ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-428/19 от 03.10.2019 Пластского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-428/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2019 года г. Пласт

Пластский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Данилкиной А.Л.,

при секретаре Долгополовой С.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Давлетбаевой Татьяны Александровны к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконными действия администрации, возложении обязанности,

установил:

Давлетбаева Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области и с учетом уточнения просила признать, что администрация Пластовского муниципального района Челябинской области применяла завышенный норматив на подогрев горячей воды с 2009 года, обязав администрацию экономически обосновать норматив на подогрев воды, действующий на территории Пластовского муниципального района за период с 2005 года по 30 июня 2018 года (л.д. 3-4, 68-69).

В обоснование заявленных требований истец указала, что на территории Пластовского муниципального района с 2005 года применялся норматив на подогрев холодной воды 0,0888 Гкал/м3. В ответе госжилинспекции № 27846 от 08 декабря 2017 года сказано, что согласно информации администрации Пластовского муниципального района постановлением администрации Пластовского муниципального района от 28 декабря 2009 года № 963 утвержден норматив потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение в размере 0,0888 Гкал/м3. До 01 января 2018 года полномочия по утверждению норматива потребления коммунальных услуг были возложены на органы местного самоуправления. В январе 2017 года ей стало известно, что Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 было рекомендовано установить норматив на подогрев воды 0,0595 Гкал/м3. По обращению был получен ответ, что экономического обоснования действующего норматива воды предоставить невозможно, так как документы не сохранились. Истец считает, что ООО «РУК» на протяжении нескольких лет с подачи администрации Пластовского муниципального района применяло завышенный норматив на подогрев воды, который действовал на территории Пластовского муниципального района с 2005 года по 20 июня 2018 года. До 01 января 2018 года у Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области отсутствует обязанность установления норматива на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Считает, что на территории Пластовского муниципального района самый высокий норматив на подогрев горячей воды. Данное утверждение подтвердилось после того, как с 01 июля 2018 года тарифный орган Челябинской области установил тарифы. В домах с приборами учета разница между нормативом, установленным Пластовским муниципальным районом, в денежном выражении составила 147,30 – 87,29 = 60,01 руб. Разница в домах, не оборудованных приборами учета, составила 456,75 – 306,75 = 150 руб. Путем арифметических решений установлено, что норматив на подогрев воды 0,0888 Гкал/м3 применим после того, как в подвал будет подана вода минус 4 градуса, а при 0 градусов вода превращается в лед. Считает, что администрация действует умышленно, не предоставляя экономическое обоснование на подогрев воды.

Протокольным определением от 01 октября 2019 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства

Истец Давлетбаева Т.А. в судебном заседании свои требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснила, что считает действия администрации по установлению необоснованно завышенного норматива на подогрев воды незаконными.

Представитель административного ответчика администрации Пластовского муниципального района Челябинской области Пыталев В.Н. в судебном заседании просил в удовлетворения административных исковых требований истца отказать, указал, что постановлением главы Пластовского муниципального района от 28 декабря 2009 года № 963 был утвержден норматив на тепловую энергию, постановление было опубликовано в газете «Знамя Октября», то есть установленный норматив был доведен до сведения потребителей. На момент принятия постановления действовали правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, согласно которым порядок расчета норматива потребления коммунального ресурса – тепловой энергии, необходимой для подогрева холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не определялся. Обязанность по установлению норматива потребления тепловой энергии для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению возлагалось на органы местного самоуправления на основании ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей до 12 августа 2010 года, с 13 августа 2010 года в статью были внесены изменения и обязанность по установлению нормативов потребления коммунальных услуг была возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Отсутствие принятого в соответствии с требованиями жилищного законодательства норматива потребления коммунальной услуги органом государственной власти субъекта Российской Федерации не является основанием считать, что обязанность по установлению норматива потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению лежала на органах местного самоуправления. С 2011 года норматив на тепловую энергию администрацией Пластовского муниципального района не устанавливался и муниципальным правовым актом не утверждался. Доводы истца о том, что обязанность по установлению норматива потребления коммунальной услуги была возложена на органы местного самоуправления до 01 января 2018 года, являются неверными. В связи с прекращением действия оспариваемого нормативного акта и не применением с 01 января 2018 года регулирующим органом утвержденного оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом норматива на тепловую энергию, отсутствуют правовые основания для его оспаривания в судебном порядке, поскольку на момент подачи искового заявления в суд этим актом не нарушались права, свободы и законные интересы истца и неопределенного круга лиц Пластовского муниципального района, поэтому считает возможным прекратить производство по административному делу. Письменные отзыв представителя администрации Пластовского муниципального района Челябинской области на исковое заявление приобщен к материалам дела (л.д. 43-44).

Представитель заинтересованного лица Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном мнении Министерство указало, что постановлениями Министерства от 28 декабря 2016 года № 66/1, № 66/2 и от 21 декабря 2017 года № 68/1 был установлен переходный период к установлению единых нормативов потребления коммунальных услуг на территории Челябинской области в целях недопущения роста платежей за коммунальные услуги для отдельных категорий граждан и реализации на территории Челябинской области программ энергосбережения в части установки общедомовых приборов учета. Для утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемый на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, был установлен не позднее 01 января 2018 года. 21 декабря 2017 года постановлением № 68/1 Министерство установило единые нормативы на подогрев, в соответствии с которым для Пластовского муниципального района нормативы на подогрев введены в действие с 01 июля 2018 года. Согласно разъяснениям Минстроя России о 15 ноября 2016 года №38026-ОД/04 в случае принятия решения о поэтапном переходе к установлению единых нормативов потребления коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальные услуги необходимо применять нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления. Таким образом, до 01 июля 2018 года на территории Пластовского муниципального района действовал норматив на тепловую энергию на горячее водоснабжение в размере 0,0888 Гкал/м3 в многоквартирном жилищном фонде Пластовского муниципального района (Постановление Главы Пластовского муниципального района от 28 декабря 2009 года № 963). У Министерства отсутствуют исходные данные, используемые при определении вышеуказанного норматива на тепловую энергию на горячее водоснабжение. Понятия норматива на подогрев в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года, до внесения изменений до 28 февраля 2015 года, отсутствовало. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2017 года № 167 срок утверждения нормативов на подогрев перенесен на 01 января 2020 года (л.д. 93-94).

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что постановлением главы Пластовского муниципального района Челябинской области № 963 от 28 декабря 2009 года утверждены нормативы на тепловую энергию: тепловая энергия на отопление - 0,03693 Гкал/кв.м, тепловая энергия на ГВС – 0,27 Гкал/чел., тепловая энергия на ГВС – 0,0888 Гкал/куб.м (л.д. 18). Указанное постановление было опубликовано в газете «Знамя Октября».

Указанный нормативный правовой акт администрации был принят в соответствии с действующими на тот момент Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг были утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, не был оспорен в установленном законом порядке, не был признан незаконным и противоречащим требованиям действующего на тот момент законодательства.

Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, которые начали действовать с 13 августа 2010 года.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в указанной редакции норматив потребления коммунальных услуг утверждался органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утратило силу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года № 129 внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, где впервые была определена методика определения норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Правительством Российской Федерации постановлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2020 года.

Таким образом, до 01 февраля 2015 года понятия норматива на подогрев на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также порядок расчета такого норматива отсутствовал. Поэтому основания для возложения обязанности на администрацию Пластовского муниципального района экономически обосновать норматив на подогрев воды отсутствуют.

Со времени внесения указанных изменений в законодательные акты уполномоченным органом государственной власти Челябинской области по установлению нормативов потребления коммунальной услуги на территории Челябинской области является Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

Согласно письменных пояснений Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области до установления единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг было принято решение применять нормативы потребления коммунальных слуг, установленные органами местного самоуправления. Таким образом, до 01 июля 2018 года на территории Пластовского муниципального района действовал норматив на тепловую энергию на горячее водоснабжение в размере 0,0888 Гкал/м3, который был установлен постановлением Главы Пластовского муниципального района от 28 декабря 2009 года № 963.

Вместе с тем, поскольку с 13 августа 2010 года обязанность по установлению норматива потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не была возложена на органы местного самоуправления, то действия администрации Пластовского муниципального района по применению завышенного норматива на подогрев горячей воды с 2009 года до 30 июня 2018 года, как просит истец, не могут быть признаны незаконными, поскольку администрация с 13 августа 2010 года не имела права нормативного правового регулирования вопроса по утверждению нормативов потребления тепловой энергии.

Исходя из указанных выше норм закона, доводы Давлетбаевой Т.А. о том, что администрация Пластовского муниципального района с 2009 года применяла завышенный норматив на подогрев горячей воды, суд находит несостоятельными, поскольку администрация Пластовского муниципального района, как орган местного самоуправления, установила своим постановлением норматив коммунальной услуги в 2009 году, но его не применяла, и кроме того, с 13 августа 2010 года в полномочия администрации Пластовского муниципального района не входит утверждение норматива потребления коммунальных услуг.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает в действиях администрации Пластовского муниципального района Челябинской области по установлению норматива на тепловую энергию нарушения прав, свобод и законных интересов истца.

Учитывая вышеизложенное, требования Давлетбаевой Т.А. к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Давлетбаевой Татьяне Александровне к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконными действий администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о применении завышенного норматива на подгорев горячей воды с 2009 года, возложении обязанности экономически обосновать норматив на подогрев воды, действующий на территории Пластовского муниципального района за период с 2005 года по 30 июня 2018 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.

Председательствующий: