Дело № 2а–429/2021
УИД 55RS0018-01-2021-000477-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2021 года р.п. Марьяновка
Марьяновский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Соляник Е.А.,
при секретаре Флеглер Т.А.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Михайленко Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Омской области к Иманбаевой Гунар Каирбековны о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,
УСТАНОВИЛ:
23.05.2021 посредством почтовой связи МИФНС России № 3 по Омской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Иманбаевой Г.К. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени в общем размере 21 449,74 рублей. В обоснование иска указано, что с 18.02.2004 Иманбаева Г.К. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем была внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. С 09.07.2020 ответчик прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем также свидетельствует запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В соответствии со ст. 430 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен ст. 432 НК РФ. Уплата индивидуальным предпринимателем в случае прекращения своего статуса страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия его с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. В расчетном периоде доход налогоплательщика составлял менее 300000 рублей, таким образом, расчет налога по СВ на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2020 по 09.07.2020 составил 17 009,03 рублей:
Фиксированный размер за расчетный период 2020 года – 32 448 рублей; количество полных месяцев – 6, количество отработанных дней в неполном месяце – 9.
1 месяц: 32448 рублей : 12 месяцев = 2 704 рублей,
6 месяцев: 2704 рублей * 6 месяцев = 16224 рублей,
1 день - 2704 рублей : 31 день = 87,2258 рублей,
9 дней отработанных в июле 2020: 87,2258 рублей * 9 дней = 785,98 рублей.
расчет налога по СВ на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2020 год составил 4416,85 рублей, исходя из следующего расчета: 8 426 рублей (фиксированный платеж за 2020) / 12 = 702,1666 рублей (фиксированный платеж за месяц), 702,16 х 3 (три полных месяца) = 2 106,4998 рублей + (1 день – 702,1666 рублей : 31 день = 22,6505 рублей, 9 дней отработанных в июле 2020: 22,6505 рублей * 9 дней = 203,8545 рублей).
В установленный законодательством срок уплаты задолженность по уплате СВ на ОПС и ОМС в общем размере 21 425,88 рублей в бюджет не оплачена. Согласно абз.3 п. 1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (взноса) является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования по уплате налога. В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременное исполнение налогового обязательства за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего дня обязательного для уплаты, начисляются пени. В соответствии с п.3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
На основании норм ст.69, 70 НК РФ налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика должнику направлено требование № по состоянию на 01.09.2020 об уплате обязательных платежей и пени за 2020 год в сумме 21 425,88 рублей, пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате обязательных платежей в размере 23,86 рублей, со сроком исполнения до 11.10.2020. Данное требование Иманбаевой Г.К. в срок исполнено не было.
Просит взыскать с ответчика Иманбаевой Г.К. сумму задолженности по страховым взносам, а именно: недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017 – 17 009,03 рублей,
недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды с 01.01.2017 в размере 4416,85 рублей;
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды с 01.01.2017 в размере 23,86 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России № 3 по Омской области участия не принимал, извещен своевременно и надлежащим образом, в ходатайстве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Иманбаева Г.К. при надлежащем уведомлении в судебном заседании участия не принимала. Представила сведения об оплате задолженности по налогам и пени в полном объеме.
Суд, руководствуясь ст.154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Частью 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации предписано, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом с 01 января 2017 года в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
В соответствии с положениями ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Иманбаева Г.К. в период с 18.02.2004 по 09.07.2020 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, Иманбаева Г.К. являлась в силу изложенных выше норм закона плательщиком такой категории налога, как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Согласно пункту 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения в течение расчетного периода физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате им за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.
При этом уплата индивидуальным предпринимателем в случае прекращения своего статуса страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия его с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.
Соответственно, исходя из требований действующего законодательства о налогах и сборах административным истцом административному ответчику выставление налогового уведомления не требуется, поскольку обязанность по оплате прямо установлена законом как самостоятельная обязанность налогоплательщика.
Таким образом, после 24.07.2020 у Иманбаевой Г.К. образовалась задолженность, которая рассчитана следующим образом.
В расчетном периоде доход налогоплательщика составлял менее 300000 рублей, отсюда, расчет налога по СВ на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2020 по 09.07.2020 составил 17 009,03 рублей, а именно :
фиксированный размер за расчетный период 2020 года – 32448 рублей; количество полных месяцев – 6, количество отработанных дней в июле 2020 – 9,
1 месяц: 32448 рублей : 12 месяцев = 2704 рублей,
6 месяцев: 2 704 рублей * 6 месяцев = 16 224 рублей,
1 день = 2704 рублей : 31 дней = 87,2258 рублей,
9 дней отработанных в июле 2020 = 87,2258 рублей * 9 дней = 785,0322 рублей;
расчет налога по СВ на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за период с 01.01.2020 по 09.07.2020 составил 4416,85 рублей, а именно:
8426 рублей (фиксированный платеж за 2020) / 12 = 702,1666 рублей (фиксированный платеж за месяц),
702,1666 * 6 (шесть полных месяцев) = 4212,99 рублей,
1 день: 702,1666 рублей : 31 дней = 22,6505 рублей,
9 дней отработанных в июле 2020 : 22,6505 рублей * 9 дней = 203,8545 рублей
4212,99 рублей + 203,8545 рублей = 4416,85 рублей.
В соответствии со ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом должнику выставлено требование об уплате налога, сборов, пени, штрафа, процентов № по состоянию на 01.09.2020 на сумму недоимки по налогу в размере 21425,88 рублей и пени в размере 23,86 рублей со сроком исполнения до 11.10.2020, которое было направлено налогоплательщику посредством почтовой корреспонденции 21.10.2020 (ШПИ 646024 50 052837), что не противоречит закону и не оспорено административным ответчиком.
Ввиду неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов налоговый орган обратился к мировому судьей за выдачей судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка № 12 в Марьяновском судебном районе Омской области был вынесен судебный приказ №2а-4654/2020 от 30.10.2020.
Заявление было направлено налоговым органом в суд в установленный законом шестимесячный срок.
В связи с поступившими возражениями от налогоплательщика определением суда от 27.11.2020 названный судебный приказ был отменен.
Как указано судом выше, согласно абз.3 п. 1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по налогу (взноса) является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования по уплате налога.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное исполнение налогового обязательства за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего дня обязательного для уплаты, начисляются пени.
В соответствии с п.4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый день просрочки и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Проверяя расчет административного истца математическим способом, суд учитывает следующее.
Согласно Указанию Банка России от 11.12.2015 г. №3894-У, с учетом изменений размера ставки рефинансирования за период с 22.06.2020 по 26.07.2020 (4,50%), с 27.07.2020 по 22.03.2021 (4,25%) пени (на момент выставления требования об уплате) составили 23,86 рублей по СВ на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2020 год начислено за период с 27.07.2020 по 31.08.2020 пени в размере 23,86 рублей.
Расчет задолженности налогоплательщиком по налогу, а также по пени оспорен не был.
Вместе с тем, до начала судебного заседания Иманбаева Г.К. представила чек от 18.06.2021 об оплате налога по СВ на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ (ОКТМО 5263051) на сумму 17009,03 рублей, чек от 18.06.2021 об оплате пени (ОКТМО 52630151) на сумму 4416,85 рублей, чек от 18.06.2021 об оплате пени (ОКТМО 52630151) на сумму 111,83 рублей, чек от 18.06.2021 об оплате пени (ОКТМО 52630151) на сумму 438,2 рублей.
Таким образом, судом установлено, что административный ответчик Иманбаева Г.К. добровольно удовлетворила требования административного истца о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за 2020 год на сумму в размере 21449,74 рубля, включенную в требование №.
При таких обстоятельствах, учитывая добровольное удовлетворения требований налогового органа, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы России № 3 по Омской области к Иманбаевой Гунар Каирбековне о взыскании задолженности по страховым взносам, пени (ОКТМО 52630151) за расчетные периоды с 01.01.2017 на сумму в размере 21 449,74 рублей за период с 01.01.2020 по 09.07.2020, включенные в требование № 27485.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Марьяновский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Соляник
В окончательной форме решение принято 28 июня 2021 года.