ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-431/2018 от 11.05.2018 Когалымского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-431/2018 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Когалым 11 мая 2018 года

Судья Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Сокорева А. А.

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Сургутскому району ХМАО-Югры к ФИО2 ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, сборам, пени и штрафам,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Сургутскому району ХМАО-Югры обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, сборам, пени и штрафам в котором просит взыскать с него задолженность по налогу и пени в сумме 154 572 рубля 68 копеек из них: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2016 год в сумме 130 275 рублей60 копеек; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016 год в сумме 24 297 рублей 08 копеек, мотивируя тем, что ФИО1 состоит на учете в ИФНС России по Сургутскому району ХМАО-Югры и является налогоплательщиком, в соответствии с п. 1 ст. 23 налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В адрес налогоплательщика, направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предлагалось исполнить обязанность по уплате налога, пени и штрафа в сумме -154 572 рубля 68 копеек, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2016 год в сумме 130 275 рублей 60 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016 год в сумме 24 297 рублей 08 копеек, до настоящего времени обязательства налогоплательщика исполнены не были. Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1, 07.12.2017 мировой судья судебного участка Когалымского судебного района ХМАО-Югры, вынес судебный приказ о взыскании с ФИО2 ФИО1 налога на доход физических лиц и пени в сумме 154 572 рубля 68 копеек. Определением от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка Когалымского судебного района ХМАО-Югры судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями ответчика.

Стороны представили ходатайства о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

В соответствии с ч.2 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

03 мая 2018 года Когалымский городской суд определил рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик ФИО1 представил возражение на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Сургутскому району ХМАО-Югры отказать, ссылаясь на то, что им все налоги уплачены в полном объеме, он относится к Тюменской межрегиональной коллегии адвокатов с дислокацией в г. Тобольске и ранее состоял на налоговом учете в Тюменской области, все налоги уплачивал по реквизитам, за 2016 год уплачены 24.12.2016 года в УФК по Тюменской области (ГУ отделение Пенсионного фонда по Тюменской области) в сумме 19 356 рублей 48 копеек и 3796 рублей 85 копеек, за 2017 год уплатил 30.03.2017 года. О том, что дело передано в Ханты-Мансийский автономный округ–Югру он не знал.

Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно пункту 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (до внесения изменения в данную норму Федеральным законом от 04 марта 2013 года N 20-ФЗ - 1500 руб.), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 названной статьи.

В силу пункта 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей (до внесения изменения в данную норму Федеральным законом от 04 марта 2013 года N 20-ФЗ - 1500 руб.), налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (до внесения изменения в данную норму Федеральным законом от 04 марта 2013 года N 20-ФЗ - 1500 руб.).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей (до внесения изменения в данную норму Федеральным законом от 04 марта 2013 года N 20-ФЗ - 1500 руб.), налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пунктом 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Так, в силу ст. 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 названного Кодекса.

Также из пункта 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно пункту 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 указанной статьи).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 названной статьи.

Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243- ФЗ « О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01 января 2017г., а также страховых взносов, пеней и штрафов доначисленных органами Пенсионного фонда РФ, органами фонда социального страхования РФ по результатам контрольных мероприятий проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ.

Из материалов дела следует, что ИФНС России по Сургутскому району ХМАО-Югры направила ФИО1 требования и об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму 154572 рубля 68 копеек, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Данные требования направлены ФИО1 почтовыми отправлениями по адресу: г. <адрес>.

В связи с чем, в суд с заявлением о взыскании недоимки инспекция должна была обратиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Однако из материалов дела следует, что ИФНС России по Сургутскому району ХМАО-Югры обратилась к мировому судье судебного участка Когалымского судебного района ХМАО-Югры с заявлением о вынесении в отношении ФИО1 судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ (штамп на почтовом конверте, почтовый идентификатор ). При этом доказательств наличия уважительных причин пропуска названного срока административным истцом не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Когалымского судебного района ХМАО-Югры был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам за 2016 год в размере 130 275 рублей 60 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016 год в размере 24 211 рублей 25 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016 год в размере 85 рублей 83 копейки и государственной пошлины в сумме 2 145 рублей 73 копейки.

Определением мирового судьи судебного участка Когалымского судебного района ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ, в связи с поступившими возражениями, был отменен.

Таким образом, учитывая, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Кроме того, согласно письму ИФНС России по Сургутскому району ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ дсп ФИО1 состоял на налоговом учете в Инспекции с 2009 года по 2013 год. С 2013 года по настоящее время ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес>.

Довод ФИО1 о том, что ему не было известно, что дело передано в Ханты-Мансийский автономный округ–Югру, судья находит не состоятельным, поскольку согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 83 НК РФ постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

При этом постановка на учет адвоката согласно абзацу второму пункта 6 статьи 83 НК РФ осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 85 НК РФ.

В соответствии с Порядком изменения адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации и урегулирования некоторых вопросов реализации адвокатом права на осуществление адвокатской деятельности на территории Российской Федерации, утвержденного решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 02.04.2010 года, адвокат, изменивший место постоянного проживания и осуществивший новую регистрацию по месту жительства в избранном субъекте Российской Федерации, обязан изменить членство в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации (где он ранее проживал) на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации (где вновь зарегистрирован по месту жительства), а также встать на учет в налоговом органе по новому месту жительства, о чем представить подтверждающие документы в совет адвокатской палаты.

ФИО2 ФИО1 является адвокатом, внесен в реестр адвокатов Тюменской области, регистрационный , дата выдачи удостоверения ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из копии паспорта на имя ФИО2 ФИО1, он зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 293-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Сургутскому району ХМАО-Югры к ФИО2 ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, сборам, пени и штрафам, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения его копии лицами, участвующими в деле, путем подачи жалобы через Когалымский городской суд ХМАО-Югры.

Судья: (подпись) А. А. Сокорева

Копия верна А. А. Сокорева

Подлинный документ подшит в административном деле № 2а-431/2018 Когалымского городского суда ХМАО-Югры