Дело №2а-431/2020
26RS0020-01-2020-000613-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2020 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Рулева И.А.,
при секретаре Маковой Т.В.,
с участием:
представителя административного истца помощника прокурора Кочубеевского района Исламова Э.И.,
представителей административного ответчика - администрации МО Новодеревенский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края- ФИО1, действующей на основании доверенности от 19.05.2020 года, ФИО2, действующей на основании доверенности от 19.05.2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Новодеревенский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края об обязании принять меры по оформлению документов на объекты культурного наследия и оформить охранные обязательства на объекты культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Новодеревенский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края об обязании принять меры по оформлению документов на объекты культурного наследия и оформить охранные обязательства на объекты культурного наследия. В административном исковом заявлении указано, что прокуратурой района на основании решения коллегии прокуратуры Ставропольского края от 19.12.2019 года «О состоянии законности при использовании объектов культурного наследия» проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Кочубеевского муниципального района Ставропольского края законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Проверкой установлено, что на территории муниципального образования Новодеревенского сельсовета расположено 2 объекта культурного наследия, а именно: Памятник воинам односельчанам, погибшим в годы Великой отечественной войны (с. Новая Деревня), а также Памятник войнам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (х. Прогресс).
Отнесение объектов культурного наследия, а именно: Памятник воинам односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (с. Новая Деревня), а также Памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (х. Прогресс), расположенных на территории муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района, является основанием для отнесения его к недвижимому имуществу, в том числе и по признаку прочной связи с землей и невозможности его перемещения без соразмерного ущерба назначению, поскольку при перемещении данного объекта в другое место, его историко-культурное значение будет утрачено.
Согласно представленным отделом культуры администрации Кочубеевского муниципального района сведениям установлено, что на территории муниципального образования Новодеревенского сельсовета расположено 2 объекта культурного наследия, а именно: Памятник воинам односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (с. Новая Деревня), а также Памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (х.Прогресс).
Однако, вопреки требованиям федерального законодательства, регулирующего вопросы сохранения объектов культурного наследия, указанные объекты не приняты в муниципальную собственность, не имеют охранной зоны и охранных обязательств.
Так, Памятник воинам односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (с. Новая Деревня), а также Памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (х. Прогресс), по решению Исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 01.10.1981 №702, на балансовой принадлежности совхоза «Родина» и совхоза «Междуреченский» соответственно, которые свою деятельность на территории муниципального образования не осуществляет. Между тем, документы о правообладателе данных объектов культурного наследия отсутствуют, органами местного самоуправления муниципального образования необходимая документация по признанию объектов культурного наследия бесхозяйными и принятии их в муниципальную собственность до настоящего времени не подготовлены.
Не принятие надлежащих мер по оформлению документов о принятии в муниципальную собственность объектов культурного наследия, и занимаемых ими земельных участков (за исключением Памятника воинам односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны) не позволяет при формировании муниципального бюджета поселения предусматривать в их расходной части выделение финансовых средств на их сохранение и реставрацию.
Прокуратурой района по указанным выше обстоятельствам главе администрации муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района 19.03.2019 года вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства, которое рассмотрено, однако конкретных мер по признанию объекта культурного наследия бесхозяйным и принятии его в муниципальную собственность до настоящего времени не принято.
Перечисленные нарушения не способствуют обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ.
На основании изложенного просит суд обязать администрацию муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края в срок до 31.03.2021 года, принять меры по оформлению документов на объекты культурного наследия «Памятник воинам односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» (с. Новая Деревня), а также «Памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» (х. Прогресс), для постановки на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю как бесхозяйного недвижимого имущества. Обязать администрацию муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края в срок до 31.03.2021 года оформить охранные обязательства на объекты культурного наследия «Памятник воинам односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» (с. Новая Деревня), а также «Памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» (х. Прогресс), расположенных на территории муниципального образования.
В судебном заседании помощник прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Исламов Э.И. административные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представители административного ответчика Администрации муниципального образования Новодеревенский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Министерства культуры Ставропольского края, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, направив отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что в соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 22.01.2015 года №28 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае», полномочия министерства по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, переданы Управлению Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия. Учитывая, что вопросы государственной охраны объектов культурного наследия не относятся к компетенции министерства, считают целесообразным привлечь Управление по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия в качестве 3 лица при рассмотрении гражданского дела по заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства и вынести решение в соответствии с действующим законодательством. С учетом ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 ст. 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор праве обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу требований пункта 13 части 1 статьи 14, пункта 9 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко- культурного значения.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (с изм. от 19.07.2018) именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
При этом, статьей 6 указанного Закона РФ установлено, что в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.
В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, расположенных на территории муниципального образования, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
При этом, сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной войны обеспечиваются выделением средств из федерального бюджета на памятники федерального значения, бюджетов субъектов Российской Федерации - на памятники регионального значения и местных бюджетов - на памятники местного (муниципального) значения, а также пожертвованиями физических и юридических лиц.
В силу требований статьи 10 Федерального закона № 73-Ф3, меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы.
Согласно статье 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 указанного Федерального закона под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно- исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Подпункты 2, 3 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность данного объекта и являются ограничениями (обременениями) права пользования данным объектом.
В соответствии с пунктом 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 N 865 (ред. от 29.12.1989, с изм. от 25.06.2002) порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.
Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.
При этом, мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, предусмотренные охранно - арендными договорами, охранными Договорами и охранными обязательствами, осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников.
В соответствии со статьей 47.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности указанных объектов, включенным в реестр, устанавливаются ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, а также заключаются охранные обязательства собственника или иного законного владельца в соответствии со статьей 47.6 Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (ч. 2 ст. 130 ГК РФ).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Судом установлено, что прокуратурой Кочубеевского района на основании решения коллегии прокуратуры Ставропольского края от 19.12.2019 года «О состоянии законности при использовании объектов культурного наследия» проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Кочубеевского муниципального района Ставропольского края законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Данной проверкой установлено, что на территории муниципального образования Новодеревенского сельсовета расположено 2 объекта культурного наследия, а именно: «Памятник воинам односельчанам, погибшим в годы Великой отечественной войны» (с. Новая Деревня), а также «Памятник войнам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» (х. Прогресс).
Отнесение объектов культурного наследия, а именно: Памятник воинам односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (с. Новая Деревня), а также Памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (х. Прогресс), расположенных на территории муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района, является основанием для отнесения его к недвижимому имуществу, в том числе и по признаку прочной связи с землей и невозможности его перемещения без соразмерного ущерба назначению, поскольку при перемещении данного объекта в другое место, его историко-культурное значение будет утрачено.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и Регламентируется приказом Министерства экономического развития РФ от Ю.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее — Приказ № 931).
Таким образом, согласно ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о Постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие на объект культурного наследия права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения его сохранности и свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
Согласно представленным отделом культуры администрации Кочубеевского муниципального района сведениям установлено, что на территории муниципального образования Новодеревенского сельсовета расположено 2 объекта культурного наследия, а именно: «Памятник воинам односельчанам, погибшим в годы Великой отечественной войны» (с. Новая Деревня), а также «Памятник войнам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» (х. Прогресс).
Однако, вопреки требованиям федерального законодательства, регулирующего вопросы сохранения объектов культурного наследия, указанные объекты не приняты в муниципальную собственность, не имеют охранной зоны и охранных обязательств.
Так, Памятник воинам односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (с. Новая Деревня), а также Памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (х. Прогресс), по решению Исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 01.10.1981 №702, на балансовой принадлежности совхоза «Родина» и совхоза «Междуреченский» соответственно, которые свою деятельность на территории муниципального образования не осуществляет. Между тем, документы о правообладателе данных объектов культурного наследия отсутствуют, органами местного самоуправления муниципального образования необходимая документация по признанию объектов культурного наследия бесхозяйными и принятии их в муниципальную собственность до настоящего времени не подготовлены.
Не принятие надлежащих мер по оформлению документов о принятии в муниципальную собственность объектов культурного наследия, и занимаемых ими земельных участков (за исключением Памятника воинам односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны) не позволяет при формировании муниципального бюджета поселения предусматривать в их расходной части выделение финансовых средств на их сохранение и реставрацию.
Прокуратурой Кочубеевского района по указанным Выше обстоятельствам главе администрации муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района 19.03.2019 года вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства, которое рассмотрено, однако конкретных мер по признанию объекта культурного наследия бесхозяйным и принятии его в муниципальную собственность до настоящего времени не принято.
Перечисленные нарушения не способствуют обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, которая гарантируется Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», свидетельствует о не соблюдении исторического долга общества и государства заботиться об участниках, о ветеранах и жертвах войны, традиции народов России хранить и беречь память о защитниках Родины, о тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов».
При указанных обстоятельствах, суд, считает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора Кочубеевского района.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. ст. 226-227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края в срок до 31.03.2021 года, принять меры по оформлению документов на объекты культурного наследия «Памятник воинам односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» (с. Новая Деревня), а также «Памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» (х. Прогресс), для постановки на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю как бесхозяйного недвижимого имущества.
Обязать администрацию муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края в срок до 31.03.2021 года оформить охранные обязательства на объекты культурного наследия «Памятник воинам односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» (с. Новая Деревня), а также «Памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» (х. Прогресс), расположенных на территории муниципального образования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Кочубеевского районного суда И.А. Рулев
Мотивированное решение по делу изготовлено 19.05.2020 года.