ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4300/2021 от 21.12.2021 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 21 декабря 2021 года

Дело № 2а- 4300/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 21 декабря 2021 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием представителя истца Кутько А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ярко Любовь Дмитриевны к Администрации города Ялта, с участием заинтересованных лиц – Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта о признании незаконным постановления, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Ярко Л.Д. обратилась в суд с иском о признании незаконным постановления Администрации города Ялта от 22.07.2021 года № 2120-п «Об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 556 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав»; возложении обязанности на Администрацию гор. Ялта повторно рассмотреть ее заявление о предоставлении в собственность земельного участка и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.

Исковые требования мотивированы тем, что решением Симеизского посСовета от 22 августа 2012 года ему было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,060 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>. В декабре 2020 года она обратилась в Администрацию города Ялта с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако постановлением Администрации города Ялта от 22.07.2021 года в передаче участка в собственность ей было отказано на основании части 14 ст. 39.16 ЗК РФ. Считает отказ незаконным, поскольку в нем не указано, какому именно разрешенному использованию не соответствует испрашиваемый ею земельный участок. Поскольку о вынесении оспариваемого постановления ей стало известно 31.07.2021 года, считает, что срок на обращение в суд ею не пропущен.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск.

Представители ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и заинтересованных лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Решением 20-й внеочередной сессии 06-го созыва Симеизского поселкового Совета № 94 от 22 августа 2012 года Ярко Любовь Дмитриевне было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,060 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>.

03 ноября 2015 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кад. номера №<номер>, категория земель и вид разрешенного использования не установлены.

29 декабря 2020 года Ярко Л.Д. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении ей вышеуказанного земельного участка в собственность.

Постановлением Администрации города Ялта № 2120-п от 22.07.2021 года Ярко Л.Д. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка на основании части 14 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Основанием для вынесения данного постановления послужило заключение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта о нахождении земельного участка в территориальной зоне «Зона спорной градостроительной ситуации «Тз-23-21», а потому установление испрашиваемого вида разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства» не соответствует Правилам землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон N 38-ЗРК), завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1).

В соответствии с частью пятой статьи 13 Закона № 38-ЗРК порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

Советом Министров Республики Крым постановлением от 2 сентября 2014 года № 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313), в соответствии с пунктом 4 которого завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

В силу п.1 ч.6 ст.13 Закона № 38-ЗРК основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является, кроме прочего, наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.

В свою очередь подпунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

В рассматриваемом случае Администрация отказала истцу в предоставлении земельного участка на основании подпункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации - в связи с несоответствием заявленной цели использования земельного участка виду его разрешенного использования.

Как указано в заключении Департамента архитектуры и градостроительства, положенном в основу оспариваемого решения, регулирование на территории земельных участков, обозначенных как территория спорной градостроительной ситуации, возможно правилами землепользования и застройки с разработкой документации по планировке территории. По мере утверждения документации по планировке территории в границах зоны спорной градостроительной ситуации будут внесены изменения в правила землепользования и застройки.

Таким образом, из названного письма следует, что испрашиваемый истцом земельный участок не включен органом местного самоуправления ни в одну из территориальных зон, для которых установлены градостроительные регламенты. С даты утверждения генерального плана муниципального образования 03.12.2018 года и до настоящего времени земельный участок находится в зоне спорной градостроительной ситуации, его правовой режим, в том числе виды разрешенного использования, не определены.

При таком положении заявленная истцом цель использования земельного участка не может вступать в противоречие с видами его разрешенного использования, ввиду отсутствия таковых. Соответственно, отсутствуют основания для применения подпункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом наличие в утвержденном Генеральном плане территорий с несогласованными вопросами носит временный характер, так как несогласованные вопросы подлежат дальнейшему урегулированию в соответствии с законодательством, регламентирующим градостроительную деятельность, а именно путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки с разработкой документации по планировке территории.

В силу положений ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Ч. 2 ст. 33 ГрК РФ определены основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в том числе и: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Согласно ч. 6 ст. 31 ГрК одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.

Ч. 3 ст. 33 ГрК РФ установлено, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в частности:

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;

4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях;

5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений;

7) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, принявшими решение о комплексном развитии территории, юридическим лицом, созданным субъектом Российской Федерации и обеспечивающим реализацию принятого субъектом Российской Федерации решения о комплексном развитии территории (далее - юридическое лицо, определенное субъектом Российской Федерации), либо лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории в целях реализации решения о комплексном развитии территории.

В силу ст. 33 ГрК РФ комиссия в течение двадцати пяти дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение двадцати пяти дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

В случае, если утверждение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется представительным органом местного самоуправления, проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки, направленный в представительный орган местного самоуправления, подлежит рассмотрению на заседании указанного органа не позднее дня проведения заседания, следующего за ближайшим заседанием.

Таким образом, утверждение генерального плана, равно как и правил землепользования и застройки, в том числе для «территории неурегулированной градостроительной документации» является исключительным правом администрации города Ялты, поскольку относится к вопросам местного значения городского округа. Генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24, часть 1 статьи 32 ГрК РФ). Длительное неисполнение органом местного самоуправления публично-правовой обязанности по определению правового режима испрашиваемого земельного участка не может служить препятствием для реализации истцом прав, предусмотренных нормами земельного законодательства.

С учетом вышеизложенного, суд считает постановление Администрации города Ялта об отказе в предоставлении в собственность истцу земельного участка незаконным, а заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Как указал истец в своем заявлении, копию оспариваемого постановления она получила 31 июля 2021 года. Ответчик доказательств получения истцом оспариваемого решения до указанной ею даты не предоставил, соответственно суд считает, что срок на обращение в суд истцом не пропущен.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконным постановления, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца на Администрацию города Ялта следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление истца в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, с ответчика Администрации города Ялта в пользу истца также подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной при подаче иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

иск Ярко Любовь Дмитриевны удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации города Ялта № 2120-п от 22 июля 2021 года «Об отказе Ярко Любовь Дмитриевне в предоставлении в собственность земельного участка площадью 566 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав».

Обязать Администрацию города Ялта повторно рассмотреть заявление Ярко Любовь Дмитриевны от 29 декабря 2020 года о предоставлении в собственность земельного участка площадью 566 кв. метров, кад. №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав, в течение 20 дней со дня вступления в законную силу решения суда и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.

Взыскать с Администрации города Ялта в пользу Ярко Любовь Дмитриевны судебные расходы в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова