Дело №2а-4318/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2018г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
при секретаре: Зайцевой Е.В.,
с участием прокурора: Юрченко Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации г.Смоленска о признании недействующими постановления Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы Администрации города Смоленска, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и постановления Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы Администрации города Смоленска, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации г.Смоленска о признании недействующим постановления Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>, а также постановления Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> в части включения такой должности муниципальной службы старшей группы, как должность ведущего специалиста отдела ЗАГС Промышленного района Комитета записи актов гражданского состояния Администрации г.Смоленска в утвержденный этим нормативным актом Перечень должностей муниципальной службы Администрации г.Смоленска, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сославшись на то, что постановление Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>, которым признано утратившим силу постановление Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>, официально опубликовано не было, в связи с чем, постановление Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> является действующим, тогда как его положения применялись в отношении административной истицы, замещавшей ранее должность <данные изъяты> отдела ЗАГС Промышленного района Комитета записи актов гражданского состояния Администрации г.Смоленска, и в оспариваемой части противоречат Указу Президента РФ от 18.05.2009 №557, поскольку названная должность включена в утвержденный постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> Перечень должностей муниципальной службы Администрации города Смоленска, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, без учета установленных упомянутым Указом критериев оценки коррупционных рисков.
Представитель административной истицы ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации г.Смоленска ФИО3, возражая против удовлетворения административного иска, сослалась на то, что орган местного самоуправления в рамках антикоррупционной деятельности вправе в муниципальном правовом акте установить для всех категорий должностей муниципальных служащих, осуществляющих службу в органе местного самоуправления, а также для претендентов на замещение этих должностей обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Тексты постановлений Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> и от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>, которые действующему законодательству не противоречат, доведены до неопределенного круга лиц путем размещения их на официальном сайте Администрации г.Смоленска в разделе «Муниципальные правовые акты», т.е. доступны для всеобщего сведения, а текст постановления от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> опубликован также в издании «Смоленские городские известия». Кроме того, данные постановления не являются подлежащими официальному опубликованию нормативными правовыми актами, поскольку содержат предписания индивидуального характера и распространяются на ограниченный круг лиц, в связи с чем, вступили в силу с момента их подписания.
Заинтересованное лицо - Комитет записи актов гражданского состояния Администрации г.Смоленска, извещенный о времени и месте слушания дела, своего представителя в суд не направил, возражений на административный иск не представил.
Заслушав объяснения участников процесса, заключение помощника прокурора Юрченко Л.А., указавшей на отсутствие оснований для удовлетворения административного иска, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ занимала должность <данные изъяты> отдела ЗАГС Промышленного района Управления записи актов гражданского состояния Администрации г.Смоленска; с ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность муниципальной службы <данные изъяты> отдела ЗАГС Промышленного района Комитета записи актов гражданского состояния Администрации г.Смоленска, с ДД.ММ.ГГГГ – на должность <данные изъяты> отдела ЗАГС Заднепровского района названного Комитета, с ДД.ММ.ГГГГ – на должность муниципальной службы <данные изъяты> отдела ЗАГС Промышленного района Комитета записи актов гражданского состояния Администрации г.Смоленска, а ДД.ММ.ГГГГ заключенный с административной истицей трудовой договор расторгнут на основании п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен предъявленный прокурором Промышленного района г.Смоленска к ФИО1 и ее супругу ФИО4 иск - в доход Российской Федерации обращены принадлежащие ФИО5 квартира, расположенная по адресу: <адрес>, и автомобиль «Volkswagen Tiguan», 2015 года выпуска, цвет серебристо-желтый, идентификационный номер <данные изъяты>, с прекращением права собственности ответчиков на указанное имущество. Принимая данное судебное постановление, суд исходил из того, что ФИО1, являясь муниципальной служащей, вопреки требованиям Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» не отразила надлежащим образом в справках о доходах сведения о приобретении упомянутого имущества, стоимость которого превышает совокупный доход семьи Ш-вых за три года предшествовавших отчетному периоду, а также не представила достоверные данные о легальности источников денежных средств, на которые были приобретены названные квартира и транспортное средство. При разрешении спора судом применены в том числе положения оспариваемого административной истицей постановления Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>.
В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» постановлением Администрации г.Смоленска от 13.02.2015 №212-адм утвержден Перечень должностей муниципальной службы Администрации города Смоленска, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Перечень включает должности муниципальной службы, отнесенные в соответствии с Законом Смоленской области от 29.11.2007 №109-з «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области» реестром должностей муниципальной службы в Смоленской области к высшим, главным, ведущим должностям (п.1), а также другие должности муниципальной службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление муниципальных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований; управление муниципальным имуществом; осуществление муниципальных закупок либо выдачу разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов (п.2) и, в частности, все должности муниципальной службы старшей группы в Управлении записи актов гражданского состояния (п.14 соответствующей таблицы).
Текст данного постановления опубликован в издании «Смоленские городские известия», 08.04.2015, №3.
Постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> (опубликовано в издании «Смоленские городские известия», 15.10.2015, №21) в постановление Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> внесены изменения - в графе 2 п.14 упомянутой таблицы слово «Управление» заменено словом «Комитет».
Постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> постановления Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> и от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> признаны утратившими силу с одновременным утверждением Перечня должностей муниципальной службы Администрации г.Смоленска, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Данный Перечень включает должности муниципальной службы, отнесенные в соответствии с Законом Смоленской области от 29.11.2007 №109-з «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области» реестром должностей муниципальной службы в Смоленской области к высшим, главным, ведущим должностям (п.1), а также другие должности муниципальной службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление муниципальных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований; управление муниципальным имуществом; осуществление муниципальных закупок либо выдачу разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов (п.2) и, в частности, все должности муниципальной службы старшей группы в Комитете записи актов гражданского состояния (п.12 соответствующей таблицы).
Текст постановления Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> в издании «Смоленские городские известия» либо в ином периодическом печатном издании опубликован не был; с данным текстом административная истица была ознакомлена работодателем под роспись ДД.ММ.ГГГГ.
Из анализа оспариваемых ФИО4 постановлений следует, что они обладают признаками нормативного правового акта, поскольку содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование соответствующих общественных отношений.
По правилам п.42 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.41 ч.1 ст.10, п.38 ч.1 ст.41 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 №164, к вопросам местного значения г.Смоленска и к компетенции Администрации г.Смоленска относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах г.Смоленска.
Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российском Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании ст.42 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством, в том числе, единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы, а также единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы (ст.5 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Как предусмотрено п.4 ст.5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Исходя из положений п.4 ч.1 ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции», лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 ст.8 данного Закона, обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
К числу таких лиц в соответствии с п.1.2 ч.1 ст.8 вышеуказанного Закона относятся граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ч.1 ст.15 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» пунктом 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 №557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» органам местного самоуправления рекомендовано до 1 сентября 2009г. определить должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Также Указом Президента РФ от 18.05.2009 №557 сформированы критерии для определения должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, исходя из которых включение должности в соответствующий перечень осуществляется в случае, если исполнение должностных обязанностей предусматривает: осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.); управление государственным имуществом; осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Таким образом, обязанность по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на государственных и муниципальных служащих в зависимости от включения занимаемых ими должностей в соответствующие перечни. При этом органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно с учетом приведенных выше критериев определять указанные должности, замещение которых связано с коррупционными рисками.
На основании п.п.1.1, 3.1 Положения о Комитете записи актов гражданского состояния Администрации города Смоленска, утв. распоряжением Администрации г.Смоленска от 24.09.2014 №350-р/адм, данный Комитет является структурным подразделением Администрации г.Смоленска и обеспечивает осуществление функций органа, осуществляющего государственные полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния: рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти. Одной из основных задач Комитета записи актов гражданского состояния Администрации г.Смоленска является обеспечение выдачи гражданам и организациям документов о регистрации актов гражданского состояния в соответствии с законодательством Российской Федерации. Комитет в числе прочего обеспечивает осуществление таких государственных полномочий, как составление заключений о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния в случаях, предусмотренных ст.70 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»; восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния на основании решения суда, вступившего в законную силу; внесение в соответствии с действующим законодательством исправлений и изменений в первые экземпляры записей актов гражданского состояния.
Исходя из изложенного, Комитет записи актов гражданского состояния Администрации г.Смоленска осуществляет предоставление гражданам и организациям государственных услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния и руководствуется в своей деятельности в том числе Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утв. приказом Минюста России от 29.12.2017 №298.
Поскольку исполнение муниципальными служащими Комитета записи актов гражданского состояния Администрации г.Смоленска своих должностных обязанностей связано с предоставлением названных государственных услуг гражданам и организациям, что является предусмотренным Указом Президента РФ от 18.05.2009 №557 критерием для определения должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, Администрация г.Смоленска оспариваемыми административной истицей постановлениями включила все должности муниципальной службы старшей группы Комитета записи актов гражданского состояния Администрации г.Смоленска в соответствующий Перечень должностей, включая должность ведущего специалиста отдела ЗАГС Промышленного района Комитета записи актов гражданского состояния Администрации г.Смоленска, ранее занимаемую ФИО1, в должностные обязанности которой согласно должностной инструкции входило в числе прочего осуществление государственной регистрации актов гражданского состояния и выдача повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния.
Анализ приведенных выше законодательных положений позволяет суду придти к выводу о том, что постановления Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> и от 13ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> изданы в пределах предоставленных ей полномочий и требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, в оспариваемой ФИО1 части не противоречат.
В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ч.1). Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (ч.2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (ч.3).
В силу п.п.3, 7, 8 ст.3 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 №164, муниципальные правовые акты, в систему которых также входят акты Главы города Смоленска и Администрации города Смоленска, вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено в самих муниципальных правовых актах. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов является публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации, определенном нормативным правовым актом Смоленского городского Совета, распространяемом в г.Смоленске. Формами обнародования муниципальных нормативных правовых актов являются размещение их полного текста в иных средствах массовой информации, в том числе электронных (через сеть Интернет), озвучивание их полного текста по радиоканалам, на публичных встречах с населением с целью своевременного и полного ознакомления с ними максимального количества жителей города Смоленска.
Решением Смоленского городского Совета от 23.05.1997 №65 «О печатном органе Смоленского городского Совета, администрации города Смоленска, главы города Смоленска» (в редакции решения Смоленского городского Совета от 12.07.2010 №110) официальными печатными органами Смоленского городского Совета, администрации г.Смоленска, главы г.Смоленска постановлено считать газету Смоленского городского Совета «Смоленские городские известия» и газету «Рабочий путь».
До 20.07.2010 (дата вступления в силу решения Смоленского городского Совета от 12.07.2010 №110) официальным печатным изданием Смоленского городского Совета и Администрации г.Смоленска являлась газета «Рабочий путь», что также было закреплено в постановлении Главы города Смоленска от 26.01.2005 №117 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов администрации города Смоленска».
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, порядок обнародования акта должен обеспечивать возможность доведения его до сведения населения и ознакомления с его содержанием.
Предусмотренный ст.6 Федеральным законом от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» перечень способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления не является исчерпывающим и предполагает (в том числе) такие способы доступа к информации как обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации, размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет», размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах.
Статьей 13 упомянутого Закона установлен перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», включающий информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п/п. «а» п.2 ч.1).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность официального опубликования нормативных правовых актов на соответствующем интернет-портале органа местного самоуправления. При этом, применение такого способа опубликования нормативных правовых актов, обусловленное объективным изменением структуры информационного пространства в современных условиях, должно обеспечивать оповещение населения о принятии тех или иных нормативных правовых актов и ознакомления с ними в целях их обнародования в контексте требования ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации.
В ч.2 ст.10 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ государственным органам и органам местного самоуправления федеральным законодателем предписано в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в ч.1 ст.10 данного Закона, создание пунктов подключения к сети «Интернет» в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах).
Из материалов дела усматривается, что текст постановления Администрации г.Смоленска от 13.02.2015 №212-адм размещен на официальном сайте Администрации г.Смоленска 17.02.2015 и, кроме того, опубликован в печатном издании «Смоленские городские известия», а текст постановления Администрации г.Смоленска от 31.01.2018 №218-адм размещен на указанном сайте 02.02.2018.
Право неограниченного круга лиц (населения) на доступ к размещенной на официальном сайте Администрации г.Смоленска информации обеспечивается (на территории г.Смоленска организован бесплатный доступ к сети «Интернет» в помещениях СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению», а также в помещениях некоторых государственных и муниципальных библиотек), в связи с чем, использование в данном случае новых информационных технологий в качестве способа официального опубликования оспариваемых нормативных правовых актов допустимо, что согласуется с положениями п.п.3, 7, 8 ст.3 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 №164.
При таких обстоятельствах, доводы ФИО1 о том, что постановления Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> и от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>, официально опубликованы для всеобщего сведения не были, являются необоснованными, в связи с чем. суд отказывает в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст.175, 180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации г.Смоленска о признании недействующими постановления Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы Администрации города Смоленска, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и постановления Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы Администрации города Смоленска, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Судья А.В.Кудряшов