Дело № 2а-4304/2022 30 июня 2022 года
УИД 29RS0023-01-2022-004171-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Д. В.,
при секретаре Поливаной Д. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ....., о взыскании задолженности по налогам и пени,
у с т а н о в и л:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС № 9, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ..... в лице законного представителя ..... о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование административного искового заявления указано, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019-2020 годы в размере 40,00 руб., пени за период с 02.12.2020 по 07.02.2021, с 02.12.2021 по 14.12.2021 в сумме 0,25 руб.; по транспортному налогу с физических лиц, за 2019-2020 годы в размере 18 400,00 руб., пени за период с 02.12.2020 по 07.02.2021, с 02.12.2021 по 14.12.2021 в сумме 118,53 руб.; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2018 – 2020 годы в размере 70,00 руб., пени за период с 03.12.2019 по 28.06.2020, с 02.12.2020 по 20.06.2021, с 02.12.2021 по 14.12.2021 в сумме 01,22 руб., всего сумма, подлежащая взысканию, 18 630 руб.
Административный истец, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Дополнительно представителем МИФНС № 9, действующей на основании доверенности, имеющей высшее юридическое образование представлены письменные пояснения на поступившие возражения, в которых она просит удовлетворить административный иск в полном объёме.
......
Согласно части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие привлечённых к участию в деле лиц.
Изучив материалы дела, материалы дела № 2а-1054/2022-3, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Пунктом 2 статьи 27 Кодекса установлено, что законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 60 Семейного кодекса Российской Федерации право ребенка на распоряжение имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В силу статьи 28 ГК РФ законными представителями несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), являются их родители.
Таким образом, за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки могут совершать от их имени их родители, усыновители или опекуны (статья 28 ГК РФ). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (статья 26 ГК РФ).
С учетом приведенных норм, а также статьи 23 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.03.2008 № 5-П, дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.
Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих налогооблагаемое имущество, управляют им, в том числе исполняя обязанности по уплате налогов.
Следовательно, налог может быть уплачен законными представителями налогоплательщика от имени представляемого. В этом случае уплата налога законными представителями прекращает соответствующую обязанность представляемого.
.....
В соответствии со сведениями, представленными в МИФНС № 9 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о государственной регистрации права на недвижимое имущество, ......, является собственником земельного участка и недвижимого имущества:
.....
.....
.....
.....
.....
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговые ставки земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В силу пункта 2 и 3 статьи 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Исходя из положений статьи 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Согласно положениям статьи 401 НК РФ, объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, иные здания строения сооружения, помещения.
В соответствии со статьей 408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные суда транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отделом Государственной Инспекции безопасности дорожного движения УВД по Архангельской области и Государственной Инспекцией по маломерным судам Архангельской области, в рамках пункта 4 статьи 85 НК РФ, в адрес Инспекции представлены сведения о том, что ..... является собственником транспортных средств:
.....
В силу пункта 2 и 3 статьи 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Налогоплательщики, указанные в абзаце 1 пункта 4 статьи 397 НК РФ, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомлении, указанного в абзаце 2 данного пункта.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика заказными письмами направлены налоговые уведомления, в которых, в соответствии с пунктом 3 статьи 52 НК РФ, указаны налоговые периоды, сумма налога, подлежащая уплате, объекты налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога на уплату:
- № 41274570 на уплату транспортного налога за 2018 год в сумме 6 900.00 руб., земельного налога за 2018 год в сумме 3.00 руб.; налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 40.00 руб., которое ответчиком в срок до 02.12.2019 не исполнено (л. д. 8-9);
- № 77265122 на уплату транспортного налога за 2019 год в сумме 9 200.00 руб., земельного налога за 2019 год в сумме 32.00 руб.; налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 20.00 руб., которое ответчиком в срок до 01.12.2020 не исполнено (л. д. 11-12);
- № 59104045 на уплату транспортного налога за 2020 год в сумме 9 200.00 руб., земельного налога за 2020 год в сумме 35.00 руб.; налога на имущество физических лиц за 2020 год в сумме 20.00 руб., которое ответчиком в срок до 01.12.2021 не исполнено (л. д. 14-15).
Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным днем уплаты налога в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации.
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки, налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов, на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 НК РФ налоговым органом начислены пени:
- по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 по 07.02.2021 в сумме 0.19 руб. (л. д. 24), с 02.12.2021 по 14.12.2021 в сумме 0,06 руб. (л. д. 33);
- по земельному налогу с физических лиц за период с 03.12.2019 по 28.06.2020 в сумме 0,13 руб. (л. д. 20), с 02.12.2020 по 20.06.2021 в сумме 0,98 руб. (л. д. 28), с 02.12.2021 по 14.12.2021 в сумме 0,11 руб. (л. д. 33);
- по транспортному налогу с физических лиц за период с 02.12.2020 по 07.02.2021 в сумме 88.63 руб. (л. д. 24), с 02.12.2021 по 14.12.2021 в сумме 29,90 руб. (л. д. 34).
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьями 69, 70, 75 НК РФ Инспекцией в адрес налогоплательщика заказными письмами направлены требования:
- № ??????????????????
- № 5190 с предложением в добровольном порядке в срок до 05.04.2021 уплатить задолженность по налогам в сумме 9 220,00 руб. и по пени в сумме 88,82 руб. (л. д. 21-22);
- № 17324 с предложением в добровольном порядке в срок до 23.11.2021 уплатить задолженность по налогам в сумме 32,00 руб. и по пени в сумме 0,98 руб. (л. д. 25-26);
- № 62520 с предложением в добровольном порядке в срок до 31.01.2022 уплатить задолженность по налогам в сумме 9 255,00 руб. и по пени в сумме 30,07 руб. (л. д. 29-31).
В установленный срок, а также на момент направления настоящего заявления в суд, требование налогоплательщиком самостоятельно не исполнено, что явилось основанием для обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника недоимки по налогу и задолженности по пени.
Как следует из дополнительно направленных представителем МИФНС № 9 письменных пояснении на поступившие возражения, информационные ресурсы налоговых органов об объектах недвижимого имущества и зарегистрированных правах собственности формируются на основании сведений, представляемых в соответствии со статьей 85 НК РФ органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (далее - Росреестр), и государственную регистрацию транспортных средств (далее - органы ГИБДД МВД России).
Налоговые органы не являются первоисточником информации о зарегистрированных правах физических лиц на объекты имущества и выступают только в качестве пользователей данных ресурсов.
Сведения об имуществе налоговые органы получают от территориальных отделений Росреестра (подпункты 4, 13 статьи 85, пункт 2 статьи 408 НК РФ).
В целях администрирования транспортного налога сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (статья 362 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицам
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
.....
В соответствии со статьёй 4 Закона № 112-16-03 от 01.10.2002 «О транспортном налоге» от уплаты налога освобождаются один из родителей (усыновителей) (единственный родитель (усыновитель), один из приемных родителей, единственный приемный родитель) в семье, зарегистрированной в соответствии с областным законом от 05.12.2016 № 496-30-03 «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» в качестве многодетной семьи, - в отношении одного транспортного средства, которое зарегистрировано на данное лицо и в отношении которого исчислена сумма налога в наибольшем размере.
.....
.....
.....
Относительно доводов административного ответчика о пропуске исковой давности для взыскания спорной задолженности по административному исковому заявлению, суд, с учётом пояснений представителя Инспекция, исходит из следующего.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ установлен специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица предъявляется налоговым органом в порядке приказного производства.
До 23.12.2020 заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (статья 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, действующей до 22.12.2020).
С 23.12.2020 заявление о взыскании в порядке приказного производства подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (статья 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 48 заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Поскольку сумма задолженности в данном конкретном случае превысила 10 000 руб. по требованию № 62520 (по сроку уплаты - 31.01.2022), то срок для обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа - не позднее 31.07.2022 (31.01.2022 + 6 месяцев).
Как усматривается из материалов дела, 25.02.2022 Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Северодвинского судебного района Архангельской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и сборам со ....., то есть в установленный законом срок.
28.02.2022 мировым судьей судебного участка № 3 Северодвинского судебного района Архангельской области вынесен судебный приказ № 2а-1054/2022-3 о взыскании со ......, задолженности по налогам и сборам в общей сумме 18 630 руб. 00 коп.
02.03.2022 от ..... поступили возражения относительно исполнения судебного приказа 2а-1054/2022-3.
02.03.2022 мировым судьей судебного участка № 3 Северодвинского судебного района Архангельской области принято определение об отмене указанного судебного приказа.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть не позднее 02.09.2022.
С административным исковым заявлением Инспекция обратилась в Северодвинский городской суд Архангельской области 17.06.2022, то есть в пределах установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ срока.
Таким образом, порядок и сроки обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу и пени с ответчика, в суд с административным исковым заявлением, установленные действующим законодательством, вопреки возражениям административного ответчика, в лице законного представителя, Инспекцией соблюдены.
С учётом установленных обстоятельств и представленных в дело доказательств суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Представленный истцом расчёт взыскиваемых сумм судом проверен, признан обоснованным в соответствии с нормами действующего законодательства и арифметически правильным, ответчиком не оспорен, а также доказательств, опровергающих доводы налогового органа о наличии в собственности ответчика объектов налогообложения, материалы дела их не содержат.
Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» госпошлину в размере 745 руб. 20 коп.
Руководствуясь статьями 175 -180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к .., о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать со .., в доход бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019-2020 годы в размере 40,00 руб., пени за период с 02.12.2020 по 07.02.2021, с 02.12.2021 по 14.12.2021 в сумме 0,25 руб.; по транспортному налогу с физических лиц за 2019-2020 годы в размере 18 400,00 руб., пени за период с 02.12.2020 по 07.02.2021, с 02.12.2021 по 14.12.2021 в сумме 118,53 руб.; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2018 – 2020 годы в размере 70,00 руб., пени за период с 03.12.2019 по 28.06.2020, с 02.12.2020 по 20.06.2021, с 02.12.2021 по 14.12.2021 в сумме 01,22 руб., всего сумма, подлежащая взысканию, 18 630 (Восемнадцать тысяч шестьсот тридцать) руб. 00 коп.
Взыскать со .., в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 745 (Семьсот сорок пять) руб. 20 коп.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д. В. Попова
Решение принято в окончательной форме 14.07.2022.