ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-42/2017 от 06.03.2017 Читинского гарнизонного военного суда (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Чита 6 марта 2017 года

Читинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Коберского В.Ю., при секретаре Баланко А.Г., с участием прокурора – Кузнецова П.А., административного истца ФИО1 и его представителя Жёсткой Е.В., административного ответчика - войсковой части ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части ФИО1 об оспаривании действий командующего войсками Восточного военного округа и командира войсковой части , связанных с его увольнением с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, -

установил:

ФИО1, обратившись в суд с административным исковым заявлением указал, что он в период с 8 сентября 2015 года по 7 декабря 2016 года проходил военную службу по контракту в войсковой части в должности мастера отделения измерительной техники (проверки радиоэлектронных средств измерения, средств измерений времени и частоты, связи и навигации). В начале ноября 2016 года он был ознакомлен с приказом командующего войсками Восточного военного округа от 7 ноября 2016 года № , о его досрочном увольнении с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. Вместе с тем, он указал, что о предстоящем увольнении с военной службы по указанному основанию ему ничего не было известно.

Полагая действия должностных лиц, связанных с увольнением его с военной службы незаконными, ФИО1 просит суд признать их таковыми, обязав должностных лиц отменить приказ командующего войсками Восточного военного округа от 7 ноября 2016 года № , восстановив его на военной службе.

Участвующие в деле Командующий войсками Восточного военного округа и его представители, представители ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», ФКУ «ЕРЦ МО РФ», ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю», войсковой части , аттестационной комиссии войсковой части , надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного заседания, в суд не явились. При этом представители ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» ФИО11 и ФКУ «ЕРЦ МО РФ» ФИО12 просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Поскольку указанные выше должностные лица о причинах неявки суду не сообщили и не ходатайствовали о рассмотрении дела исключительно с их участием, то суд, в соответствии с частями 2 и 6 статьи 150 КАС РФ полагал возможным провести судебное разбирательство в их отсутствие.

В судебном заседании административный истец ФИО1 через своего представителя Жёсткую Е.В. уточнил заявленные требования и просил также признать незаконной проведенную по вопросу его увольнения аттестационную комиссию в связи с не уведомлением его о дате, времени и месте её проведения, восстановив пропущенный им срок на обжалование действий аттестационной комиссии.

ФИО1 и его представитель Жёсткая Е.В. поддержали требования с учетом уточнения и подтвердили доводы, изложенные в административном исковом заявлении. При этом ФИО1 пояснил, что с аттестационным листом и решением аттестационной комиссии он ознакомлен не был, беседы о предстоящем увольнении с военной службы по указанному в приказе основанию с ним не проводились. Вместе с тем он также пояснил, что неоднократно приглашался командиром части в его служебный кабинет, где он знакомился с материалами разбирательств о неприбытии им на службу и подписывал какие-то документы.

В судебном заседании командир войсковой части ФИО2 требования административного истца не признал и просил в удовлетворении его заявления отказать в полном объеме. При этом пояснил, что ФИО1 был представлен к досрочному увольнению с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта в связи с имеющимися у него упущениями по службе, нарушением воинской дисциплины, и наличием у него дисциплинарных взысканий, что в совокупности явилось основанием невыполнения им надлежащим образом условий заключенного с ним контракта.

Между тем, ВрИО командира войсковой части в представленных в суд возражениях требования ФИО1 также не признал и просил в удовлетворении его административного искового заявления отказать, поскольку порядок увольнения командованием части был соблюден в полном объеме. При этом он указал, что на ФИО1 был составлен аттестационный лист, с которым он был ознакомлен, после чего проведена аттестационная комиссия, с результатами которой ФИО1 так же был своевременно ознакомлен под роспись. Вместе с тем он пояснил, что о дате и месте проведения аттестационной комиссии ФИО1 извещался лично командиром войсковой части в его присутствии.

Участвующий в рассмотрении дела прокурор Кузнецов П.А., полагал заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению, поскольку ФИО1 правомерно был уволен с военной службы по указанному выше основанию.

Заслушав объяснения административного истца и его представителя, представителей должностных лиц, выслушав заключение прокурора, а также исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Так, согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» условия контракта о прохождении военной службы включают обязанность гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одновременно с этим, действующим законодательством, в частности, статьями 50 и 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее - Положение), предусмотрена возможность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

При этом, основанием представления военнослужащего к увольнению являются: аттестация военнослужащего, проведённая в случаях, когда военнослужащий перестал соответствовать предъявляемым требованиям или в порядке реализации дисциплинарного взыскания – досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

Порядок организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 года № 444 (далее - Порядок), предусматривает процедуру представления военнослужащего на заседание аттестационной комиссии.

Указанный Порядок определяет, что заседание аттестационной комиссии воинской части проводится с участием аттестуемого военнослужащего, его непосредственного или прямого начальника при рассмотрении аттестационного листа, содержащего вывод о несоответствии военнослужащего занимаемой воинской должности, или отзыв, в котором отмечается наличие у аттестуемого военнослужащего существенных недостатков в выполнении общих, должностных или специальных обязанностей, а также при наличии заявления аттестуемого военнослужащего о несогласии с представленным аттестационным листом и изложенным в нем отзывом.

Отзыв на военнослужащего составляется его непосредственным (прямым) командиром (начальником) из числа офицеров, в котором должны быть отражены вопросы, характеризующие аттестуемого военнослужащего, включая личную дисциплинированность и исполнительность, требовательность к себе и подчиненным, способность критически оценивать свою деятельность, настойчивость в выполнении должностных обязанностей, авторитет в воинском коллективе, моральные и психологические качества, динамика (положительная или отрицательная) профессионально-должностных качеств, навыков в аттестационный период, мотивация к дальнейшему прохождению военной службы.

Как видно из копии текста отзыва в отношении ФИО1 от 23 августа 2016 года, утверждённого начальником (командиром войсковой части ) ФИО2, административный истец за время прохождения военной службы в занимаемой им должности зарекомендовал себя профессионально неподготовленным военнослужащим, общевоинские уставы, требования руководящих документов знает не в полном объёме, частично руководствуется ими в повседневной деятельности, не дисциплинирован, не добросовестен, работоспособность низкая, предупрежден о неполном служебном соответствии, после чего имеет неснятые дисциплинарные взыскания. С указанным отзывом ФИО1 был ознакомлен в тот же день.

Согласно заключению аттестационной комиссии войсковой части от 8 сентября 2016 года, военнослужащий ФИО1 занимаемой должности не соответствует и его целесообразно досрочно уволить с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

В суде достоверно установлено, что с аттестационным листом ФИО1 был ознакомлен в сроки, позволяющие ему обратиться с заявлением о несогласии с проведенной в отношении него аттестацией, с решением которой он был ознакомлен в день проведения 8 сентября 2016 года, что подтверждается его подписью в аттестационном листе, при этом ни в административном, ни в судебном порядке ФИО1 решение аттестационной комиссии ранее не оспаривал.

Вместе с тем, рассматривая вопрос о пропуске ФИО1 установленного статьёй 219 КАС РФ трёхмесячного срока для обжалования заключения аттестационной комиссии войсковой части от 8 сентября 2016 года, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину стало о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 КАС РФ).

Согласно части 8 указанной статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как видно из аттестационного листа, содержащего данные о принятом решении проведенной аттестационной комиссии административный истец ФИО1 был ознакомлен с его содержанием 8 сентября 2016 года, в связи с чем, срок для обращения с административным исковым заявлением в суд надлежит исчислять со следующего дня, который в силу статьи 93 КАС РФ истёк в 24 часа 9 декабря 2016 года.

Вместе с тем из штампа входящей корреспонденции военного суда и административного искового заявления видно, что оно подано ФИО1 в суд посредством почтового отправления 8 февраля 2017 года, что он подтвердил и в ходе судебного заседания.

При таких обстоятельствах, по убеждению суда, требования административного истца об оспаривании заключения аттестационной комиссии войсковой части от 8 сентября 2016 года были заявлены им по истечении установленного законом трёхмесячного срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.

При этом каких-либо уважительных причин пропуска процессуального срока, в том числе указанных в части 6 статьи 219 КАС РФ, ни ФИО1, ни его представителем Жесткой Е.А. в судебном заседании приведено не было, в связи с чем суд, не усматривая оснований для восстановления указанного срока, отказывает в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока и административного искового заявления в части оспаривания решения аттестационной комиссии войсковой части о его досрочном увольнении с военной службы, в связи с невыполнением условий контракта ввиду пропуска им срока на обращение за судебной защитой в соответствующий судебных орган.

Оценивая же требования ФИО1 о признании незаконным приказа Командующего войсками Восточного военного округа в части увольнения его с военной службы суд исходит из следующего.

Так согласно заключению аттестационной комиссии войсковой части от 8 сентября 2016 года, военнослужащий ФИО1 занимаемой должности не соответствует и его целесообразно досрочно уволить с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

Из листа беседы от 28 июля 2016 года, проведенной с ФИО1 указанного числа, несмотря на его утверждение об обратном усматривается, что административный истец увольнение в связи с невыполнением им условий контракта не оспаривал, просил направить его личное дело по месту фактического проживания.

При этом 10 октября 2016 года командиром войсковой части на основании заключения аттестационной комиссии указанной войсковой части было вынесено представление с ходатайством о досрочном увольнении ФИО1 с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

Из выписки из приказа командующего войсками Восточного военного округа от 7 ноября 2016 года № следует, что ФИО1 был досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта на основании представления командира войсковой части от 10 октября 2016 года.

Доводы ФИО1 о том, что он неправомерно уволен с военной службы, суд находит несостоятельными, поскольку, как видно из исследованных судом документов, у него имеются неснятые дисциплинарные взыскания, которые в установленном порядке им не оспаривались, а также неоднократные нарушения воинской дисциплины, что подтверждается служебной карточкой ФИО1 и исследованными в суде материалами административных разбирательств, что свидетельствует о том, что он правомерно был представлен командованием к досрочному увольнению в запас и уволен с военной службы по указанному выше основанию.

Таким образом, поскольку приказ о досрочном увольнении ФИО1 с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» издан правомочным должностным лицом на основании представления командира войсковой части , то каких-либо оснований для признания приказа о досрочном увольнении ФИО1 с военной службы в связи с невыполнением условий контракта незаконным у суда не имеется, в связи с чем в удовлетворении требований административному истцу надлежит отказать.

Разрешая вопрос, связанный с возмещением судебных расходов по делу, суд руководствуется положениями статьи 111 КАС РФ и не усматривает оснований для их возврата административному истцу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 219 и 227 КАС РФ, военный суд,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд через Читинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: В.Ю. Коберский