ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-429/2022 от 26.07.2022 Солецкого районного суда (Новгородская область)

Дело №2а-429/2022

УИД 53RS0015-01-2022-000531-71

Решение

Именем Российской Федерации

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Малышевой М.А.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Батецкого района Новгородской области Майковой А.С.,

при секретаре Бабаркиной С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Батецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещённой к распространению в Российской Федерации,

установил:

Прокурор Батецкого района Новгородской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещённой к распространению в Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения прокуратурой Батецкого района Новгородской области мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет установлено, что пользователи информационно-телекоммуникационной сети Интернет имеют неограниченный доступ к Интернет-сайту (WEB-сайт) с указателями страниц сайта: На сайте , на котором размещается информация о собственниках доменных имен, при вводе указанных Интернет-страниц указывается на невозможность отображения информации. На выявленных Интернет-сайтах в свободном доступе размещена информация о продаже, а также текст книг «Русско-еврейский диалог», автор А.Дикий (Москва, «Витязь», 1995 г.), и «Слабость веры» Шейха М.С.Аль-Мунаджжид (Казань, 2008 г., 112 с.), признанных экстремистскими материалами на основании решений Хорошевского районного суда города Москвы от 26 марта 2019 года и Артемовского городского суда Свердловской области от 30 июня 2014 года соответственно. Доступ пользователей информационно-телекоммуникационной сети Интернет к данным сайтам свободен, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного сайта может любой пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют, возрастное ограничение на вход также не установлено. Данная информация отрицает семейные ценности, пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения, способна вызвать у несовершеннолетних детей желание заниматься проституцией. Таким образом, по мнению административного истца, данные интернет-сайты нарушают интересы Российской Федерации и права неопределённого круга лиц, поскольку создают угрозу нарушения федерального законодательства, причиняют вред развитию несовершеннолетних, могут вызвать у них желание к криминальным и деструктивным движениям, в том числе экстремистской и террористической направленности, пропагандирующим насилие и жестокость, совершение массовых убийств в образовательных организациях, унижение и издевательства над сверстниками, нацистскую идеологию. Просил признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, с указателями страниц сайта информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

На основании определения Солецкого районного суда Новгородской области от 08 июня 2022 года о применении мер предварительной защиты по административному иску, доступ к информации, размещённой в сети Интернет на сайтах с доменными адресами: ограничен до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

В судебном заседании представитель административного истца Майкова А.С. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель заинтересованного лица Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-западному федеральному округу в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменные пояснения, из которых следует, что процедура ограничения доступа к запрещенной информации определена ст.15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ. В целях ограничения доступа к запрещенной информации Роскомнадзором ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено». Посредством включения запрещенной информации в Единый реестр обеспечивается взаимодействие с владельцами сайтов в сети «Интернет» и провайдерами хостинга в целях удаления или ограничения доступа к запрещенной информации, а также выгрузка такой информации операторам связи в целях ограничения доступа к запрещенной информации с их стороны. Оператор связи, получив выгрузку запрещенной информации, обеспечивает ограничение доступа к ней по указателю страницы сайта, доменному имени или сетевому адресу. Действующее законодательство не содержит закрытого перечня информации, которая может быть признана запрещенной к распространению на территории РФ решением суда, в связи с чем полагал возможным удовлетворить требования прокурора Батецкого района.

Суд, согласно ч.7 ст.150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица, участвующего в деле.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Предмет регулирования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определен в статье 1, согласно части 1 которой КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Учитывая характер общественных отношений, подлежащих защите - основы конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение безопасности государства (часть 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), данный иск подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (пункт 4 статьи 2).

В соответствии с пунктами 13-14 статьи 2 указанного Федерального закона сайтом в сети Интернет признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет. Страница сайта в сети Интернет (далее - интернет-страница) - часть сайта в сети Интернет, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети Интернет.

В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (пункт 6 статьи 10). Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 9).

В силу статьи 15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 ФЗ №149-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года №1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно пунктам 2, 3 указанных Правил создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра).

В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Согласно ст.13 указанного Федерального закона на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.

Таким образом, предоставление возможности приобретения с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет материалов, внесенных в федеральный список экстремистских материалов, фактически является распространением запрещенной информации.

В судебном заседании установлено, что пользователи сети Интернет имеют неограниченный доступ к сайтам с доменными именами

Вход на данные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, отсутствуют ограничения на передачу, копирование и распространение информации, возрастное ограничение на вход также не установлено

Между тем, на данных сайтах размещена информация о продаже, а также тексты книг, которые в установленном законом порядке признаны экстремистскими материалами.

Данная информация носит противоправный характер, нарушает интересы Российской Федерации и права неопределённого круга лиц, поскольку создают угрозу нарушения федерального законодательства, причиняют вред развитию несовершеннолетних, могут вызвать у них желание к криминальным и деструктивным движениям, в том числе экстремистской и террористической направленности, пропагандирующим насилие и жестокость, совершение массовых убийств в образовательных организациях, унижение и издевательства над сверстниками, нацистскую идеологию.

Суд соглашается с мнением прокурора, поскольку размещённая на указанных сайтах информация находится в свободном доступе, чем нарушает публичные интересы государства, заключающиеся в борьбе с правонарушениями и преступлениями, а также нарушает интересы неопределённого круга лиц на информационную безопасность, а потому доступ к указанным сайтам должен быть ограничен.

Целью обращения прокурора с заявлением в интересах неопределённого круга лиц о признании вышеприведенной информации, размещенной в сети Интернет, запрещённой к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Закона №149, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.

Признание тех или иных информационных материалов запрещёнными для распространения означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие граждан.

По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещённой в сети Интернет, запрещённой к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком интернет-сайте запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространённой в сети Интернет, запрещённой.

Сведения о наличии вступившего в законную силу решения суда о признании информации, размещенной на указанных сайтах, отсутствуют.

Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению, а информация, размещённая на страницах сайтов с доменными именами http признанию информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Учитывая, что создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, относится к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (пункт 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228), настоящее решение после вступления его в силу надлежит направить в Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-западному федеральному округу для последующего включения указателей страниц данных сайтов в указанный реестр.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.188, 174-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Батецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещённой к распространению в Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с указателем страниц сайтов , информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий М.А.Малышева