Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 марта 2020 года | г. Хабаровск |
Хабаровский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Кошевого В.А.,
при секретарях судебного заседания Лескове И.А., Королевой Ю.А.,
с участием представителей административного ответчика – ФИО1 и ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению начальника ФГКУ «321 Военный клинический госпиталь» Минобороны России об оспаривании действий Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России (по Восточному военному округу), связанных с проведением выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности,
у с т а н о в и л:
Начальник ФГКУ «321 Военный клинический госпиталь» Минобороны России (далее – ФГКУ «321 ВКГ» МО РФ, 321 ВКГ) подал в суд административное исковое заявление, в котором с учетом сделанных в ходе разбирательства дела уточнений просит признать незаконными действия Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России (по Восточному военному округу) (далее – МУВФКА МО РФ по ВВО, административный ответчик, ответчик), связанные с проведением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности названного учреждения, в части выводов, изложенных в пунктах <данные изъяты> акта № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам указанной выездной проверки (далее – акт №, акт).
Обосновывая свои требования, административный истец в исковом заявлении и письменных дополнениях к нему приводит доводы, существо которых сводится к тому, что медицинский отряд (специального назначения, <адрес>) 321 военного клинического госпиталя (далее – МОСН 321 ВКГ, МОСН, отряд) входит в число подразделений, военнослужащие которых отнесены не к категории № согласно п. 225 Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Наставление), а к категории №, поскольку, исходя из стоящих перед отрядом уставных задач, от его военнослужащих не требуется соответствие по уровню физической подготовки повышенным требованиям, предусмотренным для названной первой категории. В этой связи административный истец полагает надуманными изложенные в п. <данные изъяты> упомянутого акта выводы ревизионной группы о недостаточности суммы баллов, полученных рядом военнослужащих отряда по итогам оценки уровня физической подготовки, для установления им квалификационного уровня таковой, дающего право на получение ежемесячной надбавки за особые достижения в службе, и соответственно о незаконности выплаты этим военнослужащим данной надбавки. По тем же причинам истец не согласен с выводами МУВФКА МО РФ по ВВО, изложенными в п. <данные изъяты> акта №, о незаконности выплаты ряду военнослужащих МОСН 321 ВКГ в ДД.ММ.ГГГГ дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ№, как имеющим неудовлетворительные результаты по физической подготовке.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания административный истец в суд не явился, явку своих представителей не обеспечил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем на основании положений ст. 150 и ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Представители административного ответчика – ФИО1 и ФИО2 – в суде и в письменных возражениях требования административного истца не признали, настояв на обоснованности оспоренных в иске выводов контрольной группы, отметив, что штатное наименование МОСН 321 ВКГ, а также перечень задач этого отряда, предусмотренный Руководством по организации МОСН в мирное время, утвержденным начальником Главного военно-медицинского управления МО РФ ДД.ММ.ГГГГ (далее – Руководство по организации МОСН), свидетельствует о необходимости отнесения военнослужащих данного подразделения именно к категории №, предусмотренной Наставлением, и предъявления к их физической подготовке соответствующих требований. По мнению представителей ответчика, о правильности такого подхода свидетельствует и то обстоятельство, что военнослужащим МОСН 321 ВКГ выплачивается надбавка за особые условия военной службы как проходящим военную службу в подразделениях специального (особого) назначения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
<данные изъяты>
По делу установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в ФГКУ «321 ВКГ» МО РФ проведена выездная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности контрольной группой МУВФКА МО РФ по ВВО. По итогам данной проверки составлен акт №.
В п. <данные изъяты> данного акта содержится вывод об осуществлении в течение проверенного периода (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) незаконного расходования на основании приказов начальника ФГКУ «321 ВКГ» МО РФ денежных средств на денежное довольствие военнослужащих МОСН 321 ВКГ (на выплату ежемесячной надбавки за особые достижения в службе) в размере <данные изъяты>
Как следует из содержания акта №, незаконность расходования названной суммы контрольная группа усмотрела в том, что оценка уровня физической подготовки военнослужащих МОСН осуществлялась, исходя из требований, установленных для военнослужащих подразделений, относящихся к категории №, предусмотренной п. 225 Наставления, в то время как данный отряд является подразделением специального назначения. Поскольку суммы баллов по результатам оценки физической подготовки ряда военнослужащих МОСН, отраженной в соответствующих ведомостях, было недостаточно для установления им квалификационного уровня, дающего право на получение ежемесячной надбавки за особые достижения в службе применительно к категории №, контрольная группа расценила упомянутую выше сумму, выплаченную в качестве данной надбавки, как переплату и в том же акте (п. 4 раздела «предложения по устранению нарушений») предложила принять решение по данной неположенной выплате.
Согласно п. 225 Наставления для проверки физической подготовленности военнослужащие распределяются на категории в зависимости от особенностей военно-профессиональной деятельности: категория № – военнослужащие подразделений специального назначения, разведывательных, воздушно-десантных, десантно-штурмовых и морской пехоты; категория № – личный состав основных подразделений и подразделений боевого обеспечения (кроме указанных в категории №) воинских частей видов (родов войск) Вооруженных Сил, управления соединений, воинских частей, слушатели и курсанты вузов; категория № – военнослужащие подразделений материального, технического и медицинского обеспечения, ремонта и обслуживания, соединений (бригад) надводных кораблей и подводных лодок, военных оркестров, переменный состав учебных воинских частей (военнослужащие по контракту – курсанты), военнослужащие, проходящие военную службу в органах военного управления (от управления объединения и выше), в организациях Вооруженных Сил.
При этом военнослужащие подразделений, не входящих в категории №№ относятся к категории №.По смыслу приведенных правовых норм разделение военнослужащих на категории и, соответственно, дифференциация предъявляемых к уровню их физической подготовки требований зависит от характера и специфики стоящих перед конкретными воинскими частями (подразделениями) задач, а также имеет целью грамотный подбор и расстановку кадров, мотивацию военнослужащих к качественному и эффективному исполнению возложенных на них обязанностей путем справедливой оценки такого их качества как физическая подготовка, имеющего различное служебное значение и применение для каждой из названных категорий военнослужащих. Штатное же наименование подразделения, если оно не в полной мере раскрывает особенности военно-профессиональной деятельности этого подразделения, по убеждению суда, не имеет решающего значения в вопросе отнесения соответствующих военнослужащих к той или иной категории.
Как видно из имеющихся в материалах дела ведомостей результатов итоговых проверок по физической подготовке, карточек учета результатов практических проверок по физической подготовке и уровня спортивной подготовленности военнослужащих МОСН, ряд военнослужащих данного подразделения, действительно, по итогам проверок показали результаты, дающие им согласно названным выше требованиям Правил и приложения № к Наставлению право на получение надбавки за особые достижения в службе на общую, указанную выше сумму (<данные изъяты>), только при оценке их физической подготовки как военнослужащих, относящихся в категории №, а для соответствия установленным требованиям, предъявляемым к военнослужащим категории №, этих результатов недостаточно.
В то же время, как следует из сведений, представленных начальником медицинской службы Восточного военного округа (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), врио помощника командующего войсками ВВО по физической подготовке (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), врид начальника Управления физической подготовки и спорта Вооруженных Сил России (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> личный состав МОСН 321 ВКГ относится к категории №, предусмотренной п. 225 Наставления.
Данные сведения также согласуются с содержанием Руководства по организации МОСН, а также перечнями должностных обязанностей военнослужащих этого подразделения и списком воинских должностей МОСН, поскольку из таковых не усматривается особенностей военно-профессиональной деятельности этих военнослужащих, свидетельствующих о необходимости предъявления к ним особых, повышенных требований в вопросе физической подготовленности.
Вопреки утверждению представителей административного ответчика, материалы дела не содержат сведений об обратном.
В п. <данные изъяты> того акта № содержится вывод о незаконности выплаты ряду военнослужащих МОСН 321 ВКГ в ДД.ММ.ГГГГ дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ№, на общую сумму <данные изъяты> рубль. Вывод этот мотивирован тем, что по той же, приведенной выше причине, 11 военнослужащих МОСН в ДД.ММ.ГГГГ – приказами начальника ФГКУ «321 ВКГ» МО РФ, соответственно, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, неправомерно представлены к дополнительному материальному стимулированию, хотя фактически имели неудовлетворительные результаты по физической подготовке, что прямо запрещено названным приказом МО РФ №.
В п. <данные изъяты> раздела «предложения по устранению нарушений» того же акта № содержится предложение принять решение по этой неположенной выплате на сумму <данные изъяты> рубль.
Действительно, как следует из названных выше первичных документов учета результатов физической подготовки, ряд военнослужащих МОСН, которым в ДД.ММ.ГГГГ годах было выплачено упомянутое материальное стимулирование, имели удовлетворительные результаты подготовки, если оценивать их применительно к категории №, но для удовлетворительной оценки этих результатов, если относить военнослужащих к категории №, суммы баллов недостаточно.
Вместе с тем, принимая изложенное выше, военнослужащие МОСН 321 ВКГ относятся именно к категории №, установленной п. 225 Наставления, поэтому причин подвергать сомнению достаточность набранной ими суммы баллов для удовлетворительной оценки уровня физической подготовки в ДД.ММ.ГГГГ и, соответственно, правомерность выплаты им материального стимулирования суд не усматривает.
Поскольку иных оснований полагать незаконным производство военнослужащим МОСН названных выше выплат в акте № не приведено, суд, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», не находит возможным входить в обсуждение вопроса о соблюдении 321 ВКГ иных установленных нормативными актами условий для производства этих выплат.
При таких обстоятельствах суд полагает необоснованными и несоответствующими требованиям названных нормативных актов выводы, изложенные в п. <данные изъяты> акта №.
Доводы представителей ответчика о том, что военнослужащим МОСН выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы на выводы суда не влияют, поскольку данный вопрос не имеет прямого отношения к предмету судебного разбирательства по настоящему делу, а обоснованность выплаты этой надбавки в таковой не входит.
Поскольку на основании выводов, изложенных в оспоренных пунктах акта №, административным ответчиком в пунктах 4 и 5 раздела «предложения по устранению нарушений» того же акта на начальника 321 ВКГ неправомерно фактически возложены обязанности принять решения по поводу названных переплат, суд, руководствуясь требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, удовлетворяя требования административного истца и в целях обеспечения полного восстановления прав последнего, полагает необходимым признать незаконными действия МУВФКА МО РФ по ВВО в части выводов и предложений, изложенных в п.п. 10.6, 10.7, 4 и 5 соответствующих разделов акта №, обязав ответчика исключить эти пункты из акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление начальника ФГКУ «321 ВКГ» МО РФ об оспаривании действий МУВФКА МО РФ по ВВО, связанных с проведением выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу), связанные с проведением выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФГКУ «321 ВКГ» МО РФ, в части выводов, изложенных в пунктах <данные изъяты> акта № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам указанной выездной проверки, а также предложений, изложенных в пунктах <данные изъяты> соответствующего раздела того же акта, обязав названное Управление исключить данные пункты из данного акта.
Решение суда подлежит исполнению в течение 10 рабочих дней со дня его вступления в законную силу. Об исполнении решения надлежит сообщить в суд и лицу, которое являлось административным истцом по данному административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Восточный окружной военный суд через Хабаровский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Днем принятия решения в окончательной форме определить ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
Хабаровского гарнизонного военного суда В.А. Кошевой