ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-428/20 от 08.01.2020 Рудничного районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело №2а- 428/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Кемерово «02» марта 2020 года

Рудничный районный суд г.Кемерово, Кемеровской области, в составе председательствующего судьи Долговой Е.В.,

при ведении протокола и аудиозаписи секретарем Губановой М.Р.,

рассмотрев в открытом заседании в г. Кемерово гражданское дело по административному исковому заявлению Прокуратуры Рудничного района города Кемерово, в защиту интересов Российской Федерации неопределённого круга лиц о признании информации, размещенной на сайтах в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратура Рудничного района города Кемерово обратилась в суд в защиту интересов Российской Федерации неопределённого круга лиц с административным иском о признании информации, размещенной на сайтах в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Рудничного района г.Кемерово в ходе мониторинга сети Интернет установлено, что на страницах сайтов сети Интернет:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

- размещена информация о способе ловли рыбы - багрением.

Кроме того, на страницах сайтов:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

- размещена видеоинформация с ссылками на инструкции о способе изготовления устройства для багрения рыбы.

Багрение рыбы - это ловля рыбы баграми, один из наиболее варварских методов браконьерского лова, запрещено законодательством РФ. Причины запрета - катастрофические последствия для ихтиофауны.

Передача информации посредством использования информационно коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Факт наличия доступа к вышеуказанным материалам зафиксирован в акте осмотра страниц Интернет-ресурса, составленного с участием понятых и скриншотами страниц сайтов в сети «Интернет».

При любительском и спортивном рыболовстве запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе способом багрения, глушения, гона (в том числе с помощью бряцал и ботания). Установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено, в том числе, с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений. Предусмотрена административная ответственность за нарушение правил рыболовства.

На указанном интернет-сайте размещена информация для неопределенного круга лиц, содержащая способы ловли рыбы путем багрения, а также способах изготовления багра (орудия для ловли). Информация носит противоправный характер, поскольку использование данного способа ловли запрещен законодательством Российской Федерации.

Сведения, размещенные на данных интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости вышеуказанного способа ловли, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствуют их совершению.

Учитывая, что ловля рыбы вышеуказанным способом может повлечь причинение ущерба водным биологическим ресурсам, которые согласно ч.1 ст.10 Федерального закона №166-ФЗ являются собственностью Российской Федерации, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной изготовлением багров, а также способах ловли рыбы багрением, в том числе через сети «Интернет», за осуществление которой предусмотрены уголовная и административная ответственность.

В связи с чем, свободный доступ к вышеуказанным сайтам, фактически способствует совершению правонарушений, тем самым может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.

Кроме того, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяют идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

Согласно указанных правил, основаниями для включения в Единый реестр являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или суда. Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории РФ, осуществляется в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

От установления данного факта зависит возникновение у уполномоченного органа права на включение сайтов в реестр для последующей блокировки доступа к ним.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличии от мер гражданско-правовой ответственности.

Доступ к странице сайта, где размещен вышеуказанный информационный материал, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена. Способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличии от мер гражданско-правовой ответственности.

Доступ к странице сайта, где размещен вышеуказанный информационный материал, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере.

С учетом вышеизложенного следует признать информацию, размещенную на нем, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В вязи с изложенным, просили признать информацию, содержащуюся в информационно коммуникационной сети Интернет на страницах сайтов:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Обязать Управление Роскомнадзора по Кемеровской области включить сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебном заявлении помощник прокурора Рудничного района города Кемерово – Яковкина Н.Ю., действующая на основании служебного удостоверения ТО №211195 от 27.11.2018г., уточнила заявленные требования, просила признать информацию, содержащуюся в информационно коммуникационной сети Интернет на страницах указанных сайтов запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, кроме сайта <данные изъяты>, поскольку в настоящее время данный сайт запрещенных сведений не содержит. В остальной части на заявленных требованиях настаивала.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом (л.д.44), в письменном отзыве по иску просил дело рассмотреть в отсутствии представителя заинтересованного лица.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав пояснения помощника прокурора Рудничного района г.Кемерово Яковкину Н.Ю., исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.

Судом установлено, что в свободном доступе на Интернет – сайтах:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

размещена информация о способе ловли рыбы – багрением, видеоинформация с ссылками на инструкции о способе изготовления устройства для багрения рыбы, что подтверждается актом осмотра сайта от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.10).

Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010г. №26 (ред. от 31.10.2017г.) «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)», под способами массового истребления водных биологических ресурсов понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания (например, прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его водоснабжения, спуск воды из водных объектов, применение крючковой снасти типа перемета, лов рыбы гоном, багрение, использование запруд, применение огнестрельного оружия, колющих орудий).

Таким образом, багрение - один из наиболее варварских методов браконьерского лова и запрещено законодательством РФ. Причины запрета -катастрофические последствия для ихтиофауны.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, основывается на принципе установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

В силу ч.5 ст.15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Из п.4 ст.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует, что информационно-телекоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п.13 ст.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Факт наличия доступа к вышеуказанным материалам зафиксирован в акте осмотра страниц Интернет-ресурса, составленного с участием понятых и скриншотами страниц сайтов в сети «Интернет» (л.д.10,11-25).

В соответствии с ч.6 ст.26 Федерального закона №166-ФЗ, перечень указанных в части 4 настоящей статьи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и порядок их уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 15.2 Приказов Минсельхоза России от 07.11.2014г. №435 (ред. От 26.10.2018г.) «Об утверждении правил рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна»; от 18.11.2014г. №453 (ред. от 25.07.2019г.) «Об утверждении правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна»; от 22.10.2014г. №402 (ред. от 03.04.2019г.) «Об утверждении правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна»; от 03.09.2014г. №348 (ред. от 05.07.2018г.) «Об утверждении правил рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна»; при осуществлении рыболовства запрещается юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе способами багрения, глушения, гона, в том числе при помощи бряцал и ботания.

Согласно пункту 29 вышеприведенных приказов, при любительском и спортивном рыболовстве запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе способом багрения, глушения, гона (в том числе с помощью бряцал и ботания).

Статьей 256 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено, в том числе, с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений.

Административная ответственность за нарушение правил рыболовства предусмотрена статьями 8.17 «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море стандартов (норм, правил) или условий лицензии» и 8.37 «Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На указанном интернет-сайте размещена информация для неопределенного круга лиц, содержащая способы ловли рыбы путем багрения, а также способах изготовления багра (орудия для ловли). Информация носит противоправный характер, поскольку использование данного способа ловли запрещен законодательством Российской Федерации.

Сведения, размещенные на данных интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости вышеуказанного способа ловли, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствуют их совершению.

Учитывая, что ловля рыбы вышеуказанным способом может повлечь причинение ущерба водным биологическим ресурсам, которые согласно ч.1 ст.10 Федерального закона №166-ФЗ являются собственностью Российской Федерации, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу положений ч.6 ст.10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной изготовлением багров, а также способах ловли рыбы багрением, в том числе через сети «Интернет», за осуществление которой предусмотрены уголовная и административная ответственность.

В ходе рассмотрения дела установлено, что данные сайты, указанные прокурором в настоящем административном иске, не являются официальными сайтами, опубликованы субъектами, которым не предоставлено право распространения подобной информации.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что распространение информации о способах ловли рыбы багрением, видеоинформации с ссылками на инструкции о способе изготовления устройства для багрения рыбы, противоречит целям и задачам действующего законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, потворствует совершению браконьерства.

В свою очередь, нахождение в сети Интернет в открытом доступе информации, побуждающей общество к изготовлению устройств для багрения рыбы и их применению, фактически способствует совершению преступлений по незаконной добыче (вылов) водных биологических ресурсов, чем нарушаются публичные интересы Российской Федерации, права неопределенного круга лиц, права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом Государстве.

В связи с чем, свободный доступ к вышеуказанным сайтам, фактически способствует совершению правонарушений, тем самым может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.

Кроме того, статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012г. №1101, утверждены правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

В соответствии с пунктом 5 правил, основаниями для включения в Единый реестр являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или суда. Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории РФ, осуществляется в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

От установления данного факта зависит возникновение у уполномоченного органа права на включение сайтов в реестр для последующей блокировки доступа к ним.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличии от мер гражданско-правовой ответственности.

Доступ к странице сайта, где размещен вышеуказанный информационный материал, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере.

Согласно письменного отзыва, Управление Роскомнадзора по Кемеровской области, полагает возможным признание информации, размещенной на сайтах с URL-адресами:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

запрещенной к распространению на территории РФ, и внесении данного ресурса в Единый реестр (л.д.30-40).

Таким образом, по мнению суда, информацию, размещенную в сети Интернет на страницах сайтов с URL-адресом:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

направленную на неограниченный круг лиц в обход установленным Российской Федерации требованиям действующего законодательства, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации, следует признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 265.1-265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Прокуратуры Рудничного района города Кемерово, в защиту интересов Российской Федерации неопределённого круга лиц о признании информации, размещенной на сайтах в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на страницах сайтов

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Обязать Управление Роскомнадзора по Кемеровской области включить сайты в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Рудничный районный суд г.Кемерово в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 06.03.2020 года.

Председательствующий: