ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4314/19 от 05.08.2019 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

№ 2а-4314/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Санкт-Петербург 05 августа 2019 года

Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Шеломановой Л.В.,

с участием старшего помощника прокурора

Кировского района Санкт-Петербурга Зелинской А.С.,

при секретаре Пиргуновой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Нарвский округ о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Кировский районный суд города Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Нарвский округ (далее – ИКМО Нарвский округ) о признании незаконным и отмене решения ИКМО Нарвский округ от 19.07.2019 № 9-9 о регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ шестого созыва по избирательному округу № 2 ФИО2 В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ (далее – МС МО Нарвский округ) от 19.06.2019 № 15 на 08.09.2019 назначены выборы депутатов муниципального совета муниципального образования муниципального округа Нарвский округ шестого созыва. Административный истец является зарегистрированным кандидатом в депутаты МС МО Нарвский округ шестого созыва по избирательному округу №2. Административный истец полагает оспариваемое решение ИКМО Нарвский округ незаконным по тем основаниям, что среди документов, представленных заинтересованным лицом, в ИКМО Нарвский округ для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имеются документы, оформленные с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ). Кроме того, при выдвижении кандидат неоднократно использовал преимущество своего должностного или служебного положения. Так, кандидат осуществлял предвыборную агитацию, выразившуюся в опубликовании поздравлений, обращений и фотографий без оплаты из средств избирательного фонда в государственных и муниципальных средствах массовой информации (далее - СМИ) – газетах: «Нарвский округ» № 05 (104) апрель 2019; «Нарвский округ» № 06 (105) апрель 2019; «Нарвский округ» № 07 (106) май 2019; «Нарвский округ» № 08 (107) июнь 2019; «Нарвская застава» № 10 (403) июнь 2019. ФИО1 полагает, что регистрация кандидата ФИО2, не выполнившего все требования закона нарушает принцип равенства кандидатов и создает для него преимущественные условия для участия в избирательной компании.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении административного искового заявления настаивал, неоднократно конкретизировал фактические основания иска, указав следующее. ФИО2 в заявлении о согласии баллотироваться не указал: вид документа удостоверяющего личность – паспорт; реквизиты диплома (не в полном объеме указано наименование первого ВУЗа и неверно указан регистрационный номер диплома, а также неверно указаны наименование второго ВУЗа и регистрационный номер диплома); отсутствуют сведения, что является депутатом 2,3,4,5 созывов. Наименование места работы и занимаемая должность, указанные в заявлении о согласии баллотироваться, не соответствуют, представленной кандидатом, справке с места работы. Заявление о согласии баллотироваться датировано 01.07.2019, подано в ИКМО Нарвский округ 02.07.2019, электронная копия датирована 04.07.2019, что является нарушением. В сведениях о доходах, в разделе автотранспорт кандидатом указана марка автомобиля, без указания вида «легковой». Документ подписан 02.07.2019, подан в ИКМО Нарвский округ 02.07.2019, электронная копия датирована 03.07.2019, что противоречит друг другу. В подтверждении о получении документов на регистрацию кандидата от 12.07.2019 не представлен документ об изменениях в сведения о кандидате, ранее представленных в ИКМО. В первом финансовом отчете не отражены расходы на оформление 09.07.2019 доверенности на уполномоченного финансового представителя по финансовым вопросам ФИО3 от в размере 1 800 рублей, а также не указано чьими средствами являются данные денежные средства (кандидата, партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», добровольными пожертвованиями граждан). В финансовом отчете не отражены расходы на оплату работ (услуг) информационного и консультативного характера, оплату других работ (услуг), выполненных ФИО3, не представлены документы, подтверждающие возмездный или безвозмездный характер оказания данных услуг тем же представителем по финансовым вопросам десяти кандидатам, в том числе, ФИО2 В заголовке финансового отчета не указан субъект – Санкт-Петербург. При этом, кандидат изготовил файл «Сведения о доходах…» 03.07.209 в 13.03, файл «Заявление о согласии баллотироваться…» 04.07.2019 в 10:56, то есть в свое рабочее время с использованием помещений, оргтехники и информационных услуг, используемых органами местного самоуправления. Кандидат подал пакет документов о выдвижении 02.07.2019 в 09:50, то есть в свое рабочее время. Таким образом, ФИО2 неоднократно использованы преимущества и не соблюдены ограничения, связанные с должностным или служебным положением. Кандидат с 19.06.2019 года снял с себя полномочия главного редактора газеты «Нарвский округ».

Предвыборная агитация (10 фрагментов публикаций в указанных СМИ) не оплачена через избирательный фонд, но распространяется с 19.06.2019 по настоящее время, то есть в период избирательной компании, в муниципальном здании муниципального совета муниципального округа Нарвский округ, о чем составлены акты № 55 от 10.07.2019, № 59 от 11.07.2019, № 66 от 12.07.2019. К предвыборной агитации относятся публикации: на странице 1 газеты «Нарвский округ» № 08 (107) июнь 2019 опубликовано поздравление ФИО2 выпускникам школ; на странице 2 газеты «Нарвский округ» № 06 (105) апрель 2019 статья «Отчет состоялся» и фотография ФИО2, на странице 3 статья «Такое страшное было время» и фотография кандидата; на странице 2 газеты «Нарвский округ» №04 (103) март 2019 статья «В муниципальном совете округа»; на странице 1 газеты «Нарвский округ» № 05 (104) апрель 2019 фотография ФИО2, на странице 2 «отчет о проделанной работе депутата ФИО2 за 2018 год», на странице 4 статья «Встреча земляков» и фотография ФИО2, на странице 4 статья «Мы тут живем» и фотография ФИО2; на странице 3 газеты «Нарвская застава» № 10 (403) июнь 2019 в разделе «Родной округ Нарвский» размещена статья про муниципальный округ Нарвский и его главу ФИО2; на странице 2 газеты «Нарвский округ» № 07 (106) май 2019 статья «День великой Победы» и 3 фотографии с кандидатом, на странице 2 в статье «Даешь молодежь» использован фрагмент с текстом про ФИО2, на странице 3 статья «Играем в городки» и фотография ФИО2 Учредителем газеты «Нарвский округ» является муниципальный совет муниципального образования Нарвский округ. Газета «Нарвская застава издается при поддержке администрации Кировского района г. Санкт-Петербурга. Заявленный в административных исковых требованиях довод об использовании ФИО2 при финансировании своей избирательной компании, помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 % от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда в судебном заседании ФИО1 не поддержал.

Муниципальный служащий начальник юридического отдела муниципального образования Нарвский округ ФИО3 является уполномоченным представителем по финансовым вопросам десяти кандидатов в депутаты в избирательной комиссии, которая подконтрольна ему, как начальнику юридического отдела муниципального образования Нарвский округ. При этом, поощрения муниципального служащего ФИО3 устанавливаются нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления, которые принимаются на муниципальном совете и председателем которого является кандидат в депутаты от партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ФИО2 Указанный кандидат использует в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, муниципальное имущество (помещения, средства связи, оргтехнику и информационные услуги, обеспечивающие функционирование органов местного самоуправления, служебный автотранспорт), так все документы о выдвижении кандидата разрабатывались в рабочее время с использованием муниципальной оргтехники. Муниципальный служащий ФИО3 осуществлял изготовление документов, способствующих выдвижению кандидата, с использованием служебного помещения, оргтехники и информационных услуг, а также предоставление данных документов в ИКМО Нарвский округ в свое рабочее время.

Кандидат использует преимущества должностного положения для предвыборной агитации в пользу кандидатов от партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и использует свое положение в интересах данной политической партии.

По изложенным основаниям, ФИО1 просит отменить оспариваемое в иске решение и взыскать в его пользу судебные расходы в сумме 836 рублей.

Представители ИКМО Нарвский округ – председатель ИКМО Нарвский округ ФИО4 и, действующий на основании доверенности, ФИО5 в судебном заседании в удовлетворении заявленных административных исковых требований просили отказать, в связи с их незаконностью и необоснованностью. Суду пояснили, что при принятии оспариваемого решения присутствовал ФИО1, как член ИКМО Нарвский округ с правом совещательного голоса. Опечатки, имеющиеся в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, на правильность вынесенного ИКМО решения не влияют. Указанная во втором подтверждении в графе «данные об изменениях в сведения о кандидате, ранее, представленных в избирательную комиссию» справка, составленная кандидатом в свободной форме, содержала сведения о том, что никаких изменений на дату принятия второго пакета документов не произошло. Такую форму справки избирательная комиссия потребовала от кандидата для перестраховки. Никаких изменений в ранее предоставленные сведения кандидатом не вносилось. Есть основания предполагать, что данная справка исчезла после того, как ФИО1 длительное время знакомился с документами ФИО2 Утверждение административного истца о том, что ФИО2, использует преимущества своего должностного или служебного положения носят необоснованный и бездоказательственный характер. Для осуществления деятельности ИКМО Нарвский округ МС МО Нарвский округ на безвозмездной основе было предоставлено помещение по адресу: <...> дом. 18. В указанном здании располагается МС МО Нарвский округ, что не противоречит требованиям закона. Нахождение муниципальных газет, выпущенных в разные периоды времени до начала избирательной компании, в свободном доступе, в здании муниципального совета не может расцениваться, как предвыборная агитация. Речь идет об остатках нераспространенных сразу после выпуска тиражей, которые принадлежат муниципалитету, и которые не могут быть изъяты и уничтожены ИКМО Нарвский округ. Акты ФИО1 рассмотрены ИКМО Нарвский округ, по результатам сделан вывод, что публикации, которые оспаривает ФИО1, агитационным материалом не являются, поскольку никаких призывов голосовать за ФИО2 не содержат.

Заинтересованное лицо ФИО2 надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в предварительном судебном заседании административные исковые требования не признал, указав, что указанные в иске публикации предвыборной агитацией не являются. Указанные в иске газеты, издаются за счет средств муниципального образования и были подписаны в печать до начала избирательной компании, поэтому из средств избирательного фонда кандидата, а также из его личных денежных средств они не могли быть оплачены. Он являлся главным редактором газеты «Нарвский округ» и сложил свои полномочия до начала избирательной компании. Финансовый уполномоченный ФИО3 у него ни в прямом ни в косвенном подчинении не находится, поскольку сотрудником муниципального совета не является. Выплата премий сотрудниками муниципальной администрации, которым является ФИО3 к полномочиям главы муниципального совета не относятся.

Представитель заинтересованного лица по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, в обоснование своих возражений указал, что все представленные ФИО2 документы соответствуют требованиям Федерального закона № 67-ФЗ. Форма заявления о согласии баллотироваться, которая утверждена решением ИКМО Нарвский округ не является обязательной для заполнения, заявление должно соответствовать требованиям закона. Копии всех предусмотренных законом документов были приложены к заявлению. Должность и место работы в заявлении кандидата о согласии баллотироваться указаны верно, то есть в точном соответствии представленной справкой с места работы. В соответствии с законом о том, что является депутатом на постоянной основе, ФИО2 в заявлении о согласии баллотироваться указывать не должен, поскольку это требование распространяется на депутатов, осуществляющих полномочия на непостоянной основе. Не указание в сведениях о доходах вида автотранспорта не является основанием для отказа в регистрации. Расходы на доверенность в размере 1 800 рублей не могли пройти через специальный избирательный счет, поскольку законом предусмотрена выдача доверенности финансовому уполномоченному, в том числе для открытия данного счета кандидата, на котором должны аккумулироваться средства его избирательного фонда. Это означает, что эта доверенность может быть оплачена из личных денежных средств кандидата. Доверенность была выдана 09.07.2019, счет открыт 11.07.2019. Все остальное движение денежных средств по счету отражено в первом финансовом отчете кандидата. При этом, никаких движений по счету не было. Не указание в первом финансовом отчете наименования субъекта, не является существенным нарушением, поскольку присутствующее в данном документе наименование муниципального образования позволяет безошибочно определить субъект. Выписка со счета в банке получалась в нерабочее время. Все услуги финансовым представителем оказываются кандидату на безвозмездной основе, обязательного заключения договора безвозмездного оказания услуг не требуется. В данном случае ФИО3 во внерабочее время выполняет общественную нагрузку, как член партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» что, например, подтверждается справкой из ПАО Сбербанка России. Указанные в административном иске публикации агитационного подтекста не имеют, слова «кандидат» там не содержится. В июньской публикации выпускникам было напутствие, а не поздравление. Газеты выпускались задолго до избирательной компании. Распространение газет происходит в день выхода в свет, остатки тиража лежат в здании муниципального образования.

Старший помощник прокурора Кировского района города Санкт-Петербурга Зелинская А.С., полагала административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи с отсутствием законных оснований.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

В целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 26.05.2014 №303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга № 303-46).

Порядок и условия выдвижения кандидата содержаться в статье 33 Федерального закона 67-ФЗ и ст. 22 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 статьи 33 этого Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

Пунктом 3 статьи 33 указанного Федерального закона определено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 1-4 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга №303-46.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом (п. 1); непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (п. 2).

Согласно статье 35 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата (пункт 1); законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (пункт 1.1); выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" (пункт 2).

В соответствии с пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы: а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа; б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения; в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Аналогичные положения содержатся пункте 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.

Согласно пункту 25 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ избирательное объединение - избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" (далее – Федерального закона № 95-ФЗ) установлено, что политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Как установлено судом в процессе рассмотрения спора, решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ (далее - МС МО Нарвский округ) от 19.06.2019 № 15 на 08.09.2019 назначены выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Нарвский округ шестого созыва.

ФИО1, выдвинутый в порядке самовыдвижения, на основании решения ИКМО Нарвский округ № 5-3 от 06.07.2019, является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Нарвский округ шестого созыва по избирательному округу № 2.

ФИО2, выдвинутый региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», на основании решения ИКМО Нарвский округ № 9-9 от 19.07.2019 также является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Нарвский округ шестого созыва по избирательному округу № 2.

Согласно Подтверждению о получении документов для регистрации кандидата, выданному в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46, ФИО2 02.07.2019 в 09:50 часов представил в ИКМО Нарвский округ: заявление о согласии баллотироваться; копию паспорта; копии двух дипломов об образовании; справку об основном месте работы и занимаемой должности; сведения о размере и источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; нотариально заверенную копию документа о государственной регистрации регионального отделения политической партии; решение органа регионального отделения политической партии о выдвижении кандидата; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде. Из содержания указанного документа также следует, что ФИО2 получил разрешение на открытие специального избирательного счета.

18.07.2019 в 17:40 согласно Подтверждению о получении документов для регистрации кандидата, административный ответчик представил в ИКМО Нарвский округ: данные об изменениях в сведения о кандидате, ранее представленных в ИКМО; первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда; справку об открытии специального избирательного счета; выписку с лицевого счета; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.

По итогам рассмотрения заявления о выдвижении и представленных документов, ИКМО Нарвский округ принято оспариваемое решение.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).

В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

По заявленным административным истцом ФИО1 исковым требованиям судом установлено следующее.

Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ для кандидатов, выдвинутых политической партией, основанием отказа в регистрации кандидата является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".

Пунктами 2 и 4 статьи 25 Федерального закона № 95-ФЗ предусмотрено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии, тайным голосованием.

Подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ предусмотрено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее, чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Судом установлено, что избирательное объединение – региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 20.06.2019 известило ИКМО Нарвский округ о проведении 25.06.2019 в 17:00 часов XXXIII Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», в проект повестки дня которой был включен вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга на выборах, назначенных на 08.09.2019.

Факт получения данного извещения в указанную дату подтвержден представленным административным ответчиком письменным извещением с отметкой о получении ИКМО Нарвский округ, объяснениями представителя административного ответчика - председателем ИКМО Нарвский округ ФИО4 в судебном заседании. Указанное обстоятельство в судебном заседании административным истцом не оспорено.

Таким образом, судом установлено, что извещение о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов было получено ИКМО Нарвский округ в разумные сроки до его проведения, что свидетельствует о соблюдении требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом №95-ФЗ.

Согласно подпунктам "в.1" и "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

Применительно к фактическим основаниям заявленных административных исковых требований, судом установлено, что в заявлении ФИО2 о согласии баллотироваться без указания вида документа имеется ссылка на серию номер документа удостоверяющего личность, дату выдачи, орган и код подразделения его выдавшего. Вместе с тем, одновременно с заявлением о выдвижении ФИО2 представлена копия паспорта, реквизиты которого полностью совпадают с реквизитами документа, удостоверяющего личность, указанного в заявлении.

Также в заявлении о согласии баллотироваться при сообщении сведений о себе ФИО2 указано профессиональное образование: юрист, в наименовании высшего учебного заведения, выдавшего диплом серии УВ № 621730 указано «Высшее политическое училище имени 60-летия ВЛКСМ ВВ МВД» вместо «Высшее политическое училище имени 60-летия ВЛКСМ ВВ МВД СССР»; экономист, в наименовании высшего учебного заведения, выдавшего диплом серии ИВС № 0546220 указано «Санкт-Петербургская академия государственной службы» вместо «Северо-Западная академия государственной службы». При этом, вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом представлены копии данных дипломов.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что ИКМО Нарвский округ, имея в своем распоряжении названные ФИО2 в заявлении о согласии баллотироваться документы, содержащие действительные сведения, вправе была его зарегистрировать и без затребования в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ какого-либо уточнения и дополнения в сведениях, содержащихся в указанном заявлении.

В связи с изложенным, допущенные ФИО2 опечатки в заявлении о согласии баллотироваться, поданном в избирательную комиссию 02.07.2019, при наличии сведений об этом в других, представленных кандидатом документах, суд расценивает, как несущественное нарушение, которое не могло повлечь, как отказ в его регистрации, так, и не может повлечь, в данном случае, отмену регистрации кандидата в депутаты МС МО Нарвский округ шестого созыва по избирательному округу №2 ни по основанию, указанному заявителем по подпунктам "в.1" и "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-Ф, ни по какому-либо иному основанию, предусмотренному названным законом. По мнению суда, данные опечатки не могут повлиять на полноту и достоверность, представленной кандидатом информации о себе.

При этом, суд находит ошибочным суждение административного истца о том, что реквизитами диплома является не его серия и номер, а номер регистрационной записи о дате его выдачи.

Суд находит основанным на неверном толковании закона довод ФИО1 о несоблюдении формы заявления о согласии баллотироваться, поскольку отказ в регистрации равно, как и отмена регистрации кандидата возможна лишь при нарушении избирательного законодательства, регулирующего вопросы оформления документов, представляемых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Форма заявления о согласии баллотироваться Федеральным законом № 67 –ФЗ не предусмотрена.

Так же является основанным на ошибочном толковании закона довод административного истца о том, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидат ФИО2 должен был указать, что является депутатом 5 созыва МС МО Нарвский округ, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа должны указывать в заявлении о согласии баллотироваться депутаты, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе.

Довод административного иска о неверном указании в заявлении кандидата о согласии баллотироваться занимаемой должности и рода занятий, а именно, наличии противоречий с представленной ФИО2 справкой с места работы, опровергается содержанием указанных документов, обозренных в судебном заседании.

Неточность, допущенная при заполнении ФИО2 справки о принадлежащем ему имуществе (указание марки автомобиля, без указания вида автомобиля - «легковой автомобиль»), по мнению суда, не является нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ к формам справок (приложение №1), влекущим отказ в регистрации кандидата, поскольку требуемые в соответствии с законом сведения для регистрации в качестве кандидата в депутаты представлены, при этом, указанная марка автомобиля, позволяет определить его вид и свидетельствует о полноте, представленных сведений.

Довод административного истца о том, что электронные копии документов, представленные ФИО2, изготовлены позднее их подачи в печатном виде в ИКМО Нарвский округ, не подтверждены обозренными в судебном заседании доказательствами.

Предоставление ФИО2 справки об отсутствии изменений в сведениях о кандидате на дату подачи второго пакета документов, на которую имеется ссылка в Подтверждении о получении документов на регистрацию кандидата от 12.07.2019, не свидетельствует о допущенном ИКМО Нарвский округ нарушении порядка регистрации кандидата. Данное обстоятельство не опровергнуто административным истцом в судебном заседании. Доказательства того, что эти изменения имелись и кандидатом в избирательную комиссию не представлены, у суда отсутствуют.

Законом Санкт-Петербурга № 303-46 предусмотрено, что при проведении выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга кандидат одновременно с представлением иных документов для регистрации в срок, установленный подпунктом «в» пункта 3 статьи 27 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию первый финансовый отчет о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.

Согласно пункту 3.1. Решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 06.06.2019 № 100-4 "О Методических рекомендациях о порядке учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее – Методические рекомендации) кандидат одновременно с представлением иных документов для регистрации в срок, установленный пунктом 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга, представляет в Комиссию в бумажном и машиночитаемом виде первый финансовый отчет по форме согласно приложению №6 к настоящим Методическим рекомендациям о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.

Приложением №6 к Методическим рекомендациям предусмотрена форма финансового отчета.

Как установлено судом, ФИО2 обязанность по предоставлению первого финансовой отчета в сроки и по установленной форме соблюдена.

Не указание в первом финансовом отчете кандидата наименования субъекта - город Санкт-Петербург, по мнению суда, не является существенным нарушением, поскольку присутствующее в данном документе наименование муниципального образования - внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ однозначно позволяет определить субъект, где происходят выборы, в которых участвует кандидат ФИО2

Кроме того, в соответствии с подпунктами «в» и «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, предусматривающих в качестве основания для отказа в регистрации кандидата является отсутствие необходимых документов, а также наличие документов, оформленных с нарушением требований в соответствии с указанным Федеральным законом, иным законом для уведомления и выдвижения и (или) регистрации кандидата. Несоблюдение положений Инструкции к основаниям отказа в регистрации кандидата нормами приведенного федерального закона не отнесено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ кандидаты вправе, а в случаях, установленных законом, обязаны, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном законом.

Согласно статье 48 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 кандидат вправе назначить своего уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам осуществляет свои полномочия на основании выданной кандидатом доверенности по форме, установленной Санкт-Петербургской избирательной комиссией, которая должна быть удостоверена нотариально.. В доверенности, выданной уполномоченному представителю по финансовым вопросам, должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), перечислены переданные ему полномочия. При назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидат вправе передать ему следующие полномочия: а) открытие и закрытие специального избирательного счета; б) распоряжение средствами избирательного фонда; в) учет и контроль за поступлением и расходованием средств избирательного фонда; г) право подписания от имени кандидата расчетных документов; д) иные полномочия, связанные с финансированием избирательной кампании данного кандидата.

Для регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам в окружную избирательную комиссию кандидатом представляются следующие документы: а) заявление кандидата о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам по форме, установленной Санкт-Петербургской избирательной комиссией; б) заявление гражданина о согласии быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам по форме, установленной Санкт-Петербургской избирательной комиссией; в) копия доверенности, указанной в пункте 3 настоящей статьи (пункт 5).

Окружная избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов для регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам рассматривает представленные документы и принимает решение о регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам либо мотивированное решение об отказе в его регистрации (пункт 6).

Как следует из представленных доказательств 09.07.2019 ФИО2 обратился в ИКМО Нарвский округ с заявлением о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам ФИО3, одновременно представив, заявление ФИО3 в ИКМО Нарвский округ о даче согласия быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата от 09.07.2019 и нотариально удостоверенную доверенность от 09.07.2019 серия 78 АБ №5795683 на совершение необходимых действий, связанных с исполнением данного поручения, в том числе, открытие и закрытие специального счета.

Решением ИКМО Нарвский округ от 10.07.2019 № 6-12 ФИО3 зарегистрирован в качестве уполномоченного представителя кандидата ФИО2 по финансовым вопросам в части полномочий указанных в доверенности от 09.07.2019 серия 78 АБ №5795683.

11.07.2019 ФИО3 в ПАО Сбербанк России открыт специальный избирательный счет кандидата ФИО2

Таким образом, исходя из буквального толкования положений Закона Санкт-Петербурга №303-46 денежные средства в размере 1 800 рублей, затраченные ФИО2 на выдачу нотариально удостоверенной доверенности уполномоченному представителю по финансовым вопросам ФИО3 не могли быть отражены при движении денежных средств по специальному избирательному счету кандидата и не подлежали указанию в первом финансовом отчете кандидата.

Доводы ФИО1 о том, что ФИО2 в ИКМО Нарвский округ должен быть представлен договор, подтверждающий возмездный или безвозмездный характер оказания услуг ФИО3 не основан на требованиях избирательного законодательства.

Как следует из объяснений ФИО3 в судебном заседании, оказываемые им услуги носят безвозмездный характер, доказательств обратного суду не представлено. Отсутствие денежных затрат не подлежит отражению в финансовом отчете.

В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ кандидаты, замещающие государственные должности, кандидаты, находящиеся на государственной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

В соответствии с подпунктами «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.

Согласно пункту 5 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается: а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума; б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума; г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране; д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок; е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом; ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий; з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств

Таким образом, по смыслу закона под использование преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 названного федерального закона.

Пунктом 2 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Из содержания пункта 1 статьи 49 Федерального закона №67-ФЗ следует, что агитационный период агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата.

Как установлено судом, решение о выдвижении кандидата ФИО2 принято на XXXIII Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 25.06.2019.

В судебном заседании исследованы, представленные административным истцом информационные выпуски газет, а именно следующие публикации: на странице 1 газеты «Нарвский округ» № 08 (107) июнь 2019 напутственное обращение ФИО2 выпускникам школ (номер подписан в печать 24.06.2019); на странице 2 газеты «Нарвский округ» № 06 (105) апрель 2019 статья «Отчет состоялся» и фотография ФИО2, на странице 3 статья «Такое страшное было время» и фотография ФИО2 (номер подписан в печать 03.05.2019); на странице 1 газеты «Нарвский округ» № 05 (104) апрель 2019 фотография ФИО2, на странице 2 «Отчет об исполнении бюджета муниципального образования Нарвский округ за 2018 год», на странице 4 статья «Встреча земляков» и фотография ФИО2, на странице 4 статья «Мы тут живем» и фотография ФИО2 (номер подписан в печать 16.04.2019); на странице 3 газеты «Нарвская застава» № 10 (403) июнь 2019 в разделе «Родной округ Нарвский» размещена статья «История оживает в сквере» про муниципальный округ Нарвский, содержащая высказывания ФИО2 о перспективах развития нового общественного пространства (номер подписан в печать 17.06.2019); на странице 2 газеты «Нарвский округ» № 07 (106) май 2019 статья «День великой Победы» и 3 фотографии с кандидатом, на странице 2 в статье «Даешь молодежь» фрагмент с текстом, где содержится фамилия ФИО2, на странице 3 статья «Играем в городки» и фотография ФИО2 (номер подписан в печать 27.05.2019); газета «Нарвский округ» №04 (103) март 2019, содержащая статью «В муниципальном совете округа» какое-либо упоминание о кандидате не содержит (номер подписан в печать 01.04.2019).

Судом при рассмотрении и разрешении административного дела установлено, что учредителем газета «Нарвская застава» является ООО «РМГ», газета издается при информационной поддержке администрации Кировского района города Санкт-Петербурга. Газета «Нарвский округ» финансируется из средств муниципального бюджета, учредителем газеты является МС МО Нарвский округ. До начала избирательной кампании ФИО2 сложил с себя полномочия главного редактора газеты «Нарвский округ», что подтвердил в судебном заседании административный истец ФИО1

Проанализировав представленные публикации, суд установил, что периодические издания были подписаны в печать до начала агитационного периода для кандидата ФИО2, то есть до начала ограничений, связанных с распространением агитационных материалов, и не содержат признаков агитационного характера, предусмотренных положениями статьи 48 Федерального закона №67-ФЗ, в связи с чем, не могут быть признаны предвыборным агитационным материалом кандидата.

Данный вывод суда основывается на следующем.

Все публикации, в том числе, напутственное обращение выпускникам школ, именуемое в административном иске как поздравление, сделаны от имени ФИО2, как главы МО Нарвский округ, что сопряжено с реализацией им статуса должностного лица, его служебной деятельности, а не в связи с его участием в предстоящих выборах депутатов МС МО Нарвский округ.

Суд, считает, что должностное положение ФИО2 формально связывает его с деятельностью всех организаций, учреждений Нарвского округа и со средствами массовой информации, данная связь носит характер информирования о деятельности власти.

Указанные материалы носят характер новостей о происходящих значимых, по мнению средств массовой информации, событиях в МО Нарвский округ, не связаны с целями избирательной кампании, не направлены на достижение результата на выборах, на побуждение избирателей голосовать за ФИО2

При этом, суд исходит из того, что информация, считаемая административным истцом предвыборной агитацией в пользу ФИО2, таковой применительно к положению подпункта "з" пункта 5 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ признана быть не может, поскольку представляет собой информирование избирателей действующего главы МО Нарвский округ ФИО2 об осуществлении им своих полномочий и выполнении им своих обязанностей.

Поскольку эти публикации были изданы до начала агитационного периода, не связаны с предвыборной агитацией, они не могли и не должны быть оплачены из средств избирательного фонда.

Факт нахождения в период избирательной кампании в здании муниципального совета некоторых экземпляров разных выпусков, нереализованных сразу после публикаций газет, издаваемых МС МО Нарвский округ, с учетом того, что они агитационным материалом в силу закона признаны быть не могут, не свидетельствует об их распространении в целях предвыборной агитации.

Размещенные публикации, по мнению суда, не могут расцениваться также и в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения в период предвыборной агитации, поскольку тексты публикаций не связаны с целями избирательной кампании, не направлены на достижение какого-либо конкретного результата на выборах, на побуждение избирателей голосовать за кандидата ФИО2 либо на создание у потенциальных избирателей положительного отношения к нему именно как к кандидату.

Должностное положение ФИО2 связано с деятельностью МО Нарвский округ, то есть с деятельностью органа власти, соответственно, деятельность главы МО Нарвский округ подлежит освещению прессой. При этом доказательств того, что ФИО2 исполняя свои обязанности, использовал преимущества своего должностного положения, суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что представленные материалы не дают оснований для вывода о нарушении ФИО2 установленных законом ограничений при проведении предвыборной агитации, как связанных с использованием преимуществ своего должностного положения.

Подача документов ФИО2 в ИКМО Нарвский округ для выдвижения и регистрации кандидатом в рабочее время (02.07.2019 в 9:50), суд считает не подпадающими под признаки использования преимуществ должностного или служебного положения при выдвижении кандидатом в депутаты, поскольку под использование преимуществ должностного или служебного положения подпадают только те действия кандидата, которые перечислены в пункте 5 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ.

Иные доводы административного иска об использовании кандидатом преимуществ своего служебного положения, а именно: использование помещений, оргтехники, информационных услуг, а также услуг финансового представителя - муниципального служащего ФИО3 в его рабочее время, с учетом того, что последний ни в прямом ни в косвенном подчинении ФИО2 не находится, носят необоснованный предположительный характер, поскольку какими-либо допустимым доказательствами не подтверждены.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.06.2002 № 10-П, отмена регистрации кандидатом является мерой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства. Следовательно, такая мера ответственности может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата, которых суду не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.

Руководствуясь ст. 174-177, 241-244 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Нарвский округ о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Нарвский округ от 19 июля 2019 года № 9-9 о регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота шестого созыва по многомандатному избирательному округу №2, отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.

Председательствующий судья: Шеломанова Л.В.