25RS0029-01-2019-007013-32 Дело № 2а-4314/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 октября 2019 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Внуковой О.Н., с участием прокурора Титаренко С.В., при секретаре Шупель Т.С., рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению Блинова А. А. к участковой избирательной комиссии г.Уссурийска, XXXX, участковой избирательной комиссии г.Уссурийска, XXXX о признании незаконным действий и отмене протоколов результата голосования участковых избирательных комиссии, отмене решений о результатах голосования, с участием территориальной избирательной комиссии г.Уссурийска, избирательной комиссии Приморского края УСТАНОВИЛ: Административный истец обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГ. при проведении выборов депутатов в Думу УГО административным ответчиком - участковой избирательной комиссией г.Уссурийска XXXX были допущены ряд существенных нарушений избирательного права РФ, а именно: имело место незаконное заполнение данных списка избирателей, фальсификация, так член УИК вписал в список избирателей паспортные данные в отсутствие возле него избирателя, в связи с чем на данное нарушение гражданином Добруковым П.В., чьи данные были вписаны, было подано председателю УИК заявление, однако реальных действий со стороны должностных лиц ТИК не последовало. По данному факту было и обращение в полицию ДД.ММ.ГГ в 19.20 для фиксации данного правонарушения. Также в период подсчёта избирательных бюллетеней председателем и членами комиссии с решающим голосом, не было пересчитано количество неиспользованных бюллетеней, на требование о пересчете, было отказано без обоснования причин, что позволило председателю комиссии подменить бюллетени в пользу кандидата Мутовина В.Е., в момент сортировки бюллетеней перед подсчетом что говорит о фальсификации итогов голосования. Не была заполнена увеличенная форма протокола УИКа об итогах голосования по данному избирательному участку. Члену комиссии с правом совещательного голоса было отказано в рабочем месте рядом с остальными членами УИК. В день голосования производилась агитация неподалеку от избирательного участка где вручались агитационные материалы одного из кандидатов, однако председатель и члены комиссии УИК на данный факт ни как не реагировали и не осуществляли попыток о пресечении данного нарушения. Осуществлялся подвоз избирателей на участок, однако сотрудниками полиции подвоз избирателей не был приостановлен. Был нарушен порядок проведения итогов голосования, нарушена последовательность действий при подведении итогов, не пересчитаны пустые бюллетени, нарушен порядок сортировки и подсчета. В итоговом протоколе не указаны поданные жалобы, не указано количество жалоб. При подсчете комиссией бюллетени не показывались открыто остальным членам комиссии и наблюдателям. На избирательном участке XXXX в день голосования также производилась агитация неподалеку от избирательного участка где вручались агитационные материалы одного из кандидатов, на что председатель и члены комиссии УИК на данный факт ни как не реагировали и не осуществляли попыток о пресечении нарушения, также производился подвоз избирателей на участок, курсировали автобусы, автомашины которые привозили избирателей, ждали их, отвозили обратно в связи с чем было обращение в полицию, подвоз избирателей не был приостановлен сотрудниками полиции. Также члену комиссии с правом совещательного голоса было отказано в рабочем месте рядом с остальными членами УИК. В Протоколе не указаны поданные жалобы, не указано их количество. При подсчете бюллетеней по итогу голосования председатель комиссии запретил прямую видео фиксацию подсчета бюллетеней, определив место видео съемки, с которого было не возможно в полном объеме фиксировать процесс подсчета бюллетеней. При подсчете комиссией бюллетени не показывали открыто остальным членам комиссии и наблюдателям. В течении всего дня голосования членами УИК попытки незаконных голосований лицами не проживающих на данном округе не пресекались, регулярно не проверялись документы, прописка избирателей, их принадлежность к округу. Поданные истцом жалобы в Территориальную избирательную комиссию оставлены без удовлетворения. В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования в полном объеме, приведя доводы указанные в иске. Представитель УИК XXXX, также представляющая интересы УИК XXXX, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что членом комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии XXXX действительно были внесены паспортные данные за другого избирателя, но данная ошибка была тут же исправлена. Избиратель, паспортные данные которого были внесены в строку другого избирателя был внесен в дополнительный список избирателей, получил бюллетень и имел возможность проголосовать. После окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в участковой избирательной комиссии XXXX, были подсчитаны и погашены, в присутствии наблюдателей, иных лиц, затем данные были внесены в соответствующую строку протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы. Ввиду того, что неиспользованные бюллетени находились в пачках по 50 штук, председатель данную информацию озвучил присутствующим, неиспользованные бюллетени были извлечены из пачек и погашены. Неиспользованные бюллетени, пачка с которыми была вскрыта, были пересчитаны участковой избирательной комиссией и так же погашены. Данные были отражены в протоколе об итогах голосования и никем из присутствующих в помещении лиц, которые имеют права находиться в помещении, не оспаривались. Заполнение увеличенной формы протокола велось, на участке было определено место наблюдателей в соответствии с утвержденной схемой. Касаемо факта незаконной агитации на избирательном участке участковой избирательной комиссией было рекомендовано истцу обратиться с заявлением в правоохранительные органы, а также по факту подвоза избирателей. При непосредственном подсчете голосов избирателей присутствовали члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели. В протоколе об итогах голосования указано количество жалоб. Все действия по установлению итогов голосования осуществлялись открыто и гласно. Что касается участковой избирательной комиссии XXXX - данной участковой избирательной комиссией также было рекомендовано истцу обратиться с заявлением в правоохранительные органы касаемо факта незаконной агитации на избирательном участке и по факту подвоза избирателей. При подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой избирательной комиссией, работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования присутствовали кандидаты, наблюдатели и члены комиссий с правом совещательного голоса. Участковой избирательной комиссией в итоговом протоколе ошибочно не было указано количество поданных жалоб, однако все жалобы поданные в участковую избирательную комиссию были рассмотрены и приняты решения. Участковой избирательной комиссией было определено место для наблюдателей в соответствии с утвержденной схемой с которого наблюдатели и иные лица имели право производить фото или видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии. При подсчете голосов избирателей и осуществлении работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования присутствовали кандидаты, наблюдатели и члены комиссий с правом совещательного голоса. Все действия по установлению итогов голосования участковой избирательной комиссией XXXX осуществлялись открыто и гласно (отзыв прилагается). Представитель территориальной избирательной комиссии в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что члены участковых избирательных комиссии действовали в соответствии с законодательством, подсчет голосов избирателей осуществлялся открыто и гласно. Участковые избирательные комиссии контролируют соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации, однако в УИК ни в день голосования, ни в предшествующие ему дни жалоб (заявлений) на нарушения в части незаконного распространения агитационных материалов не поступало. По факту подвоза избирателей органами внутренних дел была проведена проверка и вынесено решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Итоговые протоколы были подписаны всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, особые мнения членов с правом решающего голоса, а также жалобы от лиц, присутствующих при проведении голосования и установлении итогов голосования, не поступали. (отзыв прилагается) Представитель избирательной комиссии Приморского края в судебном заседании также с заявленными требованиями не согласился, полагая, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поддержав доводы административного ответчика и представителя ТИК. Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, представленные видео материалы, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, приходит к следующему. В соответствии с п.39 разъяснений Пленума ВС РФ от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, о результатах выборов, являются нарушения, перечисленные в пп.«б», «в», «г» п.2, п.3 и 4 ст.77 Федерального закона №67-ФЗ от 12.05.2002г., при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей В соответствии с ч.3 ст.92 Избирательного кодекса ПК, в соответствии с Федеральным законом суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств: 1) нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; 2) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; 3) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; 4) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; 5) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. В соответствии с действующим законодательством с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме. В судебном заседании установлено, что на избирательных участках XXXX и XXXX с 8 до 20 часов ДД.ММ.ГГ было организовано голосование на выборах депутатов Думы Уссурийского городского округа. От административного истца, являвшимся кандидатом в депутаты, члена комиссии с правом совещательного голоса избирательной комиссии по избирательному участку XXXXМурамцевой О.С., а также от члена УИК XXXXРусаковой А.И., в адрес участковых избирательных комиссии и территориальной комиссии поступали жалобы на нарушения избирательного права, выразившиеся в том, что на избирательном участке XXXX имело место незаконное заполнение данных списка избирателей, фальсификация, так член УИК вписал в список избирателей паспортные данные в отсутствие возле него избирателя, в период подсчёта избирательных бюллетеней председателем и членами комиссии с решающим голосом, не было пересчитано количество неиспользованных бюллетеней, не была заполнена увеличенная форма протокола УИКа об итогах голосования по данному избирательному участку. Члену комиссии с правом совещательного голоса было отказано в рабочем месте рядом с остальными членами УИК. В день голосования производилась агитация неподалеку от избирательного участка где вручались агитационные материалы одного из кандидатов, осуществлялся подвоз избирателей на участок, был нарушен порядок проведения итогов голосования, нарушена последовательность действий при подведении итогов, не пересчитаны пустые бюллетени, нарушен порядок сортировки и подсчета. В итоговом протоколе не указаны поданные жалобы, не указано количество жалоб. На избирательном участке XXXX в день голосования также производилась агитация неподалеку от избирательного участка где вручались агитационные материалы одного из кандидатов, производился подвоз избирателей на участок, члену комиссии с правом совещательного голоса было отказано в рабочем месте рядом с остальными членами УИК. В протоколе не указаны поданные жалобы, при подсчете бюллетеней по итогу голосования председатель комиссии запретил прямую видео фиксацию подсчета бюллетеней, определив место видео съемки, с которого было не возможно в полном объеме фиксировать процесс подсчета бюллетеней. При подсчете комиссией бюллетени не показывали открыто остальным членам комиссии и наблюдателям. В течении всего дня голосования членами УИК регулярно не проверялись документы, прописка избирателей, их принадлежность к округу. Согласно ст.74 Избирательного кодекса ПК в день голосования после окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в избирательных комиссиях, подсчитываются и погашаются. Судом установлено, что в день голосования после окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в участковой избирательной комиссии XXXX, были подсчитаны и погашены в присутствии наблюдателей, членов комиссии с правом решающего голоса. Вся информация была озвучена председателем комиссии всем присутствующим, что не оспаривалось никем из присутствующих в помещении участковой избирательной комиссии. Данные обстоятельства подтверждаются и представленной административным истцом видеозаписью. Судом установлено, что подсчет голосов производился в соответствии со ст.79 Избирательного кодекса ПК - соблюдена последовательность действий, итоговый протокол подписан всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в том числе и членом с правом решающего голоса предложенным в состав УИК XXXX политической партией «КПРФ». Особые мнения членов с правом решающего голоса УИК XXXX, а также жалобы от лиц, присутствующих при проведении голосования не поступали. Представленные видеоматериалы не отражают последовательности, хронологии, действий проводимых комиссией при осуществлении подсчета голосов, а лишь иллюстрируют один из этапов работы комиссии при подведении итогов голосования. Подсчет голосов избирателей осуществлялся открыто, бюллетени озвучивались. Бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов были рассортированы, одновременно отделены недействительные избирательные бюллетени. Из представленной видеозаписи не следует, что неиспользованные бюллетени были использованы, что имел место «вброс» бюллетеней в интересах другого кандидата. В соответствии со ст.33 Избирательного кодекса ПК на всех заседаниях избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой, территориальной избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или кандидат из указанного списка. Наблюдатели вправе находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям, наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов; производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии. Судом установлено, что на основании решения от 04.09.2019 года №19/78 «Об утверждении схемы размещения технологического оборудования, мест, отведенных для работы членов УИК, наблюдателей и иных лиц, присутствующих при проведении голосования в помещении для голосования» участковой избирательной комиссией XXXX было определено место для наблюдателей в соответствии с утвержденной схемой, с которого наблюдатели и иные лица имели право производить в помещении для голосования фото- и (или) видеосъемку, что также подтверждается и представленной административным истцом видеозаписью. Присутствие наблюдателей именно за столом или рядом со столом подсчета голосов законом не определено. В соответствии со ст.30 Избирательного кодекса ПК участковая избирательная комиссия контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации. По факту проведения агитации на избирательных участках в день голосования и подвоза избирателей на участки Территориальной Избирательной Комиссией была проведена проверка, принято решение об отказе в удовлетворении жалобы ввиду того что данные факты не подтвердились, было рекомендовано обратиться в правоохранительные органы. Административный истец обращался с жалобами в ОВД, по данным фактам также была проведена соответствующая проверка, согласно определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 14.10.2019г. в возбуждении дела отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В судебном заседании административный истец также пояснил, что видел избирателей уже непосредственно с агитационным материалом в руках, однако данный факт не свидетельствует о проведении агитации за какого-либо кандидата, о причастности к агитации кого-либо из кандидатов. Факт фальсификации также не нашел своего подтверждения, в судебном заседании судебной проверке по настоящему делу не подлежали данные обстоятельства путем опроса свидетелей, данный факт должен быть установлен приговором суда по уголовному делу. По факту внесения паспортных данных одного избирателя за другого избирателя, также была проведена проверка, согласно определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в возбуждении дела по ст.5.22 КоАП РФ было отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Кроме того, избиратель, паспортные данные которого были внесены, был внесен в дополнительный список избирателей, получил бюллетень и имел возможность проголосовать. Доказательств нарушения порядка голосования, выразившегося, по утверждению административного истца, в неоднократном допуске к голосованию одних и тех же лиц не представлено. Увеличенная форма протокола об итогах голосования не заменяет собой протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а занесенные в нее данные не имеют юридического значения. Участковой избирательной комиссией XXXX действительно в итоговом протоколе ошибочно не было указано количество поданных жалоб, однако данное обстоятельство не является подтверждением нарушения порядка голосования, поскольку все жалобы поданные в участковую избирательную комиссию XXXX были рассмотрены и по жалобам были приняты решения. Решения, действия, территориальной избирательной комиссии административным истцом не обжалуются. Содержащиеся в приобщенных к делу видеозаписи и фотоматериалах события отражают обычный процесс голосования и не свидетельствуют о допущении избирательными комиссиями нарушений, на которые ссылается административный истец в обоснование своих требований. Кроме того представленный административным истцом видео и фотоматериал не отвечает требованиям ст.60 КАС РФ об относимости. При таких обстоятельствах, с учетом того, что нарушений избирательного законодательства, не позволяющих выявить действительную волю избирателей и влекущих за собой признание итогов голосования недействительными, допущено не было, предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. На основании изложенного и руководствуясь, статьями 239-244 КАС РФ, суд, РЕШИЛ: В удовлетворении административного искового заявления Блинова А. А. к участковой избирательной комиссии г.Уссурийска, XXXX, участковой избирательной комиссии г.Уссурийска, XXXX о признании незаконным действий и отмене протоколов результата голосования участковых избирательных комиссии, отмене решений о результатах голосования, с участием территориальной избирательной комиссии г.Уссурийска, избирательной комиссии Приморского края – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение изготовлено 31.10.2019г. Председательствующий О.Н. Внукова |