ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4319/18 от 26.12.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2018 года г.Чита

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Аксёновой Е.С.,

при секретаре Онгоновой Б.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск индивидуальных предпринимателей ФИО1, ФИО2 к Администрации городского округа «Город Чита» о признании недействующим пунктов Постановления Администрации городского округа «Город Чита» о порядке проведения торгов в форме открытого конкурса на право размещения рекламных конструкций, утвержденного Постановлением администрации городского округа «город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ

установил:

Истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском об оспаривании положений Постановления администрации городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке проведения торгов в форме открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности городского округа «Город Чита» (далее Положение). Требования иска мотивированы следующим.

Постановлением Администрации городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке проведения торгов в форме открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности городского округа «Город Чита» утверждено Положение о порядке проведения торгов в форме открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках, а также зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в собственности городского округа «Город Чита».

Истцы являются индивидуальными предпринимателями, одним из видов экономической деятельности является деятельность рекламных агентств, которая включает наружную рекламу и установку рекламных конструкций. Порядок проведения конкурса на право размещения рекламных конструкций затрагивает интересы истцов. ДД.ММ.ГГГГ Комитетом градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» объявлен конкурс на приобретение права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках, находящихся в собственности городского округа «Город Чита» в определенных местах размещения рекламных конструкций. Истцы не смогли в полной мере своевременно реализовать свое право на участие в конкурсе в связи с нарушениями, допущенными при определении порядка проведения конкурса, регламентированного оспариваемым Положением. Как указывает истец ФИО2 в связи с имеющимися в Положении существенными нарушениями законодательства Российской Федерации о порядке размещения информации о проведении конкурса на право размещения рекламных конструкций, административный истец не успел подать заявку на участие в конкурсе. О проведении конкурса административному истцу стало известно лишь за 6 дней до окончания срока подачи заявок на участие. Учитывая сложность и высокую стоимость подготовки документации для подачи заявки на участие в конкурсе, административный истец не смог подготовить заявки на участие за столь короткий срок.

Истцы с учетом уточнения просят признать не соответствующими нормам федерального законодательства со дня принятия:

- п.п. 1.10, 3.6 Положения в части указания в качестве официального сайта администрации городского округа «Город Чита» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, размещенном по адресу: www.admin.chita.ru, несоответствующим положениям, ч.4 ст. 447, ст. 448 ГК РФ, Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении официального сайта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

- пункт 3.6 Положения несоответствующим ч. 2, 3 ст. 448 ГК РФ;

- раздел 2 «Конкурсная комиссия» Положения несоответствующим ч. 4 ст. 447 ГК ;

- пункт 7.4 Положения в части установлении критерия оценки социальной рекламы и информации (таблица ) несоответствующим ч. 2 ст. 10 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О рекламе», в части установления критерия оценки по архитектурно-техническому критерию (таблица ) не соответствующим ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года-ФЗ «О защите конкуренции»;

-в части установления критерия наличие проектных предложений по размещениюрекламных конструкций (архитектурно-техническому критерий таблица пункта7.4 Положения не соответствующим ч. 4 ст. 447 ГК РФ, ч. 1 ст. 17 Федеральногозакона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

-в части установлении критерия оценки благоустройство (таблица ) несоответствующим ч. 4 ст. 447 ГК РФ, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункту 19 части 1 статьи 14 и пункту 25части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;Правилам благоустройства городского округа «Город Чита», утвержденнымРешением Думы городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ;

-пункт 1.3 Положения не соответствующим ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

-пункт 1.6 Положения о порядке проведения торгов в форме открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности городского округа «Город Чита» не соответствующим ч. 5 ст. 448 ГК РФ

В судебном заседании административный истец и представители истцов уточненные требования поддержали по указанным в иске основаниям.

Представители административного ответчика в требованиях просили отказать, представлен письменный отзыв.

ООО «Престиж» надлежаще извещенный о рассмотрении дела в суд не явился.

Представители заинтересованного лица ООО «Современные рекламные системы» и ООО «Сфера» в требованиях просили отказать.

Участвующий в деле прокурор полагала требования истцов подлежащими частичному удовлетворению.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит административные исковые заявления не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

На основании положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе и выдача разрешений на установку рекламных конструкций, относятся к вопросам местного значения.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить действующему федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Реализация органами местного самоуправления нормотворческих полномочий предполагает соблюдение требований, предъявляемых федеральным законодателем к форме и содержанию правовой нормы, в том числе требования определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования, вытекающего из конституционного принципа равенства всех перед законом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и применения правовой нормы.

Согласно ч.4 ст. 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

Общий порядок организации и проведения торгов установлен нормой статьи 448 Гражданского кодекса РФ.

Согласно статье 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение о проведении торгов, если иное не предусмотрено законом, должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В соответствии с ч.5.1 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Решением Думы городского округа «Город Чита» от 03.07.2008г установлена форма проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на муниципальных земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Чита» в виде конкурса, организатором конкурса определен Комитет градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита».

Постановлением Администрации городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке проведения торгов в форме открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности городского округа «Город Чита».

Порядок опубликования муниципальных правовых актов установлен Постановлением Администрации городского округа «Город Чита» от 20.01.2015г. «Об утверждении положения о порядке направления муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления городского округа «Город Чита», для официального опубликования».

Согласно пункту 8 указанного Порядка официальным опубликованием (обнародованием) нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в печатном средстве массовой информации, являющемся официальным источником опубликования нормативных правовых актов городского округа, или на официальном сайте администрации городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, размещенном по адресу: www.admin.chita.ru.

Постановление Администрации городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано на официальном сайте администрации городского округа «Город Чита» в информационного-телекоммуникационной сети «Интернет» размещенном по адресу: www.admin.chita.ru ДД.ММ.ГГГГ

Положением установлен порядок организации и проведения торгов в форме открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с использованием земельных участков, зданий или иного недвижимого имущества, находящегося в собственности городского округа «Город Чита».

В соответствии с п.п.1.10, 3.6 Положения извещение о проведении конкурса опубликовывается (размещается) организатором конкурса на официальном сайте администрации городского округа «город Чита» в информационного-телекоммуникационной сети «Интернет» размещенном по адресу: www.admin.chita.ru не позднее чем за тридцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурс.

Из материалов дела следует, что извещение о проведении торгов было опубликовано комитетом не позднее, чем за тридцать дней до их проведения на официальном сайте администрации городского округа по адресу: www.admin.chita.ru.

По мнению истцов организатором конкурса был нарушен порядок размещения информации о проведении торгов на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов - www.torgi.gov.ru., что является нарушением Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утвержден перечень видов торгов, которые обязательны для публикации на сайте www.torgi.gov.ru. Однако, в данном перечне отсутствует требование о размещении информации о проведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.4 ст. 447 ГК РФ, согласно п.2.1. раздела 2 Положения конкурсная комиссия по проведению конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности городского округа «Город Чита», создается администрацией городского округа «Город Чита» в целях организации и проведения торгов в форме открытого конкурса в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами. Персональный состав Конкурсной комиссии утверждается распоряжением администрации городского округа «Город Чита» и публикуется на официальном сайте.

В соответствии со ст.447 ГК РФ, распоряжением администрации городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ-р, до проведения торгов создана конкурсная комиссия по проведению конкурса, определен ее персональный состав. Указанное распоряжение также опубликовано на официальном сайте администрации городского округа «Город Чита». Состав Комиссии, регламент работы и принятия решений изложены в Положении, являются понятными, не допускает произвольное толкование.

Таким образом, оснований для признания п. 1.10, пункт 3.6 Положения в части указания в качестве официального сайта - администрации городского округа «Город Чита» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, размещенном по адресу: www.admin.chita.ru, несоответствующим положениям, ч.4 ст. 447, ст. 448 ГК РФ, Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении официального сайта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», пункта 3.6 Положения несоответствующим ч. 2, 3 ст. 448 ГК РФ, раздела 2 в части создания, утверждения и публикации на официальном сайте несоответствующим ч.4 ст. 447ГК РФ, у суда не имеется.

Пунктом 7.4 Положения установлены критерии оценки участников конкурса:финансовый, архитектурно-технический, критерий благоустройства, социальной рекламыи информации.

Истцы полагают, что пункт 7.4 Положения в части установления критерия наличие проектных предложений по размещению рекламных конструкций (архитектурно-техническому критерий (таблица ) пункта 7.4 Положения не соответствующим ч. 4 ст. 447 ГК РФ, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; в части установлении критерия оценки благоустройство (таблица ) несоответствующим ч. 4 ст. 447 ГК РФ, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункту 19 части 1 статьи 14 и пункту 25части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;Правилам благоустройства городского округа «Город Чита», утвержденнымРешением Думы городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ.

Положением установлен порядок оценки по архитектурно-техническому критерию (таблица пункта 7.4 Положения): наличие проектных предложений по размещению рекламных конструкций на каждую рекламную конструкцию в отдельности в составе лота, в определенных заявителем точках мест их размещения, предусмотренных схемой размещения рекламных конструкций. Содержание проектного предложения должно включать вид рекламной конструкции в цвете, с указанием размера информационных полей, отделки несущей стойки и элементов крепления, технологии размещения рекламной информации, подсветки в темное время суток; фотомонтаж рекламной конструкции в цвете; план размещения конструкции; чертежи рекламной конструкции и ее элементов, а также расчеты ветровых нагрузок, фундаментов и несущих элементов и так далее. Истцы указывают, что в случае желания участвовать в конкурсе потенциальному участнику необходимо подготовить большое количество ветровых нагрузок. При желании подать заявки на несколько лотов необходимо в результате заплатить сумму в размере 510 000 рублей. При этом участие в конкурсе не гарантирует победу заявителю, уже понесшему значительные финансовые затраты (не включая сумму задатка). Указанный критерий нарушает право участников на участие в конкурсе, поскольку создает искусственные препятствия к участию в конкурсе - отсеивают конкурсантов, не имеющих столь значительных финансовых возможностей.

Кроме того, оспариваемое постановление в части установления критериев оценки социальная реклама предусматривает заключение с рекламораспространителями договора на распространение социальной рекламы в размерах, превышающих 5% годового объема распространяемой рекламы, без соблюдения правил проведения торгов на заключение государственного или муниципального контракта по распространению социальной рекламы, что прямо запрещено ч. 2 ст. 10 ФЗ «О рекламе».

Орган местного самоуправления возлагает на участников торгов свои обязанности, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Условия по посадке деревьев и кустарников, установлении вазонов и скамеек, также создают ограничения для малых субъектов гражданско-правовых отношений, принуждая их затрачивать дополнительные средства на продвижение своего бизнеса. По сути, требование организатора конкурса проводить мероприятия по благоустройству территории города как условие участие в конкурсе является дополнительной платой за размещение рекламных конструкций. Услуги по благоустройству должны быть оплачены органом местного самоуправления на основании заключенного договора, оплата услуг является расходами бюджета городского округа.

Согласно части 4 статьи 448 ГК РФ выигравшим конкурс признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Согласно ч.3 ст. 10 ФЗ «О рекламе» заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Закон устанавливает минимальный обязательный объем распространяемой на безвозмездной основе социальной рекламы. В то же время, закон не содержит запрета на распространение социальной рекламы в объеме, превышающем указанное пятипроцентное значение, в случае, если рекламораспространитель добровольно принимает на себя такое обязательство. Объем распространяемой безвозмездно социальной рекламы является одним из критериев торгов наряду с ценой за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Участники конкурса вправе предлагать конкурсные заявки исходя из собственных экономических интересов. Учитывая форму торгов - конкурс, целью которого является выявление лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией, орган местного самоуправления вправе самостоятельно установить критерии оценки заявок. Включение в конкурсную документацию такого критерия как «Критерий социальной рекламы и информации» в размере превышающем 5% является правом Комитета градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» и не нарушает положения Закона о рекламе, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Гражданского кодекса РФ. Учитывая, что действующим законодательством РФ не предусмотрен запрет на размещение социальной рекламы с использованием рекламных конструкций на безвозмездной основе в объеме, превышающем минимальный объем, обязательный для размещения в соответствии со ст. 10 ФЗ «О рекламе», оспариваемый критерий оценки конкурсных предложений не противоречит законодательству РФ о рекламе и ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Включение в конкурсную документацию такого критерия как «Критерий социальной рекламы и информации» в размере превышающем 5% является правом Комитета градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» и не нарушает положения Закона о рекламе, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с п. 7.1.2. Положения архитектурно-технический критерий -предложения заявителя по представляемой архитектурной и технической документации (в соответствии со Схемой размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Забайкальского края или муниципальной собственности, на территории городского округа «Город Чита»).

Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций (ч. 5.8. ст. 19 Закона о рекламе). Схемы обязательны для размещения рекламных конструкций на любых земельных участках, независимо от формы собственности, на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности или собственности субъектов РФ.

В таблице оценки по архитектурно-техническому критерию определено содержание заявки на наличие проектных предложений по размещению рекламных конструкций на каждую рекламную конструкцию в отдельности в составе лота, в определённых заявителем точках мест их размещения, предусмотренных схемой размещения рекламных конструкций, вида (фасада) рекламной конструкции в цвете, с указанием размера информационных полей, отделки несущей стойки и элементов крепления, технологии размещения рекламной информации, подсветки в тёмное время суток (при наличии);

фотомонтажа рекламной конструкции в городской среде в цвете (эскизная часть изображающая место установки рекламной конструкции на местности до и после установки рекламной конструкции);

плана размещения рекламной конструкции в границах места размещения рекламной конструкции, выполненный на топографической основе, позволяющей определить место размещения рекламной конструкции;

чертежей рекламной конструкции и её элементов, а также расчёты ветровых нагрузок, фундаментов и несущих элементов рекламной конструкций (достаточно одного подлинного экземпляра на все конструкции одного типа в составе лота, по другим лотам возможно предоставление копий указанных документов, заверенных заявителем, с указанием лота, по которому подана заявка с подлинными экземплярами);

и дополнительно, не менее 10% мест размещения рекламных конструкций указанныхв лоте должны быть использованы для установки высокотехнологичных рекламныхконструкций (динамические рекламные конструкции, в т.ч. роллерные системы исистемы поворотных панелей, и электронные рекламные конструкции, в т.ч.светодиодные рекламные панели и медиафасады), или не менее 10% мест размещениярекламных конструкций указанных в лоте должны быть использованы для установкирекламных конструкций оборудованных уличными электронными табло(светодиодными) отображающими общественно-полезную информацию: температуруокружающего воздуха, местное время, курс валют и т.п.; гарантирует заявителюполучение максимального балла.

Постановлением Администрации городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены изменения в Постановление администрации городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Забайкальского края или муниципальной собственности, на территории городского округа «Город Чита».

Как указывает административный ответчик от участника конкурса требуется представить проектное предложение по размещению рекламных конструкций на каждую рекламную конструкцию в отдельности в составе лота, в определённых заявителем точках мест их размещения, предусмотренных схемой размещения рекламных конструкций. Каждый лот содержит четыре типа рекламных конструкций, поэтому расчет ветровых нагрузок необходимо делать только по этим четырем типам. Предлагается шесть типов конструкций, для которых необходим расчет ветровых нагрузок. Оригиналы расчетов ветровых нагрузок делаются только для одного лота, для всех остальных достаточно копий, с указанием местонахождения оригинала.

Анализируя изложенное, суд полагает, что Положением обоснованно предусмотрен критерий оценки конкурсных предложений участников как наличие проектных предложений по размещению рекламных конструкций на каждую рекламную конструкцию в отдельности в составе лота, противоречий с ч. 4 ст. 447 ГК РФ, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» судом не усматривается.

Судом также не усматривается несоответствий действующему законодательству критерий оценки благоустройства.

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

К вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п.25 ч.1 т. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Решением Думы городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ приняты Правила благоустройства территории городского округа «Город Чита», согласно которым в понятие объекты благоустройства включаются - земельные участки, здания, строения, сооружения, индивидуальные и многоквартирные жилые дома, объекты незавершенного строительства, нежилые помещения, линейные объекты, временные (некапитальные) объекты, строительные и ремонтные площадки, места размещения рекламы и иной информации (в том числе рекламные конструкции), иные объекты в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами, в отношении которых осуществляется деятельность по благоустройству. К объектам внешнего благоустройства общего пользования относятся: дороги, площади, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки с дорожными знаками и сигналами, инженерные сети, мосты, путепроводы, дамбы, набережные, пляжи, гидротехнические сооружения, памятники, малые архитектурные формы, вывески, информационные и рекламные конструкции, киоски, павильоны и другие нестационарные объекты потребительского рынка, парки, скверы, бульвары, сады общего пользования и другие.

Согласно п. 1.2., 1.3 Правил благоустройства требования Правил являются обязательными для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Правила действуют на всей территории городского округа. Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения нормы и правила в сфере благоустройства территории городского округа и содержат:

1) требования по проектированию и размещению объектов благоустройства;

2) требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены;

3) требования к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений;

4) перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;

5) порядок участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве территорий;

6) требования к организации благоустройства территории городского округа;

7) требования по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;

8) требования по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;

9) формы и механизмы общественного участия в принятии решений и реализации проектов комплексного благоустройства и развития городской среды.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Поскольку участники конкурса принимают на себя обязанности по размещению рекламных конструкций на муниципальных земельных участках для осуществления рекламной деятельности (оказания услуг), то к ним также относятся требования о соблюдении правил благоустройства прилегающей к рекламной конструкции территории. Требования положения по критериям оценки благоустройства установлены в равной степени для всех потенциальных победителей конкурса. Участник конкурса, принимая решение об участии в конкурсе самостоятельно рассчитывает возникающие риски несения дополнительных затрат. Включение в конкурсную документацию критерия благоустройства прилегающей к рекламной конструкции территории, не является для участника конкурса исполнением полномочий органа местного самоуправления. Устанавливая критерии благоустройства, ответчик тем самым выполняет полномочия по организации благоустройства территории городского округа в соответствии с п.19 ч.1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Истцы просят признать несоответствующим пункт 1.3 Положения в части формирования лотов ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Часть 5.3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» определяет, что понимается под преимущественным положением лица в сфере распространения наружной рекламы. Это такое положение лица, при котором его доля в этой сфере на указанных территориях превышает тридцать пять процентов (за исключением случаев, если на территории муниципального района или городского округа установлено не более чем десять рекламных конструкций). Доля лица в сфере распространения наружной рекламы определяется как отношение общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, к общей площади информационных полей всех рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы на этой территории. Под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

Таким образом, преимущественное положение лица в сфере распространения наружной рекламы исчисляется, исходя из площади информационных полей всех рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы на территории муниципального образования и срок действия которых не истёк (далее – действующее разрешение).

Пунктом 1.3. Положения о проведении торгов предусмотрен порядок формирования лотов, согласно которого не допускается:

формирование лотов составляющих 25 и более процентов от суммарной общей площади информационных полей рекламных конструкций, на установку которых на территории городского округа «Город Чита» выданы действующие на момент проведения торгов разрешения,

в который включаются места размещения рекламных конструкций расположенные менее чем в четырех административных районах городского округа «Город Чита».

По мнению истцов требования, изложенные в Положении и применимые организатором торгов при формировании конкретных лотов, должны быть понятными и не допускающими произвольного толкования как со стороны организатора торгов, так и со стороны их потенциальных участников. Вопросы формирования лотов должны быть урегулированы Положением более подробно, указаны предельные (минимальные и максимальные) размеры лота, требования, предъявляемые к качественному и количественном составу предмета конкурса.

Как следует из ФЗ «О рекламе», закон не содержит запрет на объединение в один лот заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в нескольких местах, предназначенных для установки и эксплуатации рекламных конструкций. Однако подобное объединение должно быть произведено таким образом, чтобы не была ограничена конкуренция по доступу на рынок услуг по распространению рекламы. При проведении торгов необходимо учитывать положения статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции», которая устанавливает запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары.В сфере распространения наружной рекламы, помимо случаев, указанных в статье 17 Федерального закона «О защите конкуренции», ограничение конкуренции при проведении торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно выявить в нескольких аспектах, в частности: - при формировании лотов (количество мест для установки рекламных конструкций в одном лоте; вид, формат рекламных конструкций, планируемых к размещению на нескольких местах, объединённых в один лот; территориальная расположенность мест для установки рекламных конструкций в одном лоте),

- при определении стартовой цены лота.

По мнению ФАС России, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ «О торгах на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» включение в один лот мест из различных зон, на которые разделена территория муниципального образования для целей установки рекламных конструкций (при наличии такого «зонирования» территории муниципального образования) – пропорционально доле информационных полей рекламных конструкций, расположенных в разных зонах, может выступать в качестве одного из признаков отсутствия ограничения конкуренции при формировании лотов.

Оценка объединения в один лот нескольких мест для установки рекламных конструкций разного формата на предмет возможности отнесения такого условия проведения торгов к ограничивающим конкуренцию должна проводиться с учётом технологического сходства эксплуатации рекламных конструкций их владельцами, и соответственно возможности участия в торгах за такой лот лица, осуществляющего эксплуатацию рекламных конструкций одного формата. Данное требование учтено в п. 1.3.оспариваемого Положения.

Как следует из информации предоставленной ответчиком на момент объявления открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках, находящихся в собственности городского округа «Город Чита» было выдано и действовало разрешений на размещение рекламных конструкций на: объектах недвижимости, находящихся в частной собственности (торгово-офисные здания, многоквартирные жилые дома) - 355, в том числе светодиодные конструкции; опорах контактной сети троллейбусных линий, опорах городского освещения – 153. Общая площадь всех рекламных конструкций (действующих разрешений и предусмотренных схемами, без учета рекламы на киосках и павильонах, остановках общественного транспорта, троллейбусах и маршрутных такси) составляет 35 тысяч кв. м., то есть один лот, состоящий из 25-26 конструкций (примерно 750 кв.м.) составляет примерно 2 % от рекламного рынка наружной рекламы города Читы в связи с чем, оснований считать данный лот крупным не имеется.

ФЗ «О рекламе» не содержит обязательных требований к принципу формирования лотов, не содержит ограничений по порядку формирования лотов на торгах на заключение договоров на установку и эксплуатации рекламных конструкций или величины таких лотов, также не содержит запрета на объединение в один лот заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в нескольких местах, предназначенных для установки и эксплуатации рекламных конструкций.

Проанализировав содержание п.1.3 оспариваемого нормативного правового акта, суд полагает, что данный пункт отвечает общеправовому критерию формальной определенности, его толкование и содержание не допускает неопределенности, и не противоречит ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции». Доводы иска о необходимости урегулирования вопроса о формировании лота более подробно, являются субъективным мнением стороны истцов.

Истцами оспаривается п. 1.6 Положения, которым установлен порядок обеспечения обязательств заявителей, согласно которому обязательства заявителей, связанные с подачей заявок, обеспечиваются задатком в размере 100 % от цены лота предмете конкурса, что по мнению истцов не соответствует ч. 5 ст. 448 ГК РФ. Указанные обстоятельства обязывают участников торгов использовать исключительно денежные средства (оборотные, заемные), при этом фактически установлен запрет на использование иных экономических механизмов (независимой гарантии), что (рассматривая в совокупности и взаимосвязи значительный размер задатка, сроки «заморозки» денежных средств) может привести к ограничению конкуренции на соответствующих торгах.

Согласно пункту 5 статьи 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Если иное не установлено законом, обязательства организатора и участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой гарантией.

Доводы иска в данной части суд находит несостоятельными, поскольку предусмотренный оспариваемым актом задаток является обязательным условием участия в торгах и способом обеспечения исполнения обязательств по договору, заключаемого по результатам этих торгов, следовательно, оспариваемые положения о задатке не противоречат нормам гражданского законодательства. Пункт 1.6 Положения не содержит запрета на использование заявителями в качестве обеспечения обязательств по заключению договора независимой гарантии. Использование независимой гарантии является правом участника торгов и применяется только по обеспечению обязательств участника торгов по заключению договора по результатам торгов.

В силу положений пункта 6 статьи 448 ГКРФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Таким образом, в любом случае использование участником торгов независимой гарантии не исключает обязательное требование по внесению задатка. Требование о внесении задатка в размере 100%, засчитываемого в счет оплаты цены договора не противоречит пункту 5 статьи 448 ГК РФ.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Решил:

В удовлетворении административного иска индивидуальных предпринимателей ФИО1, ФИО2 к Администрации городского округа «Город Чита» о признании недействующим пунктов Постановления Администрации городского округа «Город Чита» о порядке проведения торгов в форме открытого конкурса на право размещения рекламных конструкций, утвержденного Постановлением администрации городского округа «город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда через Центральный районный суд г.Читы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд.

Решение в окончательной форме принято 14 января 2019 г.

Судья ___________________________ Аксёнова Е.С.