, его повреждение либо утрату, а также иные негативные последствия. Просит признать незаконным бездействия администрации, выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на земельный участок, отведенный для общественного кладбища на территории Эльтаркачского сельского поселения и возложить обязанность принять меры по осуществлению государственной регистрации права собственности на земельный участок, отведенный для общественного кладбища на территории Эльтаркачского сельского поселения.
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор направил в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик – администрация Эльтаркачского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района просила рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исходя из ч. 1 ст. 292 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).
В соответствии с ч.3 ст.292 КАС РФ, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.
Согласно ч. 1 ст. 293 КАС РФ, решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных главой 15 настоящего Кодекса и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства.
С учетом вышеизложенного, суд рассмотрел административное дело по административному исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданному в интересах Российской Федерации к администрации Эльтаркачского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на земельный участок, отведенный для общественного кладбища на территории Эльтаркачского сельского поселения и возложении обязанности принять меры по осуществлению государственной регистрации права собственности на земельный участок, отведенный для общественного кладбища на территории Эльтаркачского сельского поселения в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
Так, судом установлено, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения на территории Усть-Джегутинского муниципального района законодательства о погребении и похоронном деле.
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Эльтаркачского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района, выразившегося в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на земельный участок, отведенный для общественного кладбища на территории Эльтаркачского сельского поселения и возложении обязанности принять меры по осуществлению государственной регистрации права собственности на земельный участок, отведенный для общественного кладбища на территории Эльтаркачского сельского поселения.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 11, статьи 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 9 ноября 2015 г. №76-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республике» к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно требованиям Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших (ч. 1 ст. 4).
Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (пункт 3 статьи 3.1) установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся «иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки».
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» ).
Из пункта 2 статьи 25 Федерального закона № 8-ФЗ следует, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, и финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов (статья 26).
Исходя из статьи 18, пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» земли общественных кладбищ могут быть только муниципальными, а сами кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Вместе с тем, Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что «общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления» (статья 18). Формулировка «в ведении» юридически не позволяет отнести земельные участки, на которых размещены существующие общественные кладбища, к собственности муниципальных образований, в связи с чем государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, в силу закона невозможна. Такое же положение существует в отношении вероисповедальных кладбищ (статья 19), воинских кладбищ (статья 20), военных мемориальных кладбищ, за исключением Федерального военного мемориального кладбища (статья 20), стен скорби (статья 23) и крематориев (статья 24).
Таким образом, действующее законодательство не содержит определенно выраженного предписания об обязательной регистрации права собственности муниципального образования на общественные и муниципальные кладбища и документального оформления права пользования земельным участком, занятым кладбищем.
Напротив, пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также не позволяет однозначно утверждать об обязанности сельских поселений оформлять правоустанавливающие документы на земельные участки, занятые кладбищем, поскольку Законом установлена правовая норма, согласно которой в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов «могут находиться», в зависимости от вида муниципального образования, имущество, в том числе земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания «мест захоронения», включая межпоселенческие (статья 50).
В связи с изложенным, отсутствие оформленного муниципального права на земельный участок, занятый кладбищем, не свидетельствует о незаконном бездействии администрации Эльтаркачского сельского поселения, как ошибочно указывает прокурор в обоснование заявленных исковых требований.
Независимо от регистрации права собственности кладбище, расположенное в пределах Эльтаркачского сельского поселения, является муниципальной собственностью, и отсутствие правоустанавливающих документов на него не свидетельствует о статусе данного имущества как бесхозяйного.
Ссылка прокурора в исковом заявлении на положения части 1 статьи 4, Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» необоснованна, поскольку указанная норма в совокупности с частью 4 статьи 16 указанного закона, регулируют правоотношения по поводу вновь создаваемых или реконструированных кладбищ, в то время, как доказательств тому, что кладбища в а. Эльтаркач относится к таковым, прокурором представлено не было, таким образом, оно не является вновь образованным либо реконструированным.
Таким образом, исходя из норм вышеприведенного законодательства, у администрации Эльтаркачского сельского поселения отсутствовала обязанность оформлять правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки, отведенные для общественного кладбища на территории Эльтаркачского сельского поселения, расположенные в районе улиц Колхозная, и р. Гочияева.
В ходе судебного разбирательства прокурором также заявлено, что рассматриваемое административное исковое заявление Усть-Джегутинским межрайонным прокурором подано в интересах Российской Федерации, поскольку бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации прав, собственности на земельный участок, отведенный для общественного кладбища на территории сельского поселения и не включение объекта в реестр муниципального имущества может повлечь за собой бесконтрольное использование муниципального имущества, его повреждение либо утрату, а также иные негативные последствия.
Согласно нормам части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, при этом, в соответствии с нормами части 3 статьи 39 КАС РФ административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 КАС РФ.
В соответствии с нормами части 6 статьи 125 КАС РФ административное исковое заявление, которое подается прокурором, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1-5, 8 и 9 части 2 статьи 125 КАС РФ.
В соответствии с нормами пункта 4 части 2 статьи 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие именно права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.
В соответствии с нормами пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, при этом, в соответствии с нормами части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1,2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Таким образом, с учетом правового содержания части 9 статьи 226 КАС РФ юридическое значение по данной категории дел имеют следующие обстоятельства: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Между тем, в рассматриваемом административном исковом заявлении отсутствуют сведения о том, какие конкретно законные интересы Российской Федерации, в интересах которой подан рассматриваемый административный иск, нарушены бездействием администрации Эльтаркачского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района, выразившимся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на земельный участок, отведенный для общественного кладбища на территории Эльтаркачского сельского поселения, могущим, по мнению прокурора, повлечь за собой бесконтрольное использование муниципального имущества, его повреждение либо утрату, а также иные негативные последствия.
Таким образом, исследовав представленные доказательства, оценив их в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд не усматривает фактических и правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Усть-Джегутинского межрайонного прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180, 227, 298 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданного в интересах Российской Федерации к администрации Эльтаркачского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на земельный участок, отведенный для общественного кладбища на территории Эльтаркачского сельского поселения и возложении обязанности принять меры по осуществлению государственной регистрации права собственности на земельный участок, отведенный для общественного кладбища на территории Эльтаркачского сельского поселения – отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения с подачей жалобы через Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Председательствующий - судья И.Ю. Айбазова