ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4316/19 от 05.02.2020 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 февраля 2020 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Кулаковой С.А.

при секретаре Фуфачевой Л.С.,

с участием представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области Зайкова А.Н., действующей на основании доверенности от 10.01.2020 , представившей диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ «ИГУ» от 20.06.2018, административного ответчика Трофимов Я.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 2а-69/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области к Трофимов Я.Е. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

08.10.2019 административный истец Межрайонная ИФНС России № 20 по Иркутской области обратилась с административным исковым заявлением к Трофимов Я.Е.о взыскании 274493 руб. 71 коп., в том числе транспортный налог за 2017 год в размере 57156 руб., пени – 818 руб. 57 коп., земельный налог за 2017 год - 213711 руб., пени – 2808 руб. 14 коп.

В обоснование требований административный истец указал, что Трофимов Я.Е., ИНН , состоит на учете в МИФНС России № 20 по Иркутской области в качестве налогоплательщика, является собственником транспортных средств (Скания Р , государственный номер ; Скания Р , государственный номер ; Lexus, государственный номер ; Lexus, государственный номер ), земельных участков (кадастровые номера , , , , ). 07.07.2018 в личном кабинете налогоплательщика размещено налоговое уведомление от 24.06.2018 , 10.10.2019 - налоговое уведомление от 09.10.2018 , 26.01.2019 - налоговое уведомление от 25.01.2019 , в котором произведен перерасчет налогового уведомления по земельному участку с кадастровым номером . Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате налогов в установленный законом срок не исполнена, выставлено требование от 30.01.20198 на общую сумму 274493 руб. 71 коп., размещено в личном кабинете; начислены пени с 11.12.2018 по 16.12.2018, с 17.12.2018 по 29.01.2019 по транспортному налогу и земельному налогу в сумме 3626 руб. 71 коп., в том числе по транспортному налогу за 2017 год – 818 руб. 57 коп., по земельному налогу за 2017 год – 2808 руб. 14 коп. 05.04.2019 мировым судьей судебного участка № 7 выдан судебный приказ, который определением от 28.06.2019 отменен в связи с поступившими возражениями должника.

21.10.2019 административный истец Межрайонная ИФНС России № 20 по Иркутской области обратилась с административным исковым заявлением к Трофимов Я.Е. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017 год в сумме 180343 руб., пени по земельному налогу за 2017 год - 885 руб. 18 коп.

В обоснование требований указано, что Трофимов Я.Е. является собственником земельного участка, кадастровый , кадастровая стоимость 13358735 руб., налоговая ставка – 1,5 %, количество месяцев владения – 12/12, налог – 180343 руб. 26.01.2019 в личном кабинете налогоплательщика размещено налоговое уведомление от 25.01.2019 . В связи с неисполнением обязанности по уплате налога 08.04.2019 в личном кабинете размещено требование об уплате налога по состоянию на 08.04.2019. 26.08.2019 мировым судьей судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска вынесен судебный приказ № 2а-5767/2019, который определением от 17.09.2019 отменен в связи с поступившими возражениями должника. Поскольку в установленный срок задолженность по налогу не погашена, были начислены пени 885 руб. 18 коп.

В письменном отзыве административный ответчика Трофимов Я.Е. требования не признал, мотивируя тем, что налоговое уведомление по перерасчету земельного налога по участку с кадастровым номером о доплате 180343 руб. размещено в личном кабинете 25.01.2019, по состоянию на 01.01.2019 недоимки по земельному налогу у него не было. Им дважды оплачена сумма исчисленного налога в размере 20038 руб. по налоговым уведомлениям и . В исковом заявлении не указаны причины, повлекшие перерасчет, не доказано, что изменились количественные и качественные характеристики земельного участка после направления первичного уведомления; не представлены документы, выданные органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета, об исправлении/уточнении сведений по вышеуказанному земельному участку, послужившие основанием для изменения его обязанности по уплате налога. С 01.01.2019 вступили в силу положения ФЗ от 03.08.2018 № 334-ФЗ о том, что перерасчеты сумм ранее исчисленных в налоговых уведомлениях земельного налога, в том числе за 2017 год, производятся с учетом того обстоятельства, перерасчет не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных налогов.

Административный истец представил заявление об уточнении требований в соответствии со ст. 46 КАС РФ, просит суд взыскать с Трофимов Я.Е. задолженность в размере 424439 руб. 18 коп., в том числе: транспортный налог с физических лиц за 2017 года в размере 47523 руб., пени – 694 руб. 62 коп., земельный налог за 2015 год – 180343 руб., пени – 2320 руб. 41 коп., земельный налог за 2017 год – 192673 руб., пени – 885 руб. 18 коп. В обоснование заявления указано, что налоговым органом не учтены сведения о том, что автомобиль Скания Р 340 , государственный номер , 2008 года выпуска, дата регистрации права собственности 27.09.2008, дата утраты права собственности 07.12.2016. В связи с чем из расчета транспортного налога за 2017 год налог за указанный автомобиль подлежит исключению. Согласно расчету транспортный налог за 2017 год составил 47523 руб., пени – 694 руб. 62 коп. Согласно карточке учета и (или) регистрации Трофимов Я.Е. является собственником земельных участков. Согласно расчету (перерасчету) земельный налог за 2017 год составил 192673 руб., в том числе за земельный участок, кадастровый , налоговая база – 13358735 руб., налоговая ставка – 1,5, количество месяцев владения в году / 12 – 12/12, налог – 180343 руб. По земельному участку, кадастровый , кадастровая стоимость – 50804 руб., налоговая ставка – 0,15 %, 12/12, налог – 76 руб. По земельному участку, кадастровый , налоговая база – 8835 руб., налоговая ставка – 1,5 %, 12/12, сумма исчисленного налога – 133 руб. По земельному участку, кадастровый , кадастровая стоимость – 847724 руб., налоговая ставка – 1,5 %, 12/12, налог – 13121 руб. Согласно налоговому уведомлению от 25.01.2019 задолженность по земельному участку, кадастровый , налоговая база – 13358735 руб. образовалась за 2017 год в связи с перерасчетом земельного налога с учетом изменения налоговой ставки с 0,15 на 1,5 %. Расчет земельного налога за 2015 год за земельный участок, кадастровый , налоговая база – 13358735 руб., налоговая ставка – 1,5, количество месяцев владения в году / 12 – 12/12, налог – 180343 руб. Налоговое уведомление от 09.10.2018 . Задолженность образовалась за 2015 год в связи с пересчетом земельного налога с учетом изменения налоговой ставки с 0,15 на 1,5 %.

В письменном отзыве административный ответчик Трофимов Я.Е. требования признал в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2017 год в сумме 47523 руб. и пеней в размере 694 руб. 62 коп. (требование по состоянию на 30.01.2019, установленный срок оплаты по требованию – до 19.03.2019, срок оплаты по налоговому уведомлению – 03.12.2018). Обращает внимание, что на текущий момент сумма недоимки по земельному налогу составляет 374016 руб., 3205 руб. 59 коп. Как следует из исковых требований и налоговых уведомлений: 76 руб. – налог за 2017 год по участку с кадастровым номером ; 133 руб. – налог за 2017 год по участку с кадастровым номером ; 13121 руб. – налог за 2017 год по участку с кадастровым номером ; 180343 руб. перерасчет налога за 2017 год по участку с кадастровым номером ; 180343 руб. перерасчет налога за 2015 год по участку с кадастровым номером . Требования о взыскании задолженности по земельному налогу признает в части. По мнению административного ответчика, необоснованно начислен налог в размере 13121 руб. по участку с кадастровым номером , поскольку на данном участке находится объект культурного наследия «Дом жилой Шубина» 1781 года постройки, <адрес>; принадлежит ему на праве собственности с 2015 года. Земельный участок приобрел в марте 2015 года, разрешение на строительство получено 14.09.2016 сроком действия до 14.09.2026. В соответствии с п. 5.16 решения Думы г. Иркутска от 23.11.2005 № 004-20-180203/5 «Об установлении и введении в действие земельного налога и о положении о земельном налоге на территории г. Иркутска» он должен быть освобожден от уплаты налога. По мнению административного ответчика, не имелось оснований для доначисления земельного налога за 2015 год в сумме 180343 руб. по земельному участку , поскольку в апреле 2015 года по данному земельному участку вид разрешенного использования был изменен с «многоквартирные жилые дома» на «объекты административно-делового назначения». В соответствии с письмом ФНС от 19.04.2017 № БС-04-21/7402@ новая налоговая ставка может быть учтена только со следующего налогового периода. Обращает внимание, что на 01.01.2019 недоимки по земельному налогу по земельному участку не имел. Налоговое уведомление о доплате 180343 руб. со сроком оплаты 19.03.2019 размещено в личном кабинете налогоплательщика 25.01.2019. Причины перерасчета административным истцом не указаны, не представлено доказательств, что изменились качественные или количественные характеристики земельного участка после направления первичного налогового уведомления.

В судебном заседании представитель административного истца Зайкова А.Н. требования поддержала с учетом уточнений по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании административный ответчик Трофимов Я.Е. требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ), является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. При этом в силу положений п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней от даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пени и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.

В случае неуплаты налогоплательщиком налога в установленные законом сроки для него наступают неблагоприятные последствия в виде обязанности уплаты пени (ст. 75 НК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с ч. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В соответствии с абз 3 ч. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Судом установлено, что административный истец Трофимов Я.Е., ИНН , состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области в качестве налогоплательщика.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (выписка по состоянию на 16.10.2019) административному ответчику Трофимов Я.Е. на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый , по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, площадь 1197 (+/- 7) кв. м, кадастровая стоимость – 13358735 руб. 46 коп., дата регистрации права собственности - 07.07.2014;

земельный участок, кадастровый , по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, площадь 396 (+/- 7) кв. м, кадастровая стоимость – 874724 руб. 40 коп., дата регистрации права собственности - 25.06.2016;

земельный участок, кадастровый , по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, площадь 23 (+/- 2) кв. м, кадастровая стоимость – 50804 руб. 70 коп., дата регистрации права собственности - 07.10.2015;

земельный участок, кадастровый , по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, площадь 4 (+/- 1) кв. м, кадастровая стоимость – 8835 руб. 60 коп., дата регистрации права собственности – 25.05.2016.

Согласно карточке учета и (или) регистрации Трофимов Я.Е. является собственником автомобилей:

Скания Р 340 , государственный номер , 2008 года выпуска, дата регистрации права собственности 27.09.2008;

Скания Р , государственный номер , 2006 года выпуска, дата регистрации права собственности 04.05.2011;

LexusRX270, государственный номер , 2013 года выпуска, дата регистрации права собственности 07.02.2014;

LexusRX 570, государственный номер , 2012 года выпуска, дата регистрации права собственности 29.03.2014.

Согласно налоговому уведомлению от 24.06.2018 налогоплательщику Трофимов Я.Е. не позднее 03.12.2018 необходимо уплатить земельный налог – 34256 руб., в том числе по земельному участку, кадастровый , ОКТМО , код ИФНС , <адрес>, 2017 год, налоговая база – 13358735 руб., налоговая ставка – 0,15, количество месяцев владения в году – 12/12, налог – 20038 руб.;

Налоговое уведомление размещено в личном кабинете налогоплательщика 07.07.2018.

Согласно налоговому уведомлению от 09.10.2018 Трофимов Я.Е. не позднее 10.12.2018 необходимо уплатить земельный налог – 180343 руб. Перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению : , ОКТМО , код ИФНС , <адрес>, налоговый период – 2015, налоговая база – 13358735 руб., налоговая ставка – 1,5; количество месяцев владения в году – 12/12, сумма исчисленного налога – 200381 руб., сумма ранее исчисленного налога – 20038 руб., сумма к доплате – 180343 руб. В личном кабинете налогоплательщика 10.10.2018 размещено налоговое уведомление .

Согласно требованию по состоянию на 30.01.2019 по состоянию на 30.01.2019 налогоплательщик имеет задолженность: земельный налог недоимка – 33368 руб., срок уплаты – 03.12.2018, пени по земельному налогу – 2808 руб. 14 коп., земельный налог недоимка – 180343 руб., срок уплаты – 10.12.2018. Налогоплательщику установлен срок уплаты – до 19.03.2019. Как следует из требования, обязанность налогоплательщика уплатить указанные налоги установлена п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 ч. 1 НК РФ. Расчет по земельному налогу от 22.08.2018 . Расчет по земельному налогу от 22.08.2018 . Расчет налога от 02.08.2018 ,от 22.08.2018 , от 01.06.2018 , от 25.05.2018 , от 14.06.2018 . Основания взимания пеней – ч. 1 ст. 75 НК РФ, процентная ставка пени рассчитана исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России, Закон Иркутской области от 04.07.2007 № 53-оз, гл. 28 ст. 36.

По информации КРСБ, административный ответчик в полном объеме уплатил задолженность по земельному налогу за 2015 год, в том числе по земельному участку, кадастровый , по ставке 0,15, уплатив 20758 руб. 29.11.2016, 3313 руб. 31.01.2018.

Оценивая доводы административного искового заявления о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 год, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 15 ст. 378.2 НК РФ изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как следует из объяснений административного ответчика, в апреле 2015 года по данному земельному участку вид разрешенного использования был изменен с «многоквартирные жилые дома» на «объекты административно-делового назначения».

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.04.2015 административный ответчик Трофимов Я.Е. на основании договора купли-продажи от 15.06.2013 является собственником земельного участка, кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – объекты административно-делового назначения, площадь - 1197 кв.м, адрес объекта: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка, кадастровый , особые отметки – общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Сведения об ограничениях права на объект недвижимости, обременениях данного объекта, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимости: вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ, срок действия – с 21.04.2015, реквизиты документа-основания – приказ от 19.08.2014 , выдан ОАО «ИЭСК», право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) зарегистрировано на объект недвижимости с видом (амии) разрешенного использования: объекты административно-делового назначения.

По данным ЕГРП, кадастровая стоимость земельного участка – 13358735 руб., дата определения стоимости – 14.04.2015, дата внесения стоимости в базу – 14.04.2015.

Принимая во внимание, что в 2015 году произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , в силу п. 15 ст. 378.2 НК РФ такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в налоговом периоде 2015 года.

Поскольку кадастровая стоимость земельного участка была изменена в 2015 году, в силу ст. 378.2 НК РФ оснований учитывать новую стоимость при определении налоговой базы за налоговый период 2015 года у налогового органа не имелось.

Между тем согласно налоговому уведомлению от 20.10.2016 Трофимов Я.Е. необходимо уплатить не позднее 01.12.2016 земельный налог в размере 25612 руб., приведен расчет земельного налога, в том числе, за земельный участок с кадастровым номером , исходя из кадастровой стоимости 13358735 руб., по ставке 0,15 % – 20038 руб. и исходя из кадастровой стоимости 2644053 руб., по ставке 0,15 %, - 3966 руб.

Судом установлено, что административный ответчик Трофимов Я.Е. 29.11.2016 уплатил сумму налога 20038 руб., исчисленную исходя из кадастровой стоимости 13358735 руб., 31.01.2018 сумму налога 3313 руб., исчисленную исходя из кадастровой стоимости, 2644053 руб.

Как следует из материалов дела, перерасчет земельного налога по данному земельному участку (кадастровый ) произведен в налоговом уведомлении 09.10.2018, в связи с ошибочным применением налоговой ставки 0,15 % от кадастровой стоимости вместо 1,5 % к земельному участку, имеющему вид разрешенного использования – объекты административно-делового назначения. Поскольку изменение вида разрешенного использования объекта и изменение кадастровой стоимости произошло в течение налогового периода 2015 года, основания для доначисления налога согласно указанному налоговым органом расчету и перерасчету налога отсутствовали. Суд учитывает, что обязанность по уплате налога налогоплательщиком за 2015 год была исполнена дважды, по прежней и по измененной кадастровой стоимости.

В связи с чем оснований для взыскания с Трофимов Я.Е. задолженности по земельному налогу за 2015 год суд не установил.

Оценивая доводы административного искового заявления о взыскании с Трофимов Я.Е. задолженности по земельному налогу за 2017 год, суд приходит к следующему.

Согласно налоговому уведомлению от 24.06.2018 налогоплательщику Трофимов Я.Е. не позднее 03.12.2018 необходимо уплатить земельный налог – 34256 руб.

Расчет земельного налога:

1) , ОКТМО , код ИФНС , <адрес>, 2017 год, налоговая база – 13358735 руб., налоговая ставка – 0,15, количество месяцев владения в году – 12/12, налог – 20038 руб.;

2) ; ОКТМО , код ИФНС , <адрес>; налоговый период – 2017, налоговая база – 50804 руб., налоговая ставка – 0,15, количество месяцев владения в году – 12/12; налог – 76 руб.;

3) , ОКТМО , код ИФНС , <адрес>, налоговый период – 2017, налоговая база – 8835 руб., налоговая ставка – 1,5, количество месяцев владения в году – 12/12; налог – 133 руб.;

4) , ОКТМО , код ИФНС , <адрес>,налоговый период – 2017, налоговая база – 874724 руб., налоговая ставка – 1,5, количество месяцев владения в году – 12/12; налог – 13121 руб.;

5) , ОКТМО , код ИФНС , <адрес>, налоговый период – 2017, налоговая база – 295980 руб., налоговая ставка – 0,30, количество месяцев владения в году – 12/12, налог – 888 руб.

Налоговое уведомление размещено в личном кабинете налогоплательщика 07.07.2018.

Согласно налоговому уведомлению от 25.01.2019 налогоплательщику Трофимов Я.Е. не позднее 19.03.2019 необходимо уплатить земельный налог – 180343 руб. Перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению в рамках ОКТМО: , ОКТМО , код ИФНС , налоговый период – 2017 год, налоговая база – 13358735 руб., доля в праве – 1, налоговая ставка – 1,5; количество месяцев владения в году – 12/12, сумма исчисленного налога – 200381 руб., сумма ранее исчисленного налога – 20038 руб., сумма к доплате – 180343 руб.

Налоговое уведомление размещено в личном кабинете налогоплательщика 26.01.2019.

Поскольку обязанность по уплате налога не была исполнена, выставлено требовании от 30.01.2019, согласно которому за Трофимов Я.Е. числится недоимка по земельному налогу в границах городских округов 33368 руб., срок уплаты – 03.12.2018, недоимка по земельному налогу 180343 руб., срок уплаты – 10.12.2018. В требовании установлен срок уплаты – 19.03.2019. Как следует из требования, расчет по земельному налогу произведен 22.08.2018 , расчет налога – 02.08.2018 , от 22.08.2018 ; от 01.06.2018 , от 25.05.2018 , от 14.06.2018 .

Требование от 30.01.2019 размещено в личном кабинете налогоплательщика.

Согласно требованию по состоянию на 08.04.2019 Трофимов Я.Е. необходимо уплатить недоимку по земельному налогу (установленный срок уплаты – 19.03.2019) 180343 руб., пени – 885 руб. 18 коп. Установлен срок уплаты – до 27.05.2019. Как следует из требования, расчет по земельному налогу от 15.01.2019 , расчет по земельному налогу физических лиц от 25.01.2019 ГД01. Расчет налога от 25.01.2019 . Основание взимания пени – ч. 1 ст. 75 НК РФ.

Требование от 08.04.2019 размещено в личном кабинете налогоплательщика 08.04.2019.

Судом установлено, что 26.08.2019 мировым судьей судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска выдан судебный приказ по делу № 2а-5767/2019 о взыскании с Трофимов Я.Е. недоимки, госпошлины на общую сумму 181228 руб. 18 коп. (недоимка по земельному налогу за 2017 год – 180343 руб., пеня – 885 руб. 18 коп., требование от 08.04.2019 с установленным сроком уплаты – до 27.05.2019). Таким образом, заявление о взыскании подано с соблюдением установленного ст. 48 НК РФ срока.

Определением от 17.09.2019 судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника. Поскольку административное исковое заявление предъявлено в суд по почте 10.10.2019 (почтовый штемпель «Национальная почтовая служба Байкал»), установленный ст. 48 НК РФ срок для обращения в суд МИФНС № 20 по Иркутской области соблюден.

Судом установлено, что 05.04.2019 мировым судьей судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска вынесен судебный приказ по административному делу № 2А-2365/2019 о взыскании с должника Трофимов Я.Е. недоимки по транспортному налогу в размере 57156 руб., пени – 818 руб. 57 коп., недоимки по земельному налогу в размере 213711 руб., пени – 2808 руб. 14 коп., взыскании госпошлины 2972 руб. 47 коп., на общую сумму 274493 руб. 71 коп. (недоимка по земельному налогу за 2015, 2017 гг., по транспортному налогу, пени, требование от 30.01.2019 с установленным сроком уплаты – до19.03.2019). Таким образом, заявление о взыскании подано с соблюдением установленного ст. 48 НК РФ срока.

Определением мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска от 28.06.2019 судебный приказ от 05.04.2019 отменен в связи с поступившими возражениями должника.

Поскольку административное исковое заявление предъявлено в суд по почте 20.08.2019 (штемпель на почтовой конверте «Национальная почтовая служба- Байкал»), установленный ст. 48 НК РФ срок для обращения в суд МИФНС № 20 по Иркутской области соблюден.

Доводы административного ответчика о том, что налоговым органом необоснованно произведен перерасчет налога по ставке 1,5% от кадастровой стоимости по земельному участку с кадастровым номером , не принимаются судом.

В соответствии с п. 3 Положения о земельном налоге на территории г. Иркутска (утв. Решением Думы г. Иркутска от 23.11.2005 № 004-20-180203/5) налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 3.1. 0,15 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых гаражными кооперативами, индивидуальными гаражами, жилищным фондом (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, приобретенных (предоставленных) кооперативам, членами которых являются только граждане, под размещение овощехранилищ. 3.2. 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков: - отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных ФЗ от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. 3.3. 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков, включая земельные участки, используемые не в соответствии с видом разрешенного использования, указанные в подп. 3.1, 3.2 настоящего пункта.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с п. 2.1 ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и п.п. 1 и 2 ст. 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абз. 1 настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в п.п. 1 и 2 ст. 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ административным ответчиком доказательств исполнения обязанности по уплате земельного налога по земельному участку, кадастровый , не представлено. Как следует из объяснений административного ответчика, налог за 2017 год не платил, так как считал, что у него имеется переплата.

Поскольку ранее уплаченные по земельному налогу за 2017 год суммы отсутствуют, по данным КРСБ за 2017 год задолженность по земельному налогу за указанный земельный участок в размере 20038 руб. не погашена, оснований для применения абз. 2 п. 2.1 ст. 52 НК РФ суд не установил.

При таких данных, принимая во внимание, что ставка 0,15 % от кадастровой стоимости была применена ошибочно, перерасчет произведен в 2018 году, то есть не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом (налоговый период 2017 год, налоговое уведомление о перерасчете – 2019 год), суд приходит к выводу о том, что требования МИФНС России № 20 по Иркутской области о взыскании с Трофимов Я.Е. задолженности (перерасчет) по земельному налогу за 2017 год по земельному участку с кадастровым в размере 180343 руб., то есть по ставке 1,5 %, являются законными и обоснованными.

Суд учитывает, что данный земельный участок (разрешенное использование – объекты административно-делового назначения) не подпадает под признаки видов земельных участков, для которых представительным органом местного самоуправления определены налоговые ставки 0,15 и 0,3 % от кадастровой стоимости.

Доводы административного ответчика о том, что налоговым органом не представлены доказательства наличия ошибки, судом не принимаются, как основанные на ошибочном толковании налогового законодательства.

Доводы административного ответчика о необоснованном начислении налога за земельный участок, кадастровый , поскольку данный объект является объектом культурного наследия, в связи с чем, по мнению административного ответчика, он от уплаты налога освобожден, не принимаются судом.

Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером расположен объект культурного наследия федерального значения «Жилой дом». Приказом министерства культуры Российской Федерации от 12.11.2017 объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера . Наименование объекта – «жилой дом». Дата создания объекта – 1781 год. Местонахождение – <адрес>; категория историко-культурного значения – объект культурного наследия федерального значения. вид объекта – памятник. В 2016 году на объект культурного наследия по адресу: <адрес>, для выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта Трофимов Я.Е. выдано разрешение на строительство от 14.09.2016 , срок действия разрешения на строительства – до 14.09.2016.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.05.2016 Трофимов Я.Е. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 03.03.2015 является собственником земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов, площадью 396 кв.м, местонахождение: <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.03.2015 Трофимов Я.Е. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 03.03.2015 принадлежит жилой дом, назначение: жилое, площадь 113,4 кв.м, количество этажей – 3, в том числе подземных – 1, адрес: <адрес>.

05.09.2016 между Трофимов Я.Е., заказчик, и ООО ТСК «Элитстрой», подрядчик, заключен договор , по условиям которого заказчик поручает, подрядчик принимает на себя выполнение работ на ОКН «Жилой дом Шубина» 1781 (?) г., <адрес>. Разбор и складирование элементов конструкции дома. Выполнение СМР согласно проекту реставрации дома.

12.11.2019 административный ответчик обратился к начальнику МИФНС России № 20 по Иркутской области, просил «предоставить ему льготу по земельному налогу за 2018 год по земельному участку , и налогу на имущество к объекту за 2018 года, так как данные объекты являются памятником культурного наследия в период реставрации». К заявлению административным ответчиком приложена копия разрешения на строительство.

По сообщению Межрайонной ИФНС № 20 по Иркутской области от 21.11.2019 , административному ответчику необходимо представить документы, подтверждающие период проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (ремонт, реставрация памятника) в отношении земельного участка по адресу: <адрес> кадастровый .

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в соответствии со ст. 62 КАС РФ административным ответчиком не представлено доказательств, что по налоговому периоду 2017 год по данному земельному участку ему предоставлялась льгота по уплате налога, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом обоснованно исчислен налог по указному объекту.

Ссылка административного ответчика на то обстоятельство, что документы, подтверждающие, по его мнению, основания освобождения от уплаты налога по данному земельному участку, им представлены суду, является несостоятельной. Суд учитывает, что в силу п. 6.1 Положения о земельном налоге на территории г. Иркутска (утв. решением Думы г. Иркутска от 23.11.2005 № 004-20-180203/5) заявление о предоставлении налоговой льготы представляется налогоплательщиками в налоговый орган по своему выбору. Налогоплательщики также вправе представить с заявлением о предоставлении налоговой льготы документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Проверяя представленный истцом расчет земельного налога, суд учитывает, что налоговая база определена на основании кадастровой стоимости, применена налоговая ставка в соответствии с Положением о земельном налоге на территории г. Иркутска (утв. решением Думы г. Иркутска от 23.11.2005 № 004-20-180203/5), исходя из количества месяцев владения в году.

Так, расчет земельного налога по земельному участку , налоговая база – 13358735 руб., налоговая ставка – 1,5, количество месяцев владения в году – 12/12, налог – 180343 руб.; по земельному участку с кадастровым номером , налоговая база – 50804 руб., налоговая ставка – 0,15, количество месяцев владения в году – 12/12; налог – 76 руб.; по земельному участку с кадастровым номером , налоговая база – 8835 руб., налоговая ставка – 1,5, количество месяцев владения в году – 12/12; налог – 133 руб.; по земельному участку , налоговая база – 874724 руб., налоговая ставка – 1,5, количество месяцев владения в году – 12/12; налог – 13121 руб.; по земельному участку , налоговая база – 295980 руб., налоговая ставка – 0,30, количество месяцев владения в году – 12/12, налог – 888 руб. Всего 192673 руб. (180343 +76 +133 +13121 = 192673 руб.).

Таким образом, суд приходит к выводу взыскать с административного ответчика Трофимов Я.Е. в пользу Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 192673 руб.

Оценивая доводы административного искового заявления о взыскании пеней в связи с неуплатой земельного налога, суд приходит к следующему.

Согласно требованиям от 30.01.2019 и от 08.04.2019 задолженность по земельному налогу за 2015, 2017 г.г. составила 373016 руб., в связи с чем начислены пени – 3205 руб. 56 коп. Исходя из представленного расчета пеней сумма 2320 руб. 41 коп. – пени, начисленные на сумму земельного налога за 2015 год (перерасчет) 180343 руб. В связи с чем суд приходит к выводу о том, что по основаниям ст. 75 НК РФ пени по земельному налогу за 2017 год составят 885 руб. 18 коп. (расчет: 3205,56 - 2320,41= 885,18).

Оценивая доводы административного искового заявления о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 47523 руб., суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговым периодом при исчислении транспортного налога признается календарный год, что установлено ч. 1 ст. 360 НК РФ.

Частями 2, 3 ст. 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Транспортный налог на территории Иркутской области установлен и введен в действие в соответствии с главой 28 части второй НК РФ Законом Иркутской области от 04.07.2007 № 53-оз «О транспортном налоге».

В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно расчету транспортного налога, приведенному в налоговом уведомлении от 24.06.2018 , налогоплательщику Трофимов Я.Е. не позднее 03.12.2018 необходимо уплатить транспортный налог - 47523 руб.

Расчет: Скания Р114GA4X2NA340, , ОКТМО , код ИФНС , налоговый период – 340 руб., налоговая ставка – 85 руб., количество месяцев владения в году – 1/12, налог – 2408 руб.; LexusRX 270 , ОКТМО , код ИФНС , налоговый период – 2017; налоговая база – 188, налоговая ставка – 35 руб.; количество месяцев владения в году – 12/12; сумма исчисленного налога – 6580 руб.; LexusRX 570 , ОКТМО , код ИФНС , налоговый период – 2017; налоговая база – 367, налоговая ставка – 105 руб.; количество месяцев владения в году – 12/12; сумма исчисленного налога – 38335 руб., всего транспортный налог – 47523 руб.

Согласно налоговому уведомлению от 09.10.2018 Трофимов Я.Е. не позднее 10.12.2018 необходимо уплатить транспортный налог – 9633 руб. Произведен перерасчет транспортного налога по налоговому уведомлению : Скания Р 340 LA4X2HNA, , ОКТМО , код ИФНС , налоговый период – 2017, налоговая база – 340, налоговая ставка – 85 руб., количество месяцев владения в году – 4/12, сумма исчисленного налога – 9633 руб., сумма к доплату – 9633 руб.

Согласно требованию по состоянию на 30.01.2019 по состоянию на 30.01.2019 налогоплательщик имеет задолженность: транспортный налог недоимка – 47523 руб., срок уплаты – 03.12.2018, пени – 818 руб. 57 коп., транспортный налог недоимка – 9633 руб., срок уплаты – 10.12.2018. В требовании налогоплательщику установлен срок уплаты – до 19.03.2019.

Как следует из требования, обязанность налогоплательщика уплатить указанные налоги установлена п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 ч. 1 НК РФ. Расчет по транспортному налогу физических лиц от 02.08.2018 ; Расчет по транспортному налогу физических лиц от 02.08.2018 ; Основания взимания пеней – ч. 1 ст. 75 НК РФ, процентная ставка пени рассчитана исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России, Закон Иркутской области от 04.07.2007 , гл. 28 ст. 36.

Суд учитывает, что по данным ОТН и РАМТС ГИБДД от 24.12.2019 , указанные транспортные средства были зарегистрированы за Трофимов Я.Е., в судебном заседании административный ответчик не оспаривал факт принадлежности ему транспортных средств, расчет налога, указав, что требования налогового органа в части взыскания транспортного налога за 2017 год в размере 47523 руб. признает.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу взыскать с Трофимов Я.Е. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 47523 руб.

По основаниям ст. 75 НК РФ с административного ответчика подлежат взысканию пени в размере 694 руб. 62 коп., поскольку в установленный в требовании срок обязанность по уплате не исполнена.

Таким образом, суд приходит к выводу взыскать с административного ответчика Трофимов Я.Е. в пользу Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 47523 руб., пени – 694 руб. 62 коп., задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 192673 руб., пени – 885 руб. 18 коп. Оснований для взыскания с административного ответчика перерасчета по земельному налогу за 2015 год по земельному участку с кадастровым номером , суд не установил.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области удовлетворить в части.

Взыскать с административного ответчика Трофимов Я.Е. в пользу Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 47523 руб., пени – 694 руб. 62 коп., земельный налог за 2017 год в размере 192673 руб., пени – 885 руб. 18 коп.

В остальной части требований отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Кулакова

Решение суда в окончательной форме принято 18 февраля 2020 года