Дело № 2а – 428/2021
Решение
Именем Российской Федерации
26 апреля 2021 г. г. Вышний Волочёк
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Некрасова Р.Ю.,
при секретаре Широковой Е.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Рузаевой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тверского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России к Территориальной избирательной комиссии Вышневолоцкого округа о признании незаконным постановления №6/53-5 от 18 марта 2021 г. «О рассмотрении документов, представленных в территориальную избирательную комиссию Вышневолоцкого округа Тверским региональным отделением политической партии ЛДПР» и возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Вышневолоцкого округа удовлетворить требования в полном объеме, согласно представленных документов,
установил:
Тверское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России обратилось в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Вышневолоцкого округа, просили признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии Вышневолоцкого округа №6/53-5 от 18 марта 2021 г. «О рассмотрении документов, представленных в территориальную избирательную комиссию Вышневолоцкого округа Тверским региональным отделением политической партии ЛДПР» и обязать Территориальную избирательную комиссию Вышневолоцкого округа удовлетворить требования в полном объеме, согласно представленных документов.
В обоснование административного иска указано, что 18.03.2021 Территориальная избирательная комиссия Вышневолоцкого округа постановлением №6/53-5 отказала Тверскому региональному отделению политической партии ЛДПР в удовлетворении представления о досрочном прекращении полномочий членов УИК, о выводе из резерва составов УИК членов УИК с правом решающего голоса, а также о зачислении кандидатур в составы УИК Вышневолоцкого округа.
Данное решение мотивировано отсутствием кандидатуры нового члена комиссии участка №127, положениями постановления ЦИК РФ №152/1137-6 от 05.12.2012, отсутствием мотивировки, на основании которой ТРО ПП «ЛДПР» предлагает прекратить полномочия членов УИК с правом решающего голоса, обстоятельством отсутствия у выводимых из резерва УИК членов права решающего голоса, как указано в протоколе ТРО, положениями Порядка формирования резервов УИК, Методическими рекомендациями ЦИК России №192/1337-5 от 17.02.2010, а также положениями ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - 67-ФЗ).
Указанное постановление подлежит признанию незаконным по следующим основаниям.
Довод ТИК об отсутствии кандидатуры нового члена комиссии участка №127 не соответствует представленным на рассмотрение документам, поскольку на странице 11 выписки из протокола №2 от 25.02.2021 (далее - протокол) указана кандидатура для назначения членом УИК по участку №127.
Довод ТИК об отсутствии мотивировки, на основании которой ТРО ПП «ЛДПР» предлагает прекратить полномочия членов УИК с правом решающего голоса, безоснователен в связи со следующим.
Согласно п.3.3 ст.22 67-ФЗ, политическая партия, по предложению которой назначен член комиссии в соответствии с пунктом 7 статьи 23. пунктом 8 статьи 24. пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона, вправе внести в назначивший этого члена комиссии орган мотивированное представление о досрочном прекращении полномочий этого члена комиссии. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена комиссии политической партией должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена комиссии. При отсутствии такого предложения представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии рассмотрению не подлежит.
Представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и предложение по кандидатуре нового члена комиссии утверждаются решением уполномоченного на то уставом политической партии постоянно действующего руководящего органа политической партии или (соответственно уровню избирательной комиссии) ее регионального отделения либо иного структурного подразделения. Указанное представление не может быть внесено в течение одного года после назначения члена комиссии, за один год до окончания срока полномочий комиссии, в период, который начинается за шесть месяцев до указанного в пункте 3 статьи 10 настоящего Федерального закона дня голосования на выборах, в подготовке и проведении которых в соответствии с законом участвует соответствующая комиссия, в период соответствующей избирательной кампании, а также в период избирательной кампании на иных выборах, кампании референдума, в подготовке и проведении которых участвует комиссия.
Таким образом, законодателем не установлен императивный запрет на рассмотрение представления в отсутствие мотивировки.
Кроме того, к выписке из протокола приложена копия распоряжения исх.№69/50-21 от 03.03.2021, согласно которому члены УИК с правом решающего голоса по результатам проведенной ревизии должны быть членами партии ЛДПР, пройти перерегистрацию и подтвердить свое членство.
Решение по четвертому, пятому и шестому вопросам повестки дня протокола, а именно - досрочное прекращение полномочий членов УИК, вывод из резерва УИК и внесение кандидатур для назначения членами УИК, обусловлено в том числе необходимостью исполнения требования указанного распоряжения.
Кроме того, примерная форма решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (ТИК, осуществляющей формирование резерва составов участковых комиссий) об исключении из резерва составов участковых комиссий, утвержденная постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 декабря 2012 года N 152/1137-6 (Дополнительно включено постановлением ЦИК России от 26 марта 2014 года N 223/1436-6; в редакции, введенной в действие постановлением ЦИК России от 24 февраля 2021 года N 284/2087-7) в своем тексте также не содержит требований к форме мотивировки.
Из указанного следует, что мотивировка может быть выражена в произвольной форме.
Принимая во внимание приложенное распоряжение и формулировку по исполнению требований данного распоряжения при принятии решения, ответчик обоснованно считал свое мнение выраженным мотивированно.
В процессе принятия документов от членов ТИК замечаний относительно некорректности их заполнения не поступило.
Довод ТИК о необходимости предварительного включения в резерв нового члена УИК законодательно не обоснован.
Ответчик ссылается на п.11 ст.29 67-ФЗ, в то время как в данном случае должен быть применен пункт 11.1 этой же статьи, а именно - орган, назначивший члена комиссии, в отношении которого политической партией внесено представление о досрочном прекращении полномочий в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 настоящего Федерального закона, принимает решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и назначении нового члена комиссии либо об отказе в удовлетворении представления о досрочном прекращении полномочий не позднее чем в месячный срок со дня получения представления о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и предложения по кандидатуре нового члена комиссии. Орган, назначивший члена комиссии, в отношении которого политической партией внесено представление о досрочном прекращении полномочий в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 настоящего Федерального закона, информирует политическую партию о принятом в соответствии с настоящим пунктом решении.
Согласно п.1,8 ст.75 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд.
В соответствии с п. 28 ст.2 67-ФЗ избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.7 ст.3 67-ФЗ выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
В соответствии с п.3 ст.20 67-ФЗ комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 22-27 67-ФЗ право предложить кандидатуры в состав избирательных комиссий принадлежит только политическим партиям, избирательным объединениям, иным общественным объединениям, представительным органам муниципальных образований, ряду избирательных комиссий, собраниям избирателей. Решение органа государственной власти, органа местного самоуправления, соответствующей избирательной комиссии, которым предложенная кандидатура не включена в состав избирательной комиссии, может быть оспорено политической партией, избирательным объединением, иным общественным объединением, представительным органом муниципального образования, избирательной комиссией, собранием избирателей, охраняемые законом интересы которых затрагиваются этим решением, но не самим гражданином, кандидатура которого была предложена и не включена в состав избирательной комиссии.
Принятием оспариваемого постановления ответчик нарушил права партии на досрочное прекращение полномочий членов УИК, вывод из резерва состава УИК, а также о зачислении кандидатур в состав УИК, установленные нормами 67-ФЗ.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административный иск поддержала.
Представитель административного ответчика председатель Территориальной избирательной комиссии Вышневолоцкого округа ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, согласно представленному отзыву на административное исковое заявление и дополнительному отзыву Территориальная избирательная комиссия Вышневолоцкого округа (далее - ТИК Вышневолоцкого округа), рассмотрев Административное исковое заявление Тверского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии Россини (далее - ТРО ПП «ЛДПР») о признании незаконным постановления ТИК Вышневолоцкого округа №6/53-5 от 18.03.2021 и обязании ТИК комиссии Вышневолоцкого округа удовлетворить требования ТРО ПП «ЛДПР», считает его необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
12.03.2021 в ТИК Вышневолоцкого округа из ТРО ПП «ЛДПР» поступили документы о досрочном прекращении полномочий членов УИК с правом решающего голоса назначенных в состав УИК по предложению политической партии «ЛДПР (вх. №51), о выводе из резерва УИК кандидатур, зачисленных по предложению политической партии «ЛДПР» (вх. №52), а также документы для зачисления в состав УИК Вышневолоцкого округа (вх. №53).
Изучив представленные документы ТИК Вышневолоцкого округа установила следующее.
В соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательны прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ) политическая партия, по предложению которой назначен член комиссии в соответствии с пунктом 7 статьи 23 (избирательная комиссия субъекта Российской Федерации), пунктом 8 статьи 24 (избирательная комиссия муниципального образования), пунктами 7 и 7.1 статьи 25 (окружная избирательная комиссия), пунктом 7 статьи 26 (территориальная комиссия), пунктом 5 статьи 27 (участковая комиссия) (далее - УИК) Федерального закона №67-ФЗ, вправе внести в назначивший этого члена комиссии орган мотивированное представление о досрочном прекращении полномочий этого члена комиссии. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена комиссии политической партией должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена комиссии. При отсутствии такого предложения представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии рассмотрению не подлежит. Представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и предложение по кандидатуре нового члена комиссии утверждаются решением уполномоченного на то уставом политической партии постоянно действующего руководящего органа политической партии или (соответственно уровню избирательной комиссии) ее регионального отделения либо иного структурного подразделения. Указанное представление не может быть внесено в течение одного года после назначения члена комиссии, за один год до окончания срока полномочий комиссии, в период, который начинается за шесть месяцев до указанного в пункте 3 статьи 10 настоящего Федерального закона дня голосования на выборах, в подготовке и проведении которых в соответствии с законом участвует соответствующая комиссия, в период соответствующей избирательной кампании, а также в период избирательной кампании на иных выборах, кампании референдума, в подготовке и проведении которых участвует комиссия.
ТРО ПП «ЛДПР» предоставлено документы на досрочное прекращение полномочий 42 членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, при этом одна из них ФИО3 (УИК №150) назначена членом комиссии 15 июня 2020 года. Таким образом, она не может быть досрочно освобождена политической партией, по предложению которой назначена.
В соответствии с пунктом 11 статьи 29 Федерального закона №67- ФЗ новый член УИК назначается из резерва составов участковых комиссий с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 22 Федерального закона №67-ФЗ, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Порядок формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, установлен постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 05.12.2012 №152/1137-6 (далее - Порядок формирования резерва составов УИК).
Исходя из вышеизложенного, представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии политической партией должно быть мотивированным. Вместе с тем, в Выписке из протокола №2 заседания Координационного Совета ТРО ЛДПР от 25.02.2021 (вх. №51) отсутствует мотивировка, на основании которой ТРО ПП ЛДПР предлагает прекратить полномочия членов УИК с правом решающего голоса.
Согласно Выписке из протокола №2 заседания Координационного Совета ТРО ЛДПР от 25.02.2021 (вх. №52) предлагается ТИК Вышневолоцкого округа вывести из резерва участковых избирательных комиссий Вышневолоцкого округа членов УИК с правом решающего голоса. Кандидатуры, находящиеся в резерве не являются членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, следовательно, не могут быть выведены из резерва составов УИК по представленному решению ТРО ПП «ЛДПР».
В соответствии с пунктом 34 Порядка формирования резерва составов УИК в случае досрочного прекращения полномочий члена участковой комиссии на основании мотивированного представления политической партии, внесенного в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 Федерального закона № 67- ФЗ, кандидатура нового члена УИК подлежит зачислению в резерв составов участковых комиссий на основании подпункта «е» пункта 19 Порядка формирования резерва составов УИК.
Согласно Выписки из протокола №2 заседания Координационного Совета ТРО ЛДПР от 25.02.2021 (вх. №53) предлагается внести в ТИК Вышневолоцкого округа кандидатуры для назначения членами УИК с правом решающего голоса от политической партии ЛДПР. В соответствии с пунктом 4, 5.1 статьи 27 Федерального закона №67-ФЗ, Методическими рекомендациями о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденными постановлением ЦИК России 17.02.2010 №192/1337-5, Порядком формирования резерва составов УИК кандидатуры должны предлагаться для включения в резерв составов УИК, а не для назначения в состав УИК. И только из резерва составов УИК ТИК может быть назначена кандидатура члена УИК с правом решающего голоса.
В соответствии с пунктом 11.1 статьи 29 Федерального закона №67-ФЗ орган, назначивший члена комиссии, в отношении которого политической партией внесено представление о досрочном прекращении полномочий в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 Федерального закона №67-ФЗ, принимает решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и назначении нового члена комиссии либо об отказе в удовлетворении представления о досрочном прекращении полномочий не позднее чем в месячный срок со дня получения представления о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и предложения по кандидатуре нового члена комиссии. Орган, назначивший члена комиссии, в отношении которого политической партией внесено представление о досрочном прекращении полномочий в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 Федерального закона №67- ФЗ, информирует политическую партию о принятом в соответствии с настоящим пунктом решении.
На основании вышеизложенного, 18.03.2021 ТИК Вышневолоцкого округа принято постановление № 6/53-5 «О рассмотрении документов, представленных в территориальную избирательную комиссию Вышневолоцкого округа Тверским региональным отделением политической партии ЛДПР», которым ТРО ПП «ЛДПР» отказано в удовлетворении представления о досрочном прекращении полномочий членов УИК, о выводе из резерва составов УИК членов УИК с правом решающего голоса, а также о зачислении кандидатур в составы УИК Вышневолоцкого округа.
ТИК Вышневолоцкого округа считает, что постановление принято в соответствии с требованиями действующего законодательства и оснований для его отмены нет.
В качестве документа - основания для прекращения полномочий членов УИК с правом решающего голоса представлены: выписка из протокола №2 заседания Координационного Совета Тверского регионального отделения ЛДПР от 25.02.2021 (далее - Выписка из протокола №2) и распоряжение Координатора ТРО ЛДПР ФИО4 от 03.03.2021 исх.№69/50-21 (далее - Распоряжение).
Согласно Выписке из протокола №2 решение Координационного Совета ТРО ЛДПР от 25.02.2021 основано на пункте 6.9 Устава ЛДПР, а также на Распоряжении, которое фактически было принято после заседания Координационного Совета 03.03.2021 и содержит поручение координаторам местных отделений о проведении ревизии членов УИК с правом решающего голоса без указания конкретных лиц. Вместе с тем, ни Выписка из протокола №2, ни Распоряжение не содержит обоснованных причин (мотивировки), на основании которых ТРО ЛДПР предлагает прекратить полномочия указанных членов УИК с правом решающего голоса, т.е. представленные документы не соответствуют требованиям, установленным пунктом 3 статьи 22 Федерального закона №67-ФЗ.
Кроме того, согласно пункта 6.9 Устава Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России (далее - Устав ЛДПР) Координационный Совет регионального отделения по представлению координатора регионального отделения в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает решение о предложениях по кандидатурам для назначения членами участковых, территориальных, окружных избирательных комиссий и избирательных комиссий муниципальных образований с правом решающего голоса, о назначении либо прекращении полномочий членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, а также, уполномоченных представителей, доверенных лиц и наблюдателей при проведении выборов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Ни пункт 6.9 Устава ЛДПР, ни иные его положения, не содержат норм о наделении полномочиями Координационных Советов и координаторов региональных отделений по внесению мотивированных представлений о прекращении полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Таким образом, решение Координационного Совета ТРО ЛДПР от 25.02.2021 о внесении предложения о досрочном прекращении полномочий членов комиссии с правом решающего голоса принято не уполномоченным на то органом регионального отделения политической партии, что противоречит пункту 3.3 статьи 22 Федерального закона №67-ФЗ.
Утверждение ТРО ПП «ЛДПР», что ТИК Вышневолоцкого округа принял немотивированное решение, является ошибочным.
Считают, что при подготовке документов ТРО ПП «ЛДПР» не четко представлял какие документы для реализации своих полномочий в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 Федерального закона №67-ФЗ он должен принять и представить в избирательную комиссию.
Сославшись на данную норму закона ТРО ПП «ЛДПР» не принял во внимание тот факт, что она предусматривает такую возможность для всех уровней избирательных комиссий, и в том числе и для УИК. Но вместе с тем, именно для УИК кандидатуры для назначения в состав УИК должны быть из резерва составов УИК. Следовательно, предлагать кандидатуру для УИК в которой они предлагают досрочно прекратить полномочия члена УИК они должны в резерв составов УИК, а не в состав УИК.
Формирование УИК осуществляется в ином порядке, а именно в соответствии пунктом 4, 5.1 статьи 27 Федерального закона №67-ФЗ, Методическими рекомендациями о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденными постановлением ЦИК России 17.02.2010 №192/1337-5, Порядком формирования резерва составов УИК кандидатуры должны предлагаться для включения в резерв составов УИК, а не для назначения в состав УИК. И только из резерва составов УИК ТИК может быть назначена кандидатура члена УИК с правом решающего голоса.
Позиция ТРО ПП «ЛДПР», что ТИК Вышневолоцкого округа «нарушила права партии на досрочное прекращение полномочий членов УИК, вывод из резерва состава УИК, а также о зачислении кандидатур в состав УИК» безосновательна.
Как раз принятие положительного решения по данным вопросам ТИК Вышневолоцкого округа в противоречие с принятыми ТРО ПП «ЛДПР» решениями, привело бы к нарушению Федерального закона №67-ФЗ, а также к нарушению прав других политических партий, которые подготовили документы в соответствии с требованиями законодательства (неравные условия для политических партий).
Кроме того, немотивированное, принятое и оформленное с нарушением действующего законодательства решение ТРО ПП «ЛДПР» о досрочном прекращении полномочий членов УИК, нарушает права указанных в решении действующих членов УИК с правом решающего голоса.
Таким образом, ТИК Вышневолоцкого округа, принимая положительные решения по таким документам ТРО ПП «ЛДПР» превысила бы свои полномочия и нарушила действующее законодательство.
Принимая во внимание, что Единый день голосования 19 сентября 2021 года, указанное в пункте 3.3 статьи 22 Федерального закона №67-ФЗ представление не может быть внесено в период, который начинается за шесть месяцев до указанного в пункте 3 статьи 10 Федерального закона №67-ФЗ дня голосования на выборах, в подготовке и проведении которых в соответствии с законом участвует соответствующая комиссия.
Все участковые комиссии Тверской области будут участвовать в подготовке и проведении выборов, которые будут проходить на территории Тверской области (выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, Губернатора Тверской области, депутатов Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва, депутатов представительных органов муниципальных образований.
Следовательно, срок в который политическая партия могла воспользоваться правом установленным пунктом 3.3 статьи 22 Федерального закона №67-ФЗ истек 18 марта 2021 года.
ТИК Вышневолоцкого округа считает необоснованной позицию ТРО ПП «ЛДПР», в том, что ТИК Вышневолоцкого округа нарушила права политической партии на вывод кандидатур из резерва составов УИК.
Согласно Выписке из протокола №2 заседания Координационного Совета ТРО ЛДПР от 25.02.2021 (вх. №52) предлагается ТИК Вышневолоцкого округа вывести из резерва участковых избирательных комиссий Вышневолоцкого округа членов УИК с правом решающего голоса. Кандидатуры, находящиеся в резерве не являются членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, следовательно, не могут быть выведены из резерва составов УИК по представленному решению ТРО ПП «ЛДПР».
Согласно пп. «д» пункта 25 Порядка формирования резерва составов УИК по решению ИКСРФ (ТИК, осуществляющей формирование резерва составов участковых комиссий) лица, зачисленные в резерв составов участковых комиссий, исключаются из него на основании решения политической партии с обязательным представлением в трехдневный срок кандидатуры в резерв составов участковых комиссий взамен отозванной.
Согласно пункта 12 Порядка формирования резерва составов УИК Порядка формирования резерва составов УИК при назначении выборов, в том числе досрочных выборов, за исключением дополнительных и повторных, ИКСРФ (ТИК, осуществляющая формирование резерва составов участковых комиссий) в обязательном порядке проводит сбор предложений для дополнительного зачисления в резерв составов участковых комиссий, участвующих в подготовке и проведении этих выборов. Сбор предложений осуществляется в период, который начинается за 50 дней до дня голосования и оканчивается за 30 дней до дня голосования. ИКС РФ (ТИК, осуществляющая формирование резерва составов участковых комиссий) своим решением с учетом местных условий может продлить срок- сбора предложений.
Следовательно, ТРО ПП «ЛДПР» может реализовать свое право по предложению кандидатур для зачисления в резерв составов УИК для Единого дня голосования на выборах 19 сентября 2021 года.
Обращают внимание суда на позицию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в отношении трактовки понятия «мотивированное представление». На их взгляд мотивированное представление может содержать определенные факты и доводы, основанные на нормах права.
Помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Рузаева К.Н. в судебном заседании пояснила, что требования административного истца удовлетворению не подлежат. Согласно п. 3.3 ст. 22 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ политическая партия, по предложению которой назначен член комиссии, вправе внести в назначивший этого члена комиссии орган мотивированное представление о досрочном прекращении полномочий этого члена комиссии. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена комиссии политической партией должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена комиссии. При отсутствии такого предложения представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии рассмотрению не подлежит. Представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и предложение по кандидатуре нового члена комиссии утверждаются решением уполномоченного на то уставом политической партии постоянно действующего руководящего органа политической партии или ее регионального отделения либо иного структурного подразделения. Указанное представление не может быть внесено в течение одного года после назначения члена комиссии, за один год до окончания срока полномочий комиссии, в период, который начинается за шесть месяцев до указанного в пункте 3 статьи 10 настоящего Федерального закона дня голосования на выборах. В соответствии с п. 11.1 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ орган, назначивший члена комиссии, в отношении которого внесено представление о досрочном прекращении полномочий, принимает решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и назначении нового члена комиссии либо об отказе в удовлетворении представления о досрочном прекращении полномочий не позднее чем в месячный срок со дня получения представления о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и предложения по кандидатуре нового члена комиссии. Орган, назначивший члена комиссии, в отношении которого политической партией внесено представление о досрочном прекращении полномочий, информирует политическую партию о принятом в соответствии с настоящим пунктом решении. Из материалов дела следует, что при обращении административного истца в ТИК не представлено в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ мотивированного представления о досрочном прекращении полномочий членов комиссии, утвержденного решением уполномоченного на то уставом политической партии постоянно действующего руководящего органа политической партии, в связи с чем ТИК принято законное решение об отказе истцу в удовлетворении его требований. В представленных административным истцом документах идет ссылка на п. 6.9 Устава партии, которым определены полномочия координационного совета партии, однако решение вопроса о прекращении полномочий членов УИК с правом решающего голоса, указанный пункт Устава в качестве полномочия координационного совета не предусматривает, а соответственно, координационный совет не является уполномоченным органом для решения подобного рода вопросов. Доводы административного истца относительно того, что представленные им в ТИК документы, а именно: протокол выписки из заседания координационного совета от 25 февраля 2021 года, а так же распоряжение от 3 марта 2021 года, должны быть и могут восприниматься в качестве мотивированного представления о досрочном прекращении, противоречат положениям пунктом 3.3 статьи 22 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ и основанном на неправильном толковании нормы закона. Согласно п. 11 ст. 29 ФЗ № 67 в случае досрочного прекращения членов УИК по основаниям, предусмотренным пунктом 3.3 статьи 22, новый член участковой комиссии назначается из резерва составов участковых комиссий с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 22 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. На основании изложенного, считает, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.2 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч.1,2 ст.244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
В соответствии с п.3.3 ст. 22 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон №67-ФЗ) политическая партия, по предложению которой назначен член комиссии в соответствии с пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона, вправе внести в назначивший этого члена комиссии орган мотивированное представление о досрочном прекращении полномочий этого члена комиссии. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена комиссии политической партией должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена комиссии. При отсутствии такого предложения представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии рассмотрению не подлежит. Представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и предложение по кандидатуре нового члена комиссии утверждаются решением уполномоченного на то уставом политической партии постоянно действующего руководящего органа политической партии или (соответственно уровню избирательной комиссии) ее регионального отделения либо иного структурного подразделения. Указанное представление не может быть внесено в течение одного года после назначения члена комиссии, за один год до окончания срока полномочий комиссии, в период, который начинается за шесть месяцев до указанного в пункте 3 статьи 10 настоящего Федерального закона дня голосования на выборах, в подготовке и проведении которых в соответствии с законом участвует соответствующая комиссия, в период соответствующей избирательной кампании, а также в период избирательной кампании на иных выборах, кампании референдума, в подготовке и проведении которых участвует комиссия.
Как усматривается из материалов административного дела в территориальную избирательную комиссию Вышневолоцкого округа (далее - ТИК Вышневолоцкого округа) 12.03.2021 года из Тверского регионального отделения Политической партии ЛДПР (далее - ТРО ПП «ЛДПР») поступили документы о досрочном прекращении полномочий членов УИК с правом решающего голоса назначенных в состав УИК по предложению Политической партии ЛДПР, о выводе из резерва участковых избирательных комиссий членов УИК с правом решающего голоса, зачисленных по предложению Политической партии ЛДПР, а также документы для зачисления в состав УИК Вышневолоцкого округа. Постановлением Территориальной избирательной комиссии Вышневолоцкого округа №6/53-5 от 18 марта 2021 г. «О рассмотрении документов, представленных в территориальную избирательную комиссию Вышневолоцкого округа Тверским региональным отделением политической партии ЛДПР» Тверскому региональному отделению политической партии ЛДПР в удовлетворении представления о досрочном прекращении полномочий членов УИК, о выводе из резерва составов УИК членов УИК с правом решающего голоса, а также о зачислении кандидатур в составы УИК Вышневолоцкого округа отказано. В обоснование указано, что ТРО ПП «ЛДПР» предоставлено документы на досрочное прекращение полномочий 42 членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, при этом одна из них ФИО3 (УИК №150) назначена членом комиссии 15 июня 2020 года. Таким образом, она не может быть досрочно освобождена политической партией, по предложению которой назначена.
Кроме того, ТРО ПП «ЛДПР» предлагает досрочно прекратить полномочия ФИО5, члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательного участка №127, вместе с тем предложение по кандидатуре нового члена комиссии отсутствует. Поэтому представление о досрочном прекращении полномочий ФИО5 рассмотрению не подлежит.
В соответствии с пунктом 11 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ новый член участковой комиссии назначается из резерва составов участковых комиссий с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 22 Федерального закона №67-ФЗ, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Порядок формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, установлен постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 05.12.2012 №152/1137-6 (далее - Порядок формирования резерва составов УИК).
Исходя из вышеизложенного, представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии политической партией должно быть мотивированным. Вместе с тем, в Выписке из протокола №2 заседания Координационного Совета ТРО ЛДПР от 25.02.2021 (вх. №51) отсутствует мотивировка, на основании которой ТРО ПП «ЛДПР» предлагает прекратить полномочия членов УИК с правом решающего голоса.
Согласно Выписке из протокола №2 заседания Координационного Совета ТРО ЛДПР от 25.02.2021 (вх. №52) предлагается ТИК Вышневолоцкого округа вывести из резерва участковых избирательных комиссий Вышневолоцкого округа членов УИК с правом решающего голоса. Кандидатуры, находящиеся в резерве не являются членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, следовательно, не могут быть выведены из резерва составов УИК по представленному решению ТРО ЛДПР.
В соответствии с пунктом 34 Порядка формирования резерва составов УИК в случае досрочного прекращения полномочий члена участковой комиссии на основании мотивированного представления политической партии, внесенного в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ, кандидатура нового члена участковой комиссии подлежит зачислению в резерв составов участковых комиссий на основании подпункта «е» пункта 19 Порядка формирования резерва составов УИК.
Согласно Выписке из протокола №2 заседания Координационного Совета ТРО ЛДПР от 25.02.2021 (вх. №53) предлагается внести в ТИК Вышневолоцкого округа кандидатуры для назначения членами УИК с правом решающего голоса от Политической партии ЛДПР. В соответствии с пунктом 4, 5.1 статьи 27 Федерального закона №67-ФЗ, Методическими рекомендациями о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденными постановлением ЦИК России 17.02.2010 №192/1337-5, Порядком формирования резерва составов УИК кандидатуры должны предлагаться для включения в резерв составов УИК, а не для назначения в состав УИК. И только из резерва составов УИК ТИК может быть назначена кандидатура члена УИК с правом решающего голоса.
В соответствии с пунктом 11.1 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ орган, назначивший члена комиссии, в отношении которого политической партией внесено представление о досрочном прекращении полномочий в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ, принимает решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и назначении нового члена комиссии либо об отказе в удовлетворении представления о досрочном прекращении полномочий не позднее чем в месячный срок со дня получения представления о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и предложения по кандидатуре нового члена комиссии. Орган, назначивший члена комиссии, в отношении которого политической партией внесено представление о досрочном прекращении полномочий в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 Федерального закона №67-ФЗ, информирует политическую партию о принятом в соответствии с настоящим пунктом решении.
Оценивая принятое административным ответчиком Территориальной избирательной комиссии Вышневолоцкого городского округа постановление, суд приходит к выводу, что постановление основано на законе, так как в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 Федерального закона №67-ФЗ политическая партия вправе внести в назначивший этого члена комиссии орган мотивированное представление о досрочном прекращении полномочий этого члена комиссии. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена комиссии политической партией должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена комиссии. При отсутствии такого предложения представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии рассмотрению не подлежит.
В пункте 6.2 статьи 29 Федерального закона №67-ФЗ указано, что член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, на основании мотивированного представления политической партии о досрочном прекращении его полномочий, внесенного в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 настоящего Федерального закона.
При этом процедура назначения нового члена комиссии определена нормой п.11.1 ст.29 Федерального закона №67-ФЗ, согласно которой орган, назначивший члена комиссии, в отношении которого внесено представление о досрочном прекращении полномочий в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 или пунктом 9.1 статьи 23 настоящего Федерального закона, принимает решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и назначении нового члена комиссии либо об отказе в удовлетворении представления о досрочном прекращении полномочий не позднее чем в месячный срок со дня получения представления о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и предложения по кандидатуре нового члена комиссии.
Однако при этом в соответствии с п.11 ст.29 Федерального закона №67-ФЗ новый член участковой комиссии назначается из резерва составов участковых комиссий с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 22 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Для того, чтобы реализовать требование п.11 ст.29 Федерального закона №67-ФЗ о том, что новый член участковой комиссии назначается из резерва составов участковых комиссий в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, п.34 Постановления ЦИК России от 05.12.2012 № 152/1137-6 «О порядке формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий» (далее - Порядок формирования резерва составов УИК) установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий члена участковой комиссии на основании мотивированного представления политической партии, внесенного в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 настоящего Федерального закона, кандидатура нового члена участковой комиссии подлежит зачислению в резерв составов участковых комиссий на основании подпункта «е» пункта 19 настоящего Порядка
В соответствии с подпунктом «е» пункта 19 Постановления ЦИК России Порядка формирования резерва составов УИК на основании письменного заявления (приложение №1 к настоящему Порядку) в резерв составов участковых комиссий зачисляются лица, предложенные политическими партиями взамен членов участковых комиссий, полномочия которых прекращены досрочно в соответствии с пунктом 6.2 статьи 29 Федерального закона.
Из требований данных правовых норм следует, что для реализации политической партией права, закреплённого пунктом 3.3 статьи 22 Федерального закона №67-ФЗ, на досрочное прекращение члена комиссии, необходимо представить в избирательную комиссию мотивированное представление о досрочном прекращении полномочий этого члена комиссии, а также внести предложение по кандидатуре нового члена комиссии в виде заявления на зачисление в резерв комиссии с последующим назначением членом УИК в случае удовлетворения мотивированного представления политической партии, с приложением документов подтверждающих письменное согласие кандидата на зачисление в резерв с последующим назначением членом УИК (Приложение №1 к Порядку формирования резерва составов УИК).
Оценивая представленные Тверским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России в Территориальную избирательную комиссию Вышневолоцкого округа 12 марта 2021 года документы о досрочном прекращении полномочий членов комиссии с правом решающего голоса от ЛДПР и документы для зачисления в члены состава участковых избирательных комиссий Вышневолоцкого округа Тверской области суд приходит к выводу о том, что данные документы не соответствуют требованиям пункта 3.3 статьи 22 Федерального закона №67-ФЗ, так как отсутствует мотивированное представление о досрочном прекращении полномочий членов комиссии, а также требованиям п.11 ст.29 Федерального закона №67-ФЗ во взаимосвязи с п.34 Порядка формирования резерва составов УИК, так как в представленных документах отсутствует предложение политической партии по кандидатуре нового члена комиссии с указанием на зачисление в резерв комиссии с последующим назначением членом УИК. В нарушение подпункта «е» пункта 19 Порядка формирования резерва составов УИК в заявлении по форме Приложения 1 Порядка формирования резерва составов УИК не заполнено письменное согласие кандидатов на зачисление в резерв УИК.
Оценивая представленные Тверским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России в Территориальную избирательную комиссию Вышневолоцкого округа 12 марта 2021 года документы о выводе из резерва участковых избирательных комиссий членов УИК с правом решающего голоса от ЛДПР, суд приходит к выводу о том, что данные документы не соответствуют требованиям пп. «д» п.25 Порядка формирования резерва составов УИК, согласно которому по решению ИКСРФ (ТИК, осуществляющей формирование резерва составов участковых комиссий) лица, зачисленные в резерв составов участковых комиссий, исключаются из него на основании решения политической партии с обязательным представлением в трехдневный срок кандидатуры в резерв составов участковых комиссий взамен отозванной. Решением политической партии предложено Территориальной избирательной комиссии Вышневолоцкого округа вывести из резерва участковых избирательных комиссий Вышневолоцкого округа членов УИК с правом решающего голоса от ЛДПР, однако лица, зачисленные в резерв составов участковых комиссий, не являются членами УИК с правом решающего голоса.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление Территориальной избирательной комиссии Вышневолоцкого округа №6/53-5 от 18 марта 2021 г. «О рассмотрении документов, представленных в территориальную избирательную комиссию Вышневолоцкого округа Тверским региональным отделением политической партии ЛДПР» является законным и обоснованным, не содержит нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого постановления.
В связи с чем, в удовлетворении административного иска Тверского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России к Территориальной избирательной комиссии Вышневолоцкого округа о признании незаконным постановления №6/53-5 от 18 марта 2021 г. «О рассмотрении документов, представленных в территориальную избирательную комиссию Вышневолоцкого округа Тверским региональным отделением политической партии ЛДПР» и возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Вышневолоцкого округа удовлетворить требования в полном объеме, согласно представленных документов, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Тверского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России к Территориальной избирательной комиссии Вышневолоцкого округа о признании незаконным постановления №6/53-5 от 18 марта 2021 г. «О рассмотрении документов, представленных в территориальную избирательную комиссию Вышневолоцкого округа Тверским региональным отделением политической партии ЛДПР» и возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Вышневолоцкого округа удовлетворить требования в полном объеме, согласно представленных документов, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (6 мая 2021 г.)
Председательствующий Р.Ю. Некрасов
Дело № 2а – 428/2021