ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-42/2021 от 11.03.2021 Яшалтинского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-42/2021 г.

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2021 г. с. Яшалта

Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи: - Лиджиева В.Т.,

при секретаре - Зайцевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <данные изъяты> района Республики Калмыкия к Администрации <данные изъяты> районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

установил:

Прокурор <данные изъяты> района Республики Калмыкия обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации <данные изъяты> районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено бездействие администрации Яшалтинского РМО, выразившееся в непринятии мер по разработке, утверждению и принятии муниципальной программы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление <данные изъяты><данные изъяты> РМО РК об устранении выявленных нарушений. ДД.ММ.ГГГГ администрацией был направлен в прокуратуру проект муниципальной программы «Защита населения и территории Яшалтинского районного муниципального образования РК от чрезвычайных ситуаций на ДД.ММ.ГГГГ», который был изучен и ДД.ММ.ГГГГ возвращен на существенную доработку. Данная муниципальная программа с учетом внесенных замечаний администрацией не принималась. Кроме того, проведенными проверочными мероприятиями установлено, что на территории Яшалтинского РМО жилые помещения маневренного фонда отсутствуют, нормативно-правовые акты, в том числе порядок предоставления таких жилых помещений не разрабатывались, что также было одним из оснований внесения представления. Администрацией Яшалтинского РМО РК неоднократно принимались правовые акты по вопросам пожарной безопасности и другие, однако соответствующие информации, сообщения и акты в открытом доступе не размещены, гласность не обеспечена.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации Яшалтинского РМО РК, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальной программы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определению жилых помещений маневренного фонда, разработке и утверждению нормативных правовых актов, определяющих порядок предоставления таких жилых помещений и обязать принять соответствующие меры по их разработке и утверждению, а также разместить информацию о принятых мерах на официальном сайте администрации Яшалтинского РМО РК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебном заседании прокурор Ульцинова Э.С. поддержала административные исковые требования.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО6 признал частично административные исковые требования и поддержал доводы письменных возражений, просил в части признания бездействия администрации в организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно п. 8 ч. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11.01.2018 N 12 "Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года основными функциями органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является разработка и реализация муниципальных программ, обеспечивающих решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьями 11 и 25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон), статьей 81 Бюджетного кодекса РФ исполнительные органы местного самоуправления в целях финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-­восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, создают и используют резервные фонды, которые предусматриваются в расходной части местного бюджета.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к специализированному фонду относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда.

В силу ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Таким образом, жилые помещения маневренного фонда являются разновидностью фонда социального использования, предоставление жилья в маневренном фонде носит временный характер, осуществляется в перечисленных целях и не является мерой улучшения жилищных условий.

Исходя из нормы ст. 106 ЖК РФ жилые помещения в маневренном фонде предоставляются на срок: до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в п. 1 ст. 95 настоящего Кодекса); до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в п. 2 ст. 95 настоящего Кодекса); до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Органы местного самоуправления обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Из материалов дела следует, что прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки вносилось представление <данные изъяты> Яшалтинского РМО РК об устранении выявленных нарушений исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, проверкой установлено отсутствие муниципальной программы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Проведенными проверочными мероприятиями так же установлено, что на территории Яшалтинского РМО жилые помещения маневренного фонда отсутствуют, нормативно-правовые акты, в том числе порядок предоставления таких жилых помещений не разрабатывались. Администрацией <данные изъяты> РМО РК неоднократно принимались правовые акты по пожарной безопасности и другим вопросам, однако соответствующие информации, сообщения и акты в открытом доступе не размещены, гласность не обеспечена.

Согласно сообщению № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <данные изъяты> РМО муниципальные целевые программы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера не принимались. При администрации постоянно действует комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организации их проведения, информирования населения о чрезвычайных ситуациях принимаются своевременно. Мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций финансируется своевременно и в полном объеме. Заключен и профинансирован договор на поставку ГСМ для использования в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, поддержание общественного порядка при их проведении осуществляются во взаимодействии с 11 пожарно-спасательной частью 1 отряда противопожарной службы федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по РК, МО МВД России «Городовиковский», МАУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» Яшалтинского района, ФИО7 Поддерживается в постоянной готовности муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. За ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций, не зарегистрированы. В связи с этим обследования жилых помещений, пострадавших от чрезвычайных ситуаций не осуществлялись. В соответствии с распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ при формировании бюджета предусматриваются финансовые средства на создание резерва технических средств, обеспечивающих поддержание их в постоянной готовности к использованию.

Между тем, в соответствии с п. п. 3, 6, 7, 8, 9 ч. 1, ч. ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", жилищным законодательством (ч. 1 ст. 1, п. п. 1 и 9 ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 19, п. 3 ч. 1 ст. 92, ст. 95 ЖК РФ), в их взаимосвязи создание маневренного жилищного фонда на территории Яшалтинского районного муниципального образования относится к компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования.

Ссылки административного ответчика на не распределение до настоящего времени маневренного жилищного фонда и отсутствие потребности граждан в таком жилье, являются несостоятельными, поскольку создание маневренного жилищного фонда на конкретной территории муниципального образования является обязанностью исполнительных органов местного самоуправления, исполнение которой направлено на предотвращение нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.

Создание маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости.

Исходя из изложенных обстоятельств, и учитывая, что на момент обращения прокурора района в суд с административным иском, специализированный жилищный фонд, к которому относятся жилые помещения маневренного фонда, не был создан, в связи с чем данное обстоятельство повлекло нарушение конституционного права граждан на предоставление им жилых помещений из состава маневренного жилищного фонда в случаях, предусмотренных ст.95 ЖК РФ.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о возложении на администрацию <данные изъяты> РМО РК обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории Яшалтинского района специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения).

Таким образом, бездействие должностных лиц администрации <данные изъяты> РМО РК, которыми не принимаются меры к исполнению законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций нарушают права неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Вопреки положениям ст. 226 КАС РФ, обязывающей административного ответчика доказать законность оспариваемого бездействия либо его отсутствие, администрацией не было представлено доказательств в опровержение доводов административного искового заявления прокурора.

При таких обстоятельствах, заявленные требования являются законными и обоснованными.

Разрешая вопрос о сроке размещения на официальном сайте администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» разработанную и утвержденную муниципальную программу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, сведения о жилых помещениях маневренного фонда, сведения о разработанных и утвержденных нормативных правовых актов, определяющих порядок предоставления таких жилых помещений, суд полагает необходимым обязать администрацию <данные изъяты> РМО РК в течение <данные изъяты> месяцев после вступления решения суда в законную силу опубликовать данные сведения на официальном сайте администрации ЯРМО РК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Поскольку органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу требований пп. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ, отсутствуют основания для взыскания государственной пошлины с администрации Яшалтинского РМО РК.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования <данные изъяты> Яшалтинского района Республики Калмыкия - удовлетворить.

Признать бездействие администрации <данные изъяты> районного муниципального образования Республики Калмыкия незаконным.

Обязать администрацию <данные изъяты> районного муниципального образования Республики Калмыкия в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по разработке и утверждению муниципальной программы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определению жилых помещений маневренного фонда, разработке и утверждению нормативных правовых актов, определяющих порядок предоставления таких жилых помещений и разместить данные сведения на официальном сайте администрации <данные изъяты> районного муниципального образования Республики Калмыкия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Судья: В.Т. Лиджиев.