РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1апреля 2019 года город Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Дорошкова А.В.,
при секретаре Бурцевой Ю.С.,
с участием представителя административного истца Киреевской межрайонной прокуратуры по доверенности Сергеевой Н.С.,
представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования Киреевский район по доверенности Грибковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-429/19 по административному исковому заявлению Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Дедиловское Киреевского района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, понуждении к исполнению полномочий по решению вопросов местного значения,
установил:
Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Дедиловское Киреевского района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, понуждении к исполнению полномочий по решению вопросов местного значения.
В обоснование заявленных требований указал на то, что в ходе проведённой Киреевской межрайонной прокуратурой проверки исполнения полномочий по решению вопросов местного значенияадминистрацией муниципального образования Дедиловское Киреевского района, установлено, что на территории муниципального образования Дедиловское Киреевского района имеются бесхозяйные объекты недвижимого имущества – гидротехнические сооружения, а именно: плотина пруда, площадью 905 кв.м., кадастровый №71:12:000000:1721, расположенная по адресу: Тульская область, Киреевский район, южнее деревни Олень; плотина пруда, площадью 1664,3 кв.м., кадастровый №71:12:000000:1722, расположенная по адресу: Тульская область, Киреевский район, деревня Новая Киреевка; плотина пруда, площадью 1679 кв.м., кадастровый №71:12:040306:35, расположенная по адресу: Тульская область, Киреевский район, южнее деревни Орловка.
26 сентября 2016 года указанные гидротехнические сооружения на основании заявлений администрации муниципального образования Дедиловское Киреевского района приняты на учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества и до настоящего времени состоят на данном учете, в связи с чем, имеются законные основания для обращения в суд с требованиями о признании права собственности на данные гидротехнические сооружения.
18 июня 2018 года в адрес главы администрации муниципального образования Дедиловское Киреевского района вносилось представление об устранении установленных нарушений, однако до настоящего времени требования прокурора не исполнены.
Отсутствие собственников делает невозможным выполнение требований Федерального закона от 21 июля 1997 года№117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в части финансирования мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, работ по предотвращению и ликвидации последствий аварии гидротехнического сооружения и других мероприятий.
На основании изложенногопрокурор просит: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Дедиловское Киреевского района, выразившееся в непринятии мер к обращению в муниципальную собственность бесхозяйных гидротехнических сооружений; обязать администрацию муниципального образования Дедиловское Киреевского района в срок до 30июня 2019 годаобратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимого имущества – гидротехнические сооружения: плотина пруда, площадью 905 кв.м., кадастровый №71:12:000000:1721, расположенная по адресу: Тульская область, Киреевский район, южнее деревни Олень; плотина пруда, площадью 1664,3 кв.м., кадастровый №71:12:000000:1722, расположенная по адресу: Тульская область, Киреевский район, деревня Новая Киреевка; плотина пруда, площадью 1679 кв.м., кадастровый №71:12:040306:35, расположенная по адресу: Тульская область, Киреевский район, южнее деревни Орловка..
Представитель административного истца Киреевской межрайонной прокуратуры по доверенности Сергеева Н.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представительадминистративного ответчика администрации муниципального образования Дедиловское Киреевского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Киреевский район по доверенности Грибкова О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления Киреевского межрайонного прокурора, полагая его необоснованным.
В соответствии со статьёй 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Тульской области №2217-ЗТО от 20 ноября 2014 года «О закреплении за сельскими поселениями Тульской области вопросов местного значения городских поселений» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силустатьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций;устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов; собственником гидротехнического сооружения может быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ееснижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как следует из материалов дела,гидротехнические сооружения, а именно: плотина пруда, площадью 905 кв.м., кадастровый №71:12:000000:1721, расположенная по адресу: Тульская область, Киреевский район, южнее деревни Олень; плотина пруда, площадью 1664,3 кв.м., кадастровый №71:12:000000:1722, расположенная по адресу: Тульская область, Киреевский район, деревня Новая Киреевка; плотина пруда, площадью 1679 кв.м., кадастровый №71:12:040306:35, расположенная по адресу: Тульская область, Киреевский район, южнее деревни Орловка, не имеют собственника и являются бесхозяйными.
26 сентября 2016 года указанные гидротехнические сооружения приняты на учет в качестве бесхозяйных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по заявлению администрации муниципальное образование Дедиловское Киреевского района. Правообладателем значится муниципальное образование Дедиловское Киреевского района, что подтверждается выписками из ЕГРН от 28 января 2019 года №№71/107/012/2019-78, 71/107/012/2019-79 и 71/107/012/2019-80.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Финансовое обеспечение установленных настоящим законом мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.
Гидротехнические сооружения представляют реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, а, следовательно, причинения вреда окружающей среде, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, отсутствие зарегистрированного права собственности на гидротехнические сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной статьей 9 Федерального закона«О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, а также обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
При таких фактических обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Киреевского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Дедиловское Киреевского района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, понуждении к исполнению полномочий по решению вопросов местного значенияявляются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Дедиловское Киреевского района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, понуждении к исполнению полномочий по решению вопросов местного значенияудовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Дедиловское Киреевского района, выразившееся в непринятии мер к обращению в муниципальную собственность бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Обязать администрацию муниципального образования Дедиловское Киреевского района в срок до 30июня 2019 годапринять меры по признанию права муниципальной собственности на следующие гидротехнические сооружения: плотина пруда, площадью 905 кв.м., кадастровый №71:12:000000:1721, расположенная по адресу: Тульская область, Киреевский район, южнее деревни Олень; плотина пруда, площадью 1664,3 кв.м., кадастровый №71:12:000000:1722, расположенная по адресу: Тульская область, Киреевский район, деревня Новая Киреевка; плотина пруда, площадью 1679 кв.м., кадастровый №71:12:040306:35, расположенная по адресу: Тульская область, Киреевский район, южнее деревни Орловка.
Решение может быть обжаловано или опротестовано прокурором в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или протеста вКиреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий (подпись)