Дело №2а-4315/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2016 года г. Уфа
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Давыдова Д.В.,
при секретаре Валяевой М.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика Правительства РБ ФИО2 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителей заинтересованного лица ООО <данные изъяты>» ФИО3 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО4 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО5 к Правительству Республики Башкортостан об оспаривании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан №-р от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5 обратился в суд с иском к Правительству РБ об оспаривании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан №-р от ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.
ФИО5 на основании Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, кадастровый №, разрешенное использование: для возделывания сельскохозяйственных культур, общей площадью 503 000 кв.м, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО5 был получен проект соглашения об изъятии земельного участка, принадлежащего истцу, для государственных нужд Республики Башкортостан. На основании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан №-р от ДД.ММ.ГГГГ у Правообладателей изымается для государственных нужд Республики Башкортостан под строительство воздушной линии электропередачи 220кВ к подстанции «Гвардейская» на территории муниципальных районов Уфимский и <адрес>ы Республики Башкортостан земельный участок со следующими уникальными характеристиками: кадастровый № (образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером №), общая площадь 7517 кв.м., категория: земли сельскохозяйственного назначения, адрес местоположения: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
С данным распоряжением Правительства Республики Башкортостан №-р от ДД.ММ.ГГГГ Истец не согласен в части площади изымаемого участка, считает его незаконным и необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Распоряжение Правительства Республики Башкортостан №-р от ДД.ММ.ГГГГ нарушает его права и законные интересы как собственника земельного участка, нарушает права и обязанности по обработке земельного участка сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 года №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и нарушает Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
Согласно данного Постановления для объектов электросетевого хозяйства устанавливаются охранные зоны, в пределах которых ограничена деятельность по возделыванию земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их разрешенным использованием. Охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклонении их положении на следующем расстоянии: для воздушной линии электропередач 220кВ к подстанции «Гвардейская» охранная зона составит (по 25 метров в каждую сторону от крайних проводов, 10 метров между крайними проводами) 60 метров.
Площадь изымаемого участка составит 25 800 кв.м. (430 метров длина х 60 метров ширина). В то время как согласно кадастрового паспорта земельного участка №, приложенного к соглашению об изъятии длина изымаемого участка составляет 430 метров, а ширина лишь 17,48 метров.
Таким образом, поскольку опоры ЛЭП-220кВ будут возведены в границах земельного участка, принадлежащего истцу, то наличие охранной зоны, создает обременения для использования земельного участка, что, безусловно, ущемляет права истца и ограничивает его личную хозяйственную деятельность.
Истец просит суд обязать Правительство Республики Башкортостан внести изменения в Распоряжение Правительства Республики Башкортостан №-р от ДД.ММ.ГГГГ, а именно пункт 28 Приложения к распоряжению Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-р изложить в следующей редакции:
Местоположение земельного участка - <адрес> Республики Башкортостан
Условное обозначение земельного участка: ЗУ44
Кадастровый номер исходного земельного участка - №
Площадь образуемого земельного участка – 25 800 кв.м.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал в полном объеме, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении. Просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признала. Доводы заявителя сводятся к необходимости увеличения границ изымаемого у него земельного участка, с кадастровым номером № образованного в результате разделения земельного участка с кадастровым номером №, с площади 7 517 кв.м до площади 25 800 кв.м (длина земельного участка 430 метров - ширина 60 метров).
При этом, ширина изымаемого у заявителя земельного участка, указанная в оспариваемом распоряжении, составляет 18 метров, что соответствует проектной документации на строительство BЛ 220 кВ, проекту планировки, проекту межевания территории (постановление Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ№), правилам и нормам отвода земель для электрических сетей (№тм-т1). Соответственно требование заявителя об изъятии у него земельного участка с шириной в 60 метров не основано на нормах права. При таких обстоятельствах увеличение площади земельного участка, изымаемого у заявителя для государственных нужд с площади 7 517 кв.м до площади 25 800 кв.м не может быть обоснованным и не подлежит удовлетворению. Просила в иске отказать.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании исковые требования не признали, просили в иске отказать за необоснованностью.
Выслушав пояснения представителя административного истца, возражения представителя административного ответчика, мнение заинтересованных лиц, изучив и оценив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.Согласно ст.218 ч.1 КАС Российской Федерации, Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что ФИО5 на основании Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, кадастровый №, разрешенное использование: для возделывания сельскохозяйственных культур, общей площадью 503 000 кв.м, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Правительством Республики Башкортостан издано распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ, об изъятии у правообладателей земельных участков для государственных нужд под строительство воздушной линии электропередач 220 кВ к подстанции «Гвардейская», в том числе и часть земельного участка собственником которого является заявитель.
Доводы заявителя сводятся к необходимости увеличения границ изымаемого у него земельного участка, с кадастровым номером № образованного в результате разделения земельного участка с кадастровым номером №, с площади 7 517 кв.м до площади 25 800 кв.м (длина земельного участка 430 метров - ширина 60 метров).
Истец требует изменить ширину изымаемого у него земельного участка с 18 метров до 60 метров, мотивируя свое требование необходимостью установления для возводимой воздушной линии электропередач охранной зоны в параметрах по 25 метров в каждую строну от крайних проводов, при расстоянии 10 метров между крайними проводами, руководствуясь при этом положениями постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
В соответствии с пунктами 2, 4 и 5 «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи устанавливаются особые условия использования территорий, при этом земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
Согласно части 2 и 3 статьи 89 ЗК Российской Федерации, в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации своим постановлением от 11 августа 2003 года №486 утвердило «Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи» (далее «правила»), где пунктом 8 определено, что земельные участки, используемые хозяйствующими субъектами в период строительства воздушных линий электропередачи, представляют собой полосу земли по всей длине воздушной линии, ширина которой превышает расстояние между осями крайних фаз на 2 метра с каждой стороны (расстояние между осями крайних фаз в данном случае составляет 10 метров). Конкретные размеры земельных участков для осуществления работ определяются в соответствии с проектной документацией с учетом принятой технологии производства монтажных работ, условий и методов строительства.
Подобные условия содержатся и в пункте 2.3 (таблица 1) «Норм отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ» (№ 14278тм-т1 далее «норм»), утвержденных Минтопэнерго России 20 мая 1994 года, где ширина полос земель, предоставленных на период строительства воздушных линий электропередачи 220 кВ должна быть не более 18 м. Вышеназванные «нормы отвода земель для электрических сетей 0,38-750 кВ», утверждены 13 января 2015 года Приказом № 5 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и применяются в части не противоречащей законодательству Российской Федерации (пункт 1 и 2 приказа).
Согласно расчета размеров земельных участков, предоставляемых для размещения линейного объекта проектной документации строительства ВЛ 220 кВ отпайки на ПС «Гвардейская» (Раздел 2. Проект полосы отвода Том 2), ширина полосы, предоставляемой на период строительства, принята согласно «Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ» (14278тм-т1) и составляет 18 метров (двухцепная BЛ 220 кВ).
Таким образом, ширина изымаемого у Истца земельного участка, указанная в обжалуемом им распоряжении, составляет 18 метров, что соответствует проектной документации на строительство BЛ 220 кВ, проекту планировки, проекту межевания территории (постановление Правительства РБ от 28.09.2015 года № 409), правилам и нормам отвода земель для электрических сетей (№тм-т1). Соответственно требование заявителя об изъятии у него земельного участка с шириной в 60 метров не основано на нормах права.
Учитывая изложенное, суд находит исковые требования ФИО5 к Правительству Республики Башкортостан об оспаривании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан №-р от ДД.ММ.ГГГГ, в части установления площади изымаемого земельного участка не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Правительству Республики Башкортостан об оспаривании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан №-р от ДД.ММ.ГГГГ в части установления площади изымаемого земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ в течение месяца, через Калининский районный суд г. Уфы.
СУДЬЯ: Давыдов Д.В.