ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4294/16 от 27.09.2016 Смольнинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-4294/16 27 сентября 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Матусяк Т.П.,

при секретаре Азбековой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Санкт-Петербурга о признании незаконными действий

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с указанным иском, указав следующее.

16.06.2016 года в Санкт-Петербурге на фасаде здания по адресу: <адрес> была установлена мемориальная доска Карлу Маннергейму.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 21 ноября 2001 года № 706-131 «О мемориальных досках в Санкт-Петербурге» мемориальная доска устанавливается в целях увековечения памяти о выдающейся личности, жизнь и деятельность которой были связаны с Санкт-Петербургом, либо выдающемся историческом событии (факте), произошедшем в Санкт-Петербурге.

Положениями пункта 1 статьи 3 указанного Закона Санкт-Петербурга предусмотрено, что основаниями для принятия решения об установке мемориальной доски являются признание значения события для развития общества и культуры, наличие особого вклада выдающейся личности в определенную сферу деятельности, официально признанных достижений в науке, технике, литературе, искусстве, культуре и спорте, государственной, общественной, политической, военной и производственной деятельности.

В части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Как следует из преамбулы Конституции Российской Федерации, данная обязанность предопределена историческими традициями народов России, в основе которых лежит почитание предков, передавших последующим поколениям любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Истец считает, что Закон Санкт-Петербурга «О мемориальных досках в Санкт-Петербурге» направлен на реализацию указанной конституционной обязанности, путем сохранения исторической памяти о личностях и событиях, связанных с Санкт-Петербургом, как части исторического и культурного наследия России.

ФИО1, в поданном им в суд иске указал, что с именем Карла Маннергейма связана самая трагическая страница истории города - блокада Ленинграда. Маннергейм осуществлял командование финскими войсками обеспечивавшими блокаду города с северного направления.

По мнению истца, установление в Санкт-Петербурге мемориальной доски Карлу Маннергейму по существу означает возложение на него как жителя Санкт-Петербурга обязанности сохранять историческую память о личности Карла Маннергейма как части исторического наследия, передавать эту память последующим поколениям, относится к указанной личности с почитанием.

ФИО1 указывает, что действия Правительства Санкт- Петербурга по установлению мемориальной доски пособнику и союзнику фашистской ФИО2 умаляют его человеческое достоинство, право на которое является одним из конституционных прав человека (часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации), то есть нарушают его право на достоинство.

При этом, по мнению истца, действия Правительства Санкт-Петербурга по установке мемориальной доски Карлу Маннергейму противоречат положениям пункта 2 статьи 1 и пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 21 ноября 2001 года № 706-131 «О мемориальных досках в Санкт-Петербурге».

Административный истец ФИО1 просит признать незаконными действия Правительства Санкт-Петербурга по установке мемориальной доски Карлу Маннергейму на фасаде здания по адресу: <адрес>; обязать Правительство Санкт-Петербурга осуществить демонтаж мемориальной доски Карлу Маннергейму на фасаде здания по адресу: <адрес>.

Представитель административного истца по доверенности Ремесло И.Б. в судебное заседание явился, административный иск ФИО1 поддерживает, считает, что оспариваемыми действиями административного ответчика нарушено право административного истца на достоинство и на сохранение культурного наследия, поскольку ФИО1 является жителем Санкт-Петербурга, его предки принимали участие в Великой Отечественной войне. Мемориальная доска Карлу Маннергейму установлена незаконно. Правительство Санкт-Петербурга совершило действия по установлению мемориальной доски, что, по мнению истца, подтверждается тем, что на ее официальном открытии присутствовали члены Правительства. ФИО1 обращался и в Правительство Санкт-Петербурга и в Комитет по культуре, и на его обращения были даны ответы, с указанием на то, что им неизвестно, кто является инициатором установления данного мемориального знака.

Представитель Правительства Санкт-Петербурга по доверенности ФИО3 в судебное заседание явился, иск не признает, суду пояснил, что Правительство Санкт-Петербурга не совершало действий по установлению мемориальной доски Карлу Маннергейму, в связи с чем, требования к Правительству С-ны не обоснованно.

Представитель Правительства Санкт-Петербурга представил суду письменные возражения, в которых указал следующее. Как следует из искового заявления ФИО1, 16.06.2016 года в Санкт-Петербурге на фасаде здания по адресу: <адрес> была установлена мемориальная доска К.Маннергейму.

В то же время ФИО1 не указывает в своем исковом заявлении, кем и на основании какого правового акта была установлена данная мемориальная доска, при этом просит признать незаконными действия Правительства Санкт-Петербурга по установке указанной мемориальной доски.

В целях реализации Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 706-131 «О мемориальных досках в Санкт-Петербурге» Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 24.12.2012 № 1371 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О мемориальных досках в Санкт-Петербурге», в соответствии со статьей 1 которого создается Совет по мемориальным доскам при Правительстве Санкт-Петербурга.

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Положения о Совете, утвержденного постановлением, Совет создан в целях подготовки и принятия решений об установке мемориальных досок в Санкт-Петербурге и является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом при Правительстве Санкт-Петербурга.

В силу пункта 2.2 Положения, задачами Совета являются рассмотрение предложений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Санкт-Петербурга и иных субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также юридических лиц об установке мемориальных досок в Санкт-Петербурге и принятие решений об установке или об отказе в установке мемориальных досок в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом.

В соответствии с пунктом 10 Порядка проведения мониторинга предложений и принятия решений об установке мемориальных досок в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением, принятие Советом решения об установке мемориальной доски на фасаде здания, выходящем на проезд (аллею, бульвар, переулок, проспект, площадь, улицу, шоссе и др.), является основанием для подготовки проекта правового акта Правительства Санкт-Петербурга об установке мемориальной доски.

Решение Правительства Санкт-Петербурга об установке мемориальной доски принимается с учетом решения, принятого Советом, и заключения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры при условии соответствия установки мемориальной доски требованиям, предусмотренным действующим законодательством.

Согласно пункту 2 и 3 Порядка, мониторинг проводится Комитетом по культуре Санкт-Петербурга два раза в год в целях определения наличия оснований для установки мемориальных досок в Санкт-Петербурге. Информация о проведении мониторинга и приеме предложений об установке мемориальных досок в Санкт-Петербурге размещается на официальном сайте Комитета по культуре Санкт-Петербурга в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет».

Официальных обращений от юридических лиц в адрес Комитета по культуре Санкт-Петербурга по вопросу установки знака, посвященного К.Маннергейму, на фасаде здания, расположенного по адресу: <адрес>, не поступало.

В связи с изложенным Совет не рассматривал вопрос об установке знака, посвященного К.Маннергейму, по указанному адресу.

Правового акта Правительством Санкт-Петербурга об установке знака, посвященного К.Маннергейму, не издавалось.

Таким образом, довод ФИО1 о том, что Правительство Санкт-Петербурга принимало участие в установке памятного знака, посвященного К.Маннергейму, не основан на фактических обстоятельствах.

Представитель заинтересованного лица Комитета по культуре Санкт-Петербурга по доверенности ФИО4 в судебное заседание явилась, административное исковое считает не подлежащим удовлетворению. Поддерживает позицию представителя Правительства Санкт-Петербурга, представила суду письменные возражения, в которых указала следующее.

В силу пункта 5 Порядка при проведении мониторинга Комитет рассматривает поступившие предложения об установке мемориальных досок в Санкт-Петербурге.

В соответствии с пунктами 6 и 8 Порядка предложения, соответствующие требованиям, установленным в пункте 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 706-131 «О мемориальных досках в Санкт-Петербурге», передаются Комитетом на рассмотрение и рассматриваются Советом по мемориальным доскам при Правительстве Санкт-Петербурга, созданным постановлением, в соответствии с Положением о Совете.

Однако предложение об установке мемориальной доски К.Маннергейму по адресу: <адрес>, в Комитет не поступало, в Совет не передавалось, правовой акт Правительства Санкт-Петербурга об установке мемориальной доски К.Маннергейму по адресу: <адрес>, не принимался.

Согласно пунктам 11 и 12 Порядка установки, обеспечения сохранности и демонтажа мемориальных досок в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением, Администрации районов Санкт-Петербурга проводят ежегодный осмотр фасадов зданий в целях установления наличия на территории района Санкт-Петербурга мемориальных досок, установленных при отсутствии правового акта об установке мемориальной доски. В случае выявления мемориальных досок, установленных при отсутствии правового акта об установке мемориальной доски, администрация района Санкт-Петербурга направляет в Комитет:

акт о выявлении мемориальной доски, установленной при отсутствии правового акта;

фотофиксацию мемориальной доски, установленной при отсутствии правового акта.

09.08.2016 года в адрес Комитета поступил Акт обследования здания по адресу: <адрес>, зафиксировавший на фасаде здания, занимаемого Федеральным государственным казенным военным образовательным учреждением высшего образования *, объект внешнего благоустройства со следующим текстом: «Генерал-лейтенант ФИО5 Карлович Маннергейм служил с 1887 по 1918 гг.».

В целях осуществления проверки обстоятельств, изложенных в акте, распоряжением Комитета по культуре Санкт-Петербурга от 05.09.2016 № 433 создана Комиссия по проведению проверки обстоятельств, изложенных в акте обследования Администрации Центрального района Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктом 2 и 3 распоряжения Комиссия проводит проверку по указанному факту в период с 06.09.2016 по 06.10.2016 года; справка по результатам проверки должна быть составлена в срок до 14.10.2016 года.

По результатам проверки Комитетом будет принято соответствующее решение.

Таким образом, требование административного истца об обязании Правительства Санкт-Петербурга осуществить демонтаж мемориальной доски на фасаде здания по адресу: <адрес>, является преждевременным и не может быть удовлетворено, поскольку решение о демонтаже указанной мемориальной доски в настоящее время Комитетом не принято.

Исследовав представленные суду доказательства, выслушав участников процесса, суд полагает административный иск ФИО1 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 22 КАС РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Устава Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

Правительство Санкт-Петербурга, согласно ч. 2 ст. 43 Устава Санкт-Петербурга, состоит не более чем из 15 членов Правительства Санкт-Петербурга. В состав Правительства Санкт-Петербурга входят: Губернатор Санкт-Петербурга, вице-губернаторы Санкт-Петербурга, а также иные члены Правительства Санкт-Петербурга в соответствии с законом Санкт-Петербурга. Количество вице-губернаторов Санкт-Петербурга должно быть не менее семи человек.

Полномочия Правительства Санкт-Петербурга установлены Уставом Санкт-Петербурга и Законом Санкт-Петербурга от 24.06.2009 N 335-66 «О Правительстве Санкт-Петербурга».

Из содержания положений статьи 46 Устава Санкт-Петербурга следует, что Правительство Санкт-Петербурга осуществляет нормативное правовое регулирование и индивидуальное правовое воздействие посредством издания правовых актов в форме постановлений и распоряжений на основе действующего законодательства и исключительно по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Согласно ч. 3, 4, 5 ст. 4 Закона Санкт-Петербурга «О мемориальных досках в Санкт-Петербурге», решение об установке мемориальной доски принимается в порядке, определяемом Правительством Санкт-Петербурга. В исключительных случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 2 статьи 1 настоящего Закона Санкт-Петербурга, установка мемориальной доски осуществляется на основании решения Правительства Санкт-Петербурга при условии принятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга по представлению Губернатора Санкт-Петербурга рекомендательного решения об установке мемориальной доски.

В целях подготовки и принятия решения об установке мемориальной доски Правительство Санкт-Петербурга создает коллегиальный совещательный орган, включающий не менее трех депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, направляемых в соответствии с решением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Положение о таком коллегиальном совещательном органе утверждается Правительством Санкт-Петербурга.

Порядок установки и обеспечения сохранности мемориальных досок определяется Правительством Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.12.2012 года № 1371 утвержден Порядок установки, обеспечения сохранности и демонтажа мемориальных досок в Санкт-Петербурге.

Согласно п. 2 указанного Порядка, установка мемориальных досок на фасадах зданий, выходящих на проезд (аллею, бульвар, переулок, проспект, площадь, улицу, шоссе и др.) Санкт-Петербурга, производится на основании правовых актов Правительства Санкт-Петербурга.

Из указанного следует, что оспариваемые административным истцом действия Правительства Санкт-Петербурга по установлению мемориальной доски могли выразиться лишь в форме правового акта (постановления), принятого Правительством Санкт-Петербурга в порядке, установленном вышеуказанными нормативными актами.

Вместе с тем, постановление об установке мемориальной доски ФИО6 Санкт-Петербурга не издавалось, соответственно, оспариваемые административным истцом действия по установке мемориальной доски административным ответчиком совершены не были.

В ходе судебного разбирательства представитель Правительства Санкт-Петербурга сообщил, что данный вопрос Правительством не рассматривался и решение по нему не принималось. Доказательства, опровергающие данное утверждение суду представлены не были.

Довод представителя административного истца о том, что на официальном открытии мемориальной доски Карлу Маннергейму присутствовал один из вице-губернаторов Санкт-Петербурга, не свидетельствует о совершении Правительством Санкт-Петербурга действий по установлению указанной мемориальной доски, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности реализации полномочий Правительства Санкт-Петербурга путем совершения действий одним из членов Правительства.

Не основано на законе и требование административного истца, адресованное Правительству Санкт-Петербурга, о демонтаже мемориальной доски.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 5 Санкт-Петербурга «О мемориальных досках в Санкт-Петербурге», мемориальные доски демонтируются в следующих случаях:

при проведении работ по ремонту и(или) реставрации здания (помещения) или мемориальной доски на период проведения указанных работ;

при отсутствии решения об установке мемориальной доски.

Порядок демонтажа мемориальных досок определяется Правительством Санкт-Петербурга.

Согласно пунктов 11, 12, 13 вышеуказанного Порядка, администрации районов Санкт-Петербурга проводят ежегодный осмотр фасадов зданий в целях:

установления наличия на территории района Санкт-Петербурга мемориальных досок, установленных при отсутствии правового акта об установке мемориальной доски;

проверки установки мемориальных досок на прежнее место после проведения работ по ремонту и(или) реставрации зданий (помещений) или мемориальных досок.

В случае выявления мемориальных досок, установленных при отсутствии правового акта об установке мемориальной доски, администрация района Санкт-Петербурга направляет в Комитет по культуре:

акт о выявлении мемориальной доски, установленной при отсутствии правового акта;

фотофиксацию мемориальной доски, установленной при отсутствии правового акта.

Демонтаж мемориальной доски, установленной при отсутствии правового акта, осуществляется на основании правового акта Комитета. Основанием для подготовки проекта правового акта о демонтаже мемориальной доски являются документы, представленные в Комитет администрацией соответствующего района Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка.

Таким образом, действующим законодательством определено лицо, в полномочия которого входит демонтаж мемориальных досок, установленных при отсутствии правового акта об установке мемориальной доски, а также порядок, в котором такой демонтаж производится.

В ходе судебного разбирательства суду было представлено распоряжение Комитета по культуре Санкт-Петербурга от 05.09.2016 года «О создании комиссии по проведению проверки обстоятельств, изложенных в акте обследования Администрации Центрального района Санкт-Петербурга», из которого следует, что созданная на основании данного распоряжения комиссия в период с 06.09.2016 по 06.10.2016 года проведет проверку по факту обнаружения на фасаде здания Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования * Министерства обороны Российской Федерации по адресу: <адрес>, объекта внешнего благоустройства со следующим текстом: «Генерал-лейтенант ФИО5 КАРЛОВИЧ МАННЕРГЕЙМ служил с 1887 по 1918 гг.».

Представитель Комитета по культуре Санкт-Петербурга пояснил суду, что по результатам проведенной проверки Комитетом будет принято решение.

Суд полагает, что указанное свидетельствует о том, что административный иск ФИО1 заявлен к ненадлежащему административному ответчику. При этом довод представителя административного истца о том, что суд должен был произвести замену ненадлежащего административного ответчика, не состоятелен.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего ответчика надлежащим.

Ненадлежащий административный ответчик - это лицо, привлеченное к участию в деле в качестве административного ответчика и при этом не являющееся носителем спорной публичной материально-правовой обязанности.

В ходе судебного разбирательства административным истцом не было указано, а судом не было установлено лицо, совершившее оспариваемые действия, в связи с чем, судом не была произведена замена ненадлежащего административного ответчика, что, однако, не является препятствием для предъявления административным истцом требований к иным лицам, в случае, если их действиями нарушены права административного истца.

Безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных ФИО1 требований является то, что в ходе судебного разбирательства суду не были представлены доказательства того, что действиями Правительства Санкт-Петербурга нарушены его права.

Пунктом 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые действия не совершались административным ответчиком и, соответственно, Правительство Санкт-Петербурга указанными действиями не могло нарушить права и охраняемые законом интересы административного истца.

Требования об обязании Правительства Санкт-Петербурга осуществить демонтаж мемориальной доски являются производными от требований о признании действий по ее установке незаконными.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из смысла указанной нормы следует, что обязанность восстановить нарушенное право административного истца может быть возложена только на лицо действия (бездействие) либо решения которого признаны незаконными, вследствие того, что именно этими действиями нарушены права административного истца.

Судом при рассмотрении настоящего дела обстоятельства, являющиеся основанием для возложения на Правительство Санкт-Петербурга обязанности по восстановлению нарушенных прав истца, установлены не были.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 175-180, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Правительству Санкт-Петербурга о признании незаконными действий отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Т.П. Матусяк