ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-431/2022 от 12.07.2022 Прионежского районного суда (Республика Карелия)

дело № 2а-431/2022

10RS0013-01-2022-000641-49

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2022 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при секретаре Чупуковой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ворогушиной С.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

Ворогушина С.А. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) от хх.хх.хх г. ей отказано в предоставлении в общую долевую собственность многодетной семьи земельного участка с кадастровым в связи с частичным его расположением в береговой полосе р.Шуя. Считая отказ ответчика незаконным, отмечая, что материалы по обоснованию генерального плана и Правил землепользования и застройки в виде карт отображают, а не устанавливают зоны с особыми условиями использования территорий, в связи с чем, наличие в Правилах землепользования и застройки Шуйского сельского поселения границ береговой полосы является ее примерным отображением, а вывод ответчика о частичном расположении земельного участка в береговой полосе реки является необоснованным, истец просит признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленное письмом от хх.хх.хх г., обязать ответчика повторно рассмотреть ее заявление от хх.хх.хх г. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Прионежского муниципального района, Шананин П.В., Поликарпова Е.С., действующие в своих интересах в интересах несовершеннолетних детей ФИО11, ФИО9, ФИО10

В судебном заседании истец не участвовала, ее представитель Калинин В.С. требования поддержал.

Представитель заинтересованных лиц Шананина П.В., Поликарповой Е.С., Ермолинская Т.В. с иском не согласилась.

Суд, заслушав представителей, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Установлено, что хх.хх.хх г. Ворогушина С.А. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым .

Письмом от хх.хх.хх г. истцу отказано в удовлетворении заявления, поскольку испрашиваемый земельный участок частично расположен в пределах береговой полосы водного объекта - реки Шуя.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. № 1980, Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 02 ноября 2017 г. № 390-П Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с п.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В Республике Карелия случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов определяет Закон Республики Карелия от 06 марта 2017 г. № 2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия».

В соответствии со ст.4 Закона Республики Карелия от 06 марта 2017 г. № 2101-ЗРК земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи, в уполномоченный орган. Заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок (с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной в соответствии с федеральным законодательством). Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории.

В силу п.п.19 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

В обоснование отказа в предоставлении земельного участка в собственность Министерством указано со ссылками на карту градостроительного зонирования территории д.Бесовец, входящей в состав п.Шуя, Правил землепользования и застройки Шуйского сельского поселения, на его частичное расположение в пределах береговой полосы реки Шуя.

Согласно подпункту 3 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

В силу п. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

На основании п.12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Исходя из п.6 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

Порядок определения береговой линии (границы водного объекта) описан в части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.4 ст.5 Водного кодекса Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.

В ч. 4.1 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

В Правилах землепользования и застройки Шуйского сельского поселения, утвержденных решением XXXIII сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района от 10.05.2017 №5, отображена береговая линия реки Шуя, вместе с этим береговая линия (граница водного объекта) и границы водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы реки не установлены в определенном порядке и не внесены в Единый государственной реестр недвижимости.

Таким образом, отображение береговой полосы в отсутствие определения местоположения береговой полосы в соответствии с действующим законодательством, в отсутствие сведений Единого государственного реестра недвижимости о координатах характерных точек земельного участка, занятой береговой полосой, не свидетельствует о ее фактическом нахождении в границах испрашиваемого земельного участка.

Вместе с этим, судом установлено, что сведения о земельном участке с кадастровым исключены из Единого государственного реестра недвижимости хх.хх.хх г. по заявлению Министерства в связи с обращением Шананина П.В.

Распоряжением Министерства от хх.хх.хх г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом площадью 1036 кв.м, местоположение- ....

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г. земельный участок с кадастровым , образованный на основании утвержденной схемы, предоставлен в общую долевую собственность Шананину П.В., Поликарповой Е.С., ФИО11, ФИО9, ФИО10 по 1/5 доле каждому.

По мнению истца, земельный участок с кадастровым номером 10:20:0010907:194 практически совпадает с месторасположением земельного участка с кадастровым

В соответствии с ч.1 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч.1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (п. 3 ч.2 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч.1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев прямо определенных в законе.

Истцом заявлено требование о признании незаконным отказа Министерства и обязании повторно рассмотреть ее заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым в собственность. Между тем, на момент обращения в суд земельный участок с кадастровым прекратил свое существование как объект права. Учитывая, что сведения о земельном участке с кадастровым исключены из Единого государственного реестра недвижимости, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований и применения избранного истцом способа защиты прав не имеется, поскольку принятие решения по такому делу не позволяет восстановить нарушенные права с учетом правовой позиции сформулированной в абзаце первом пункта 56 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» и не изменяет сложившуюся правовую ситуацию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Ворогушиной С.А, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Панасенко Н.В.

мотивированное решение изготовлено 26 июля 2022 г.