ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4299/19 от 01.08.2019 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

№ 2а-4299/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Санкт-Петербург 01 августа 2019 года

Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Шеломановой Л.В.,

старшего помощника прокурора

Кировского района г. Санкт-Петербурга Зелинской А.С.

при секретаре Кайновой Р.Р.,

рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление Довыденковой Виктории Адамовны к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Морские ворота о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата,

У С Т А Н О В И Л:

Довыденкова В.А. обратилась в Кировский районный суд города Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Морские ворота (далее – ИКМО Морские ворота) о признании незаконным и отмене решения от 16.07.2019 № 3.10 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 90 (далее – решение от 16.07.2019 № 3.10). В обоснование заявленных требований административный истец указала, что решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота (далее – МО МО Морские ворота) от 19.06.2019 № 03/01 на 08.09.2019 назначены выборы депутатов муниципального совета муниципального образования муниципального округа Морские ворота шестого созыва. 01.07.2019 административным истцом в ИКМО Морские ворота было подано заявление, о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения, со всеми необходимыми, в соответствии с действующим законодательством, документами. 12.07.2019 в 20:49:48 на мобильный телефон административного истца позвонил секретарь ИКМО Морские ворота и сообщил о необходимости внесения исправлений в поданные ею документы. В 20:55:21 Довыденкова В.А. направила в адрес административного ответчика реквизиты электронной почты. В этот же день в 21:31 на электронную почту административного истца поступило сообщение ИКМО Морские ворота с приложением «Извещение рабочей группы по приему и проверке документов» (далее – Извещение). Однако, ранее 11.07.2019 на двери кабинета ИКМО Морские ворота было вывешено объявление о том, что Избирательная комиссия переехала на <адрес>, с указанием режима работы: понедельник – пятница с 14:00 до 18:00 часов, суббота и воскресенье – выходной. Довыденковой В.А. 15.07.2019 в 14:15 все необходимые, указанные в Извещении, документы были поданы. 16.07.2019 административным ответчиком на основании п.1 ст.27 и п.4 ст. 29 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее – Закон № 303-46) было вынесено оспариваемое решение. В связи с тем, что все необходимые уточнения и дополнения были представлены в ИКМО более чем за сутки, административный истец просит отменить решение ИКМО Морские ворота от 16.07.2019 № 3.10, как незаконное и обязать административного ответчика зарегистрировать Довыденкову В.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота.

В судебном заседании административный истец Довыденкова В.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, в дополнение суду пояснила, что в субботу и воскресенье в ИКМО Морские ворота не обращалась, в связи с тем, что в момент получения Извещения находилась на даче, о чем уведомила секретаря ИКМО. О сроках устранения недостатков и дате заседания избирательной комиссии, на которой будет рассмотрено ее заявление о согласии баллотироваться, ее никто не уведомлял. В понедельник, 15.07.2019 после обеденного перерыва все недостающие и исправленные документы ею были представлены. Считает, что все действия по подаче документов были совершены административным истцом в предусмотренный законом срок. Согласно объявлению, которое находится на двери по старому месту расположения ИКМО Морские ворота, суббота и воскресенье у административного ответчика выходной. Никакой информации о режиме работы в выходные дни на информационном стенде не представлено. По контактным телефонам, которые имеются в том же объявлении Довыденкова В.А. не звонила, в ГИК Санкт-Петербурга с жалобой на отказ в принятии исправленных документов не обращалась. При принятии второго пакета документов ей разъяснялось, что заявление будет рассмотрено в 10-дневаный срок. Как считаются процессуальные сроки ей административный ответчик не разъяснял.

Представители административного ответчика председатель ИКМО Морские ворота Иванов С.С. и по доверенности секретарь ИКМО Морские ворота Дятлов В.О. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражали, указав, что административный истец в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона № 303 – 46 должна была представить необходимые документы не позднее чем, за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, то есть не позднее 14.07.2019. О сроках устранения недостатков и дате заседания ИКМО Морские ворота Довыденкова В.А. была информирована по телефону. Кроме того, информация о дате и времени заседания избирательной комиссии размещалась в Telegram-канале и интернет - сайте «ВКонтакте». При принятии второго пакета документов административному истцу было разъяснено, что ее заявление будет рассмотрено ИКМО Морские ворота в десятидневный срок. В функции ИКМО не входит обязанность по разъяснению законодательства, в том числе, о порядке исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отказе в регистрации кандидата Довыденковой В.А. было вынесено на основании первично представленных документов, представленные за истечением срока для устранения недостатков документы не рассматривались. Информация о часах работы ИКМО представлена на стенде в МО МО Морские ворота. На основании распоряжения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, избирательные комиссии внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга обязаны работать за пределами продолжительности нормального рабочего дня. Административный ответчик работал в выходные дни 13 и 14 июля. Административный истец в ИКМО не обращалась, по имеющимся контактным телефонам не звонила.

Старший помощник прокурора Кировского района Санкт-Петербурга Зелинская А.С. в судебном заседании полагала административные исковые требования неподлежащими удовлетворению в связи с отсутствием законных оснований.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

В целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 26.05.2014 №303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга № 303-46).

Порядок и условия выдвижения кандидата содержаться в статье 33 Федерального закона 67-ФЗ и ст. 22 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом. Аналогичные положения содержатся в п.4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга.

В пункте 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 и пункте 2 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.

Согласно пункту 1.1. Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Статьей 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрен порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.

Как установлено судом в процессе рассмотрения спора, решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота (далее - МО МО Морские ворота) от 16.06.2019 № 03/01 на 08.09.2016 назначены выборы депутатов муниципального совета муниципального образования муниципального округа Морские ворота шестого созыва.

01.07.2019 административным истцом Довыденковой В.А. в ИКМО Морские ворота было подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципального округа Морские ворота шестого созыва по 90 избирательному округу избирательному объединению. При этом, наименование избирательного объединения в заявлении указано не было.

Согласно Подтверждению о получении документов для регистрации кандидата, выданному в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46, Довыденкова В.А. 01.07.2019 в 14:30 часов представила в ИКМО Морские ворота: заявление о согласии баллотироваться; копию паспорта; копию диплома об образовании; справку с места работы; сведения о размере и источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде; копию свидетельства ИНН. Из содержания указанного документа следует, что Довыденкова В.А. получила разрешение на открытие специального избирательного счета.

07.07.2019 в 10:43 согласно Подтверждению о получении документов для регистрации кандидата, административный истец представила в ИКМО Морские ворота подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей; документ подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов; первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.

Указанные документы обозрены судом в судебном заседании и сторонами спора не оспаривались.

Как следует из объяснений административного истца в судебном заседании, 12.07.2019 в 20:49 на ее мобильный телефон поступил звонок секретаря ИКМО Морские ворота Дятлова В.О., который сообщил о необходимости внесения исправлений в поданные Довыденковой В.А. документы. В 20:55 административным истцом в адрес административного ответчика были направлены реквизиты электронной почты. Указанные обстоятельства подтверждены представленной административным истцом детализацией оказанных услуг с ее абонентского номера за 12.07.2019, и объяснениями сторон в судебном заседании.

Из представленных доказательств следует, что в этот же день в 21:31 на электронную почту Довыденковой В.А. поступило сообщение ИКМО Морские ворота с приложением «Извещение рабочей группы по приему и проверке документов» (далее – Извещение).

Из содержания указанного извещения следует, что административным истцом поданы документы с нарушением требований предусмотренных пунктом 1 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 для уведомления о выдвижении кандидата: неверно указан избирательный округ, где баллотируется кандидат; заявление не содержит наименование избирательного объединения, которому дано согласие баллотироваться; не представлен комплект документов, предусмотренный пунктом 7 ст. 24 Закона Санкт-Петербурга № 303-46, а именно кандидат не представил: а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании; б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения; в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Из Извещения так же следует, что сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах представлены не по форме, определенной Федеральным законом №67-ФЗ, а именно отсутствует информация о наличии либо отсутствии недвижимого имущества (жилые дома, дачи, гаражи, иное недвижимое имущество) транспортных средств и иного имущества.

В судебном заседании административный истец факт получения указанного Извещения и наличие указанных в нем недостатков поданных ею документов для регистрации кандидатом в депутаты подтвердила.

Из обозренного в судебном заседании заявления Довыденковой В.А. следует, что 01.07.2019 ею было подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты МО МО Морские ворота по 90 избирательному округу избирательному объединению без указания его наименования. В данном заявлении также указано, что своего согласия другому избирательному объединению на выдвижение ее кандидатом Довыденкова В.А. не давала, в порядке самовыдвижения свою кандидатуру не выдвигала. Вместе с тем, из представленных Довыденковой В.А. в ИКМО Морские ворота подписных листов следует, что она выдвигает свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.

Представленный Довыденковой В.А. в первом пакете документов диплом об образовании выдан на добрачную фамилию административного истца. Копия свидетельства о браке административным истцом в ИКМО предоставлена не была.

Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах содержат незаполненные графы.

В судебном заседании Довыденкова В.А. суду пояснила, что свое согласие баллотироваться избирательному объединению она указала случайно, в виду технической ошибки, справка об источниках доходов действительно не содержала сведений об отсутствии какого-либо имущества, графы не были заполнены. Указанные недостатки ею были устранены, то есть надлежащим образом оформленные документы, а также копия свидетельства о заключении брака, не представленная ранее, были представлены в ИКМО Морские ворота в установленный законом срок за одни сутки до заседания избирательной комиссии, где рассматривался вопрос о ее регистрации в качестве кандидата 15.07.2019 в 14:15.

Решением ИКМО Морские ворота от 16.07.2019 № 3.10 Довыденковой В.А. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 90.

Административный истец была информирована о сроках исправления недостатков и о дате заседания ИКМО Морские ворота по вопросу ее регистрации кандидатом в депутаты, что подтверждается, представленными суду доказательствами (детализацией оказанных услуг с абонентского номера административного истца за 12.07.2019; содержанием электронного письма ИКМО Морские ворота, направленного в адрес Довыденковой В.А.; объявлением о дате и времени заседания избирательной комиссии, размещенным на странице интернет-сайта «ВКонтакте»).

Указанные доказательства не оспорены административным истцом в судебном заседании. Более того, в судебном заседании Довыденкова В.А. подтвердила, что при принятии второго пакета документов она была информирована о том, что ее заявление о регистрации будет рассмотрено ИКМО Морские ворота в десятидневный срок.

На основании изложенного, суд находит административное исковое заявление Довыденковой В.А. не подлежащим удовлетворению.

При вынесении решения судом установлено, что о выявленном несоответствии, а также о рассмотрении на заседании ИКМО Морские ворота 16.07.2019 вопроса о регистрации кандидата избирательная комиссия известила административного истца 12.07.2019, то есть за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Действительно, в данной норме предусмотрено, что не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходит из того, что заявление о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения, копия свидетельства о заключении брака Серия от 12.01.1991, а также заполненные в установленной форме Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах были представлены в ИКМО только 15.07.2019 года, то есть с нарушением установленного пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ срока внесения уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидате.

Отклоняя доводы административного истца о соблюдении данного срока, суд руководствуется пунктом 2 статьи 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ, в соответствии с которым если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в этом же федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.

Учитывая, что заседание ИКМО Морские ворота, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата, было назначено на 16.07.2019, то суд приходит к выводу о том, что последним днем для уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидате, являлось 14.07. 2019.

Доводы административного истца в этой части основаны на неверном исчислении сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

При вынесении решения суд критически оценивает доводы административного истца о том, что была лишена возможности подать исправленные документы в выходной день, поскольку они опровергаются представленными административным ответчиком доказательствами – выпиской из «журнала регистрации исходящих документов» за период с 13 по 14.07.2019; копиями выданных и полученных лично другими кандидатами документов; копией «журнала приема и выдачи ключей от служебных помещений, приема и сдачи помещений»; размещенным на информационном стенде режимом работы ИКМО, установленным в соответствии с решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 22.07.2019 № 103-14. При этом, суд учитывает, что Довыденкова В.А. в судебном заседании признала, что никаких действий по подаче исправленных и недостающих документов в выходные дни не предпринимала.

Установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований Довыденковой В.А.

Руководствуясь ст. 174-177, 241-244 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Довыденковой Виктории Адамовны к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Морские ворота о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата от 16 июля 2019 года № 3.10, отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.

Председательствующий судья: Шеломанова Л.В.

№ 2а-4299/19