ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4311/19 от 30.08.2019 Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-4311/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2019 года Курчатовский районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего Пинясовой М.В.,

при секретаре Грищенко В.Е.

с участием старшего помощника прокурора Жинжиной Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Челябинске административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Совета депутатов Курчатовского района г.Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу ФИО1 к кандидату в депутаты Совета депутатов Курчатовского района г.Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу ФИО2, Территориальной избирательной комиссии Курчатовского района г.Челябинска о признании факта подкупа избирателей, установлении систематического нарушения правил предвыборной агитации, отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Курчатовского района г.Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу ,

УСТАНОВИЛ:

Кандидат в депутаты Совета депутатов Курчатовского района г.Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к кандидату в депутаты Совета депутатов Курчатовского района г.Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу ФИО2, Территориальной избирательной комиссии Курчатовского района г.Челябинска о признании факта подкупа избирателей, установлении систематического нарушения правил предвыборной агитации, отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Курчатовского района г.Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу .

В обоснование административных исковых требований указал, что ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Курчатовского района г.Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу . 25 августа 2019 года обратившейся к нему житель <адрес> г.Челябинска сообщил, что дворники ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» г.Челябинска, где ФИО2 является директором, раздают от имени кандидата в депутаты ФИО2 продуктовые наборы с агитационным материалом, который призывает голосовать не только за ФИО2, но и против ФИО1 Полагает, что данные действия являются подкупом избирателей и производились представителями ФИО2, по его поручению. Также ФИО2 систематически нарушает правила агитации, а именно 10 августа 2019 года во дворе <адрес> г.Челябинска им была задержана гражданка в униформе сотрудника ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» г.Челябинска, которая занималась уничтожением агитационного материала. Вызванным сотрудникам полиции данная гражданка пояснила, что является работникам ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» г.Челябинска и занимается уничтожением его листовок по прямому указанию своего директора ФИО2 Кроме того, ФИО2 на фасаде жилого дома по адресу: г.Челябинск, <адрес> разместил плакат со своим изображением. Плакат не имеет сведений о том, что он изготовлен за счет средств кандидата в депутаты, согласие на размещение плаката на фасаде жилого дома жители не давали. Злоупотребляя своими должностными полномочиями, ФИО2 размещает агитационные материалы на информационных стендах, расположенных внутри подъездов, куда не могут попасть другие кандидаты. При этом листовки не содержат установленный законом объем информации о выпуске данного агитационного материала за счет средств ФИО2 Также 21 августа 2019 года во дворе <адрес> г.Челябинска, в вечернее время у агитаторов ФИО3 и ФИО4, распространявших среди жителей его агитационный материал, ФИО2 выхватил из рук агитационный материал и ушел в неизвестном направлении. По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении. Вместе с тем, ФИО2 выпущена газета «Управдом» август 2019 года, на страницах 2 и 4 которой в нарушение ч.9.1 ст.48 ФЗ от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» размещено изображение иных физических лиц. При этом ФИО2 отсутствует на изображениях с этими лицами в связи с чем данный агитационный материал является незаконным.

Административный истец кандидат в депутаты Совета депутатов Курчатовского района г.Челябинска второго созыва по одномандатному избирательном у округу ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал в полном объеме.

Административный ответчик кандидат в депутаты Совета депутатов Курчатовского района г.Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу ФИО2 при надлежащем извещении участия в суде не принимал, его представитель ФИО5 с административными исковыми требованиями не согласился.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Курчатовского района г.Челябинска ФИО7, с административными исковыми требованиями не согласился.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Челябинской области при надлежащем извещении участия в суде не принимал.

Выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу положений части 11 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

На основании подпункта "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 56 названного закона.

Судом при разрешении спора установлено, что Решением Совета депутатов Курчатовского района г. Челябинска от 14 июня 2019 года на 08 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Совета депутатов Курчатовского района г. Челябинска второго созыва (л.д.34).

Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 22 декабря 2015 года сформирована территориальная избирательная комиссия Курчатовского района г. Челябинска (л.д. 35-37).

Решениями Территориальной избирательной комиссии Курчатовского района г.Челябинска от 26 июля 2019 года , от 27 июля 2019 года ФИО2, выдвинутый Курчатовским местным отделением Челябинского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», ФИО1, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрированы кандидатами в депутаты Совета депутатов Курчатовского района г.Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу (л.д.56,76).

В обоснование довода о совершении ФИО2 подкупа избирателей, ФИО1 сослался на то, что 25 августа 2019 года обратившейся к нему житель <адрес> г.Челябинска сообщил, что дворники ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» г.Челябинска, где ФИО2 является директором, раздают от имени кандидата в депутаты ФИО2 продуктовые наборы с агитационным материалом, который призывает голосовать не только за ФИО2, но и против ФИО1

В соответствии пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

По смыслу приведенной нормы Закона, действия кандидатов могут быть квалифицированы как подкуп избирателей только при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата или ставились в зависимость от результатов выборов.

Таких обстоятельств судом при рассмотрении административного дела не установлено.

Представленные административным истцом доказательства не свидетельствуют о совершении ФИО2 подкупа избирателей, поскольку не установлено вручения избирателям продуктовых наборов с листовками от имени или с ведома и по поручению ФИО2, размещение в продуктовых наборах листовок по указания ФИО2 или уполномоченного им лица.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО6 в судебном заседании показала, что получила продуктовый набор от дворника Нины, которая сообщила, что наборы предназначены для ветеранов. Кто передал дворнику продуктовый набор, она не знает. При этом при вручении набора, её не принуждали голосовать за какого-либо кандидата, либо против него. Содержание текста листовки, которая находилась в продуктах питания, она не помнит, так как выбросила её, листовка не содержала подписи. Распространение продуктовых наборов с листовками не отразилось на её волеизъявлении по выбору кандидата на голосовании.

Доказательств того, что продуктовые наборы распространялись под условием голосования на выборах за указанного кандидата не представлено. Факт осуществления зарегистрированным кандидатом в депутаты ФИО2 подкупа избирателей своего подтверждения не нашел.

Ссылка ФИО1 на систематическое нарушение ФИО2 правил агитации, на уничтожение 10 августа 2019 года во дворе <адрес>г.Челябинска его агитационного материала сотрудником ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» г.Челябинска, допустимыми доказательствами не подтверждена.

12 августа 2019 года по сообщению ФИО1 о том, что работник ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» г.Челябинска ФИО8 Диляран срывает его расклеенные агитационные листовки на <адрес> г.Челябинска, возбуждено дело об административном правонарушении согласно ст.28.7 КоАП РФ (л.д.138).

Из рапорта сотрудника ОП Курчатовский Д.А.У. от 10 августа 2019 года следует, что при опросе гражданки ФИО8 Диляран по факту срыва агитационного материала, она пояснила, что выполняла свою работу, о том, что данные «наклейки» являются агитационным материалом она не знала. Кто заставляет срывать её агитационный материал ФИО8 Диляран не указала (л.д.139).

14 августа 2019 года УУП ОП Курчатовский УМВД России по г.Челябинску возбуждено дело об административном правонарушении по заявлению Ф.И.О. о причинении ей ФИО1 09 августа 2019 года телесных повреждений (л.д.130-137).

Вина ФИО2 в срыве агитационного материала ФИО1 сотрудниками отдела полиции не установлена, к административной ответственности ФИО2 по данному факту не привлечен. Факт противоправных действий Ф.И.О., направленных на уничтожение агитационного материала ФИО1 правоохранительными органами не установлен в связи с чем, данные обстоятельства не могут быть расценены как уничтожение агитационного материала ФИО1

Видеоматериалы по данному факту административным истцом на обозрение не предоставлялись.

Размещение на фасаде жилого <адрес> г.Челябинска плаката с изображением депутата ФИО2 не свидетельствует о нарушении ФИО2 правил предвыборной агитации.

Согласно платежного поручения от 04 сентября 2018 года, счета на оплату от 03 сентября 2018 года ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района г.Челябинска» произведена оплата баннера и наклеек на сумму 5 450 руб. (л.д.110-111).

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что баннер отпечатан в сентябре 2018 года и размещен в октябре 2018 года на фасаде жилого <адрес> г.Челябинска. Обратного, административным истцом не представлено.

Согласно пункта 1 статьи 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата.

Соответственно, размещение спорного плаката не дает оснований для вывода о нарушении ФИО2 установленных законом ограничений при проведении предвыборной агитации.

Доказательств того, что плакат является агитационным материалом и содержит признаки агитации, административным истцом в материалы дела не представлено. Поскольку плакат был размещен до начала агитационного периода, содержащиеся в нем сведения, не могут быть признаны предвыборными агитационными материалами данного кандидата.

Размещение ФИО2 агитационных материалов на информационных стендах, расположенных внутри подъездов, куда не могут попасть другие кандидаты, не является основанием к отмене регистрации кандидата ФИО2 в соответствии с законом.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 7 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отмены судом регистрации кандидата по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, является неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.

Факт размещения агитационных материалов не свидетельствует о превышении ФИО2 своих должностных полномочий.

Не может являться основанием для удовлетворения исковых требований ФИО1 и обстоятельства того, что 21 августа 2019 года во дворе <адрес> г.Челябинска, ФИО2 у агитаторов ФИО3 и ФИО4, распространявших среди жителей агитационный материал административного истца, выхватил его из рук и ушел в неизвестном направлении.

В ОП Курчатовский находится материал проверки КУСП от 21 августа 2019 года по факту того, что ФИО2 забрал у Л.Д.К. агитационный материал. Срок рассмотрения материала продлен 23 августа 2019 года до 10 суток (л.д.146-157).

Согласно договора между Л.Д.К. и кандидатом в депутаты ФИО9, Л.Д.Н. обязался по заданию заказчика распространить предвыборные агитационные материалы в поддержку кандидата в депутаты ФИО1 (л.д.147)

Из объяснений Л.Д.К. следует, что ФИО2 подошел к Максиму протянул руку к агитационному материалу и забрал его себе, при этом какое-либо насилие не применялось (л.д.151-153).

Р.М.В., допрошенный судом в качестве свидетеля показал, что он и ФИО10 распространяли агитационный материал ФИО1 ФИО2 попросил его отдать пакет с агитационным материалом, он отдал, ФИО2 силу к ним не применял. В отдел полиции с заявлением об уничтожении агитационного материала не обращался.

Вина ФИО2 в умышленном уничтожении или повреждение агитационного материала в установленном законом в соответствии со ст. 5.14 КоАП РФ не признана в связи с чем данные обстоятельства не могут являться основанием для отмены регистрации кандидата.

Граждане вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (пункт 4 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ).

Из уведомления ФИО2, адресованного в окружную избирательную комиссию Курчатовского района г.Челябинска по избирательному округу следует, что им на основании п.3 ст.54 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выпущена газета «Управдом», 5 000 экз., дата изготовления 12 августа 2019 года, номер заказа 2880. Организация, изготовившая материал – «Аргументы и Факту – Южный Урал» спецвыпуск . Учредитель и издатель – ООО «Аргументы и Факты Южный Урал». По заказу кандидата ФИО2 с оплатой средств избирательного фонда (л.д.107-108).

Нарушение требований ст. 1276 ГК РФ при проведении предвыборной агитации имеет место в случае, когда в агитационных материалах без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизводится, сообщается в эфир или по кабелю фотографическое произведение, произведение архитектуры или произведение изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, и изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение используется в коммерческих целях.

С учетом того, что изображения иных лиц в газете занимают незначительную и неосновную ее часть, каждое изображение не является основным самостоятельным объектом информации, изображение иных лиц в материале находится в контексте с информацией, размещенной на странице о деятельности ФИО2, это не может являться основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты.

При этом, доказательств нарушений прав самих граждан, изображенных в газете «Управдом» не имеется, документов, тому не представлено.

Таким образом, каких-либо нарушений, выразившихся в несоблюдении кандидатом ФИО2 требований, предъявляемых ст. 56 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не установлено, в удовлетворении исковых требований ФИО11 о признании факта подкупа избирателей, установлении систематического нарушения правил предвыборной агитации, отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Курчатовского района г.Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований кандидата в депутаты Совета депутатов Курчатовского района г.Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу ФИО1 к кандидату в депутаты Совета депутатов Курчатовского района г.Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу ФИО2, Территориальной избирательной комиссии Курчатовского района г.Челябинска о признании факта подкупа избирателей, установлении систематического нарушения правил предвыборной агитации, отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Курчатовского района г.Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение пяти дней, со дня принятия решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Председательствующий М.В.Пинясова