ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-42/2022 от 14.01.2022 Мантуровского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-42/2022 (2а-526/2021)

Уникальный идентификатор дела

44RS0004-01-2021-001390-32

Мотивированное решение

изготовлено 14 января 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мантурово 14 января 2022 года

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Громовой С.А.,

при секретаре Смирновой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Мантуровского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Костромской области о признании информации о продаже дипломов об образовании иностранным гражданам, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд Костромской области обратился Мантуровский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Требования мотивированы тем, что в ходе осуществления мониторинга сети Интернет выявлены Интернет-ресурсы, расположенные по адресам: [данные изъяты] на которых размещена информация и предоставлена возможность онлайн-чтения, скачивания в электронном формате книги [данные изъяты] а на Интернет-ресурсе, расположенном по адресу: [данные изъяты], размещена информация и представлена возможность онлайн-чтения, скачивания в электронном формате книги [данные изъяты] Доступ к указанным Интернет-ресурсам не ограничен и любой пользователь, имеющий доступ к сети «Интернет», с помощью персонального компьютера или любого иного устройства может получить доступ к указанному контенту, сохранить информацию в электронном виде и ознакомиться с ней. При этом книги [данные изъяты] на основании решения Таганского районного суда г. Москвы от 04.06.2020г. включены в федеральный список экстремистских материалов под №5076 и № 5080. Ссылаясь на ст.13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также ст.ст.10, 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» заявитель просил признать информацию, размещенную на указанных интернет-страницах, информацией, запрещенной к распространению на территории в Российской Федерации.

Определением Мантуровского районного суда от 14 января 2022 года судом принят отказ прокурора от исковых требований в части признания информации размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о распространении книг [данные изъяты], запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в связи с тем, что интернет ресурс [данные изъяты], отсутствует противоправная информация. Меры предварительной защиты, принятые на основании определения Мантуровского районного суда от [Дата], отменены.

В судебном заседании прокурор Лебедева Д.П. исковые требования в остальной части иска поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Управление Роскомнадзора по Костромской области – будучи уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайствовав, о рассмотрении дела без участия представителя Роскомнадзора. Как следует из направленного в суд отзыва интернет – ресурсы [данные изъяты] появляется надпись «не удается получить доступ к сайту», при переходе на интернет – ресурс [данные изъяты] появляется надпись «Приносим свои извинения, но текст книги удален по требованию автора или правообладающих компаний». Управление не обладает информацией о наименованиях и местах нахождения собственников (владельцев) сайтов. (л.д.26-28).

Выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 29) каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Между тем реализация данных конституционно-правовых гарантий обусловлена рядом ограничений, не допускающих пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещающих пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации).

Статьей 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" установлено, что на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

Понятие экстремистских материалов закреплено в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", согласно которой это предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Экстремистской деятельностью в силу ст.1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" является в том числе возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Приведенными выше правовыми нормами в их взаимосвязи закреплено, что в Российской Федерации запрещается распространение посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей информационных материалов, признанных в установленном законом порядке экстремистскими.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).

В силу ч. 1 и ч.2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч. 5 ст. 15.1 Закона).

В соответствии с п. 5.1.7 положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 228 от 16 марта 2009 года, полномочия по созданию, формированию и ведению реестра отнесены к компетенции. Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Признание информационных материалов экстремистскими, в том числе сайта в сети Интернет, производится федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу (ст.13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности").

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 2 июля 2013 г. N 1053-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 статьи 1 и части третьей статьи 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", признание тех или иных информационных материалов экстремистскими означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные антиэкстремистским законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации.

По делам о признании информации - сайта в сети Интернет экстремистским материалом и запрещенной информацией на территории Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации, в том числе информационных материалов, признанных экстремистскими.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания соответствующего интернет-сайта экстремистским материалом и признания его запрещенной информацией, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Частью 1 статьи 282 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".

Статьей 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-коммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодательством предусмотрена уголовная или административная ответственность фактически является распространением запрещенной информации.

Факт размещения в сети «Интернет» на сайте по адресу: [данные изъяты] информации и предоставление возможности онлайн-чтения, скачивания в электронном формате книги [данные изъяты] подтверждается предоставленными суду скриншотом страницы с указанного сайта на день рассмотрения настоящего дела в суде, а так же актуальной информацией из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено на день рассмотрения настоящего дела в суде (л.д.31,32).

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Доступ к незаконной информации нарушает публичные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве. Обеспечение свободного доступа к информации способствует формированию в обществе мнения о возможности безнаказанного совершения преступлений и правонарушений, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации и действующего законодательства.

На основании изложенного суд приходит к выводу о возможности признания указанной информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Мантуровского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет–ресурсе, расположенном по адресу: [данные изъяты] информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения интернет-сайтов в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Громова