ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-431/2023 от 19.09.2023 Новоселицкого районного суда (Ставропольский край)

Дело №2а-431/2023г.

УИД26RS0027-01-2023-000571-06

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 сентября 2023 года с.Новоселицкое

Новоселицкий районный суда Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Живницкой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Волковой О.Н.,

с участием административного истца – старшего помощника прокурора Новоселицкого района Клименко И.А.,

представителя административного ответчика - администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края Ткаченко А.С. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новоселицкого районного суда административное дело по административному иску прокурора Новоселицкого района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации муниципального округа, выразившегося в непринятии мер, направленных на организацию транспортного обслуживания населения между пос.Артезианский, с.Долиновка, хут.Жуковский, с.Журавское, с.Китаевское, пос. Новый Маяк, с.Падинское, с.Чернолесское, пос.Щелкан и районным центром Новоселицкого района Ставропольского края с селом Новоселицким по регулярным муниципальным маршрутам (в порядке ст. 39 КАС РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новоселицкого района обратился в суд с иском к администрации Новосоелицкого муниципального округа Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации муниципального округа, выразившегося в непринятии мер, направленных на организацию транспортного обслуживания населения между пос.Артезианский, с.Долиновка, хут.Жуковский, с.Журавское, с.Китаевское, пос. Новый Маяк, с.Падинское, с.Чернолесское, пос.Щелкан и районным центром Новоселицкого района Ставропольского края с селом Новоселицким по регулярным муниципальным маршрутам, обязав администрацию муниципального округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать транспортное обслуживание населения между пос.Артезианский, с.Долиновка, хут. Жуковский, с.Журавское, с.Китаевское, пос. Новый Маяк, с.Падинское, с.Чернолесское, пос.Щелкан и районным центром Новоселицкого района Ставропольского края с селом Новоселицким по регулярным муниципальным маршрутам.

В обоснование исковых требований указано:

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об организации пассажирских перевозок, в результате которой установлено, что органами местного самоуправления полномочия по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между населенными пунктами в границах Новоселицкого муниципального округа реализуется ненадлежащим образом.

В ходе проведенной проверки прокуратурой Новоселицкого района установлено, что регулярного транспортного сообщения с административным центром муниципального округа не имеют 9 населенных пунктов: пос. Артезианский, с. Долиновка, х. Жуковский, с. Журавское, с. Китаевское, пос. Новый Маяк, с. Падинское, с. Чернолесское, пос. Щелкан. Пассажирские перевозки на территории Новоселицкого муниципального округа осуществляются только по межмуниципальным и межрегиональным маршрутам.

Возможность приобрести билеты на «проходящие» рейсовые транспортные средства у населения района нет, водители принимают решения о перевозке пассажиров из названных населенных пунктов, руководствуясь своим внутренним убеждением, загруженностью автотранспорта, отставанием от графика следования и иными факторами.

Маршруты регулярных перевозок администрацией Новоселицкого муниципального округа не разработаны. Так, постановлением администрации Новоселицкого муниципального округа от 16.05.2023 № 307 утвержден реестр маршрутов на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Новоселицкого муниципального округа, согласно которому маршруты осуществления регулярных перевозок отсутствуют.

Кроме того, последний конкурс на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок проводился администрацией Новоселицкого муниципального округа с 28.04.2021 по 28.05.2021 на основании постановления администрации Новоселицкого муниципального округа от 23.04.2023 № 302.

Таким образом, реальные меры, направленные на организацию регулярных перевозок, администрацией Новоселицкого муниципального округа не принимались с апреля 2021 года.

В этой связи 31.05.2023 прокуратурой района главе администрации Новоселицкого муниципального округа внесено представление об устранении нарушений закона.

Согласно ответу администрации Новоселицкого муниципального округа от 04.07.2023 фактически нарушения не устранены, перевозка населения из сельских населенных пунктов до районного центра администрацией Новоселицкого муниципального округа не организована.

Таким образом администрацией Новоселицкого муниципального не организовано транспортное обслуживание населения в границах муниципального округа, что создает препятствия для неопределенного круга лиц в доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового и иного назначения на территории Новоселицкого муниципального округа.

В судебном заседании административный истец старший помощник прокурора Новоселицкого района Клименко И.А. просил удовлетворить административные исковые требования прокурора Новоселицкого района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации муниципального округа, выразившегося в непринятии мер, направленных на организацию транспортного обслуживания населения между пос.Артезианский, с.Долиновка, хут.Жуковский, с.Журавское, с.Китаевское, пос. Новый Маяк, с.Падинское, с.Чернолесское, пос.Щелкан и районным центром Новоселицкого района Ставропольского края с селом Новоселицким по регулярным муниципальным маршрутам, обязав администрацию муниципального округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать транспортное обслуживание населения между пос.Артезианский, с.Долиновка, хут. Жуковский, с.Журавское, с.Китаевское, пос. Новый Маяк, с.Падинское, с.Чернолесское, пос.Щелкан и районным центром Новоселицкого района Ставропольского края с селом Новоселицким по регулярным муниципальным маршрутам.

Представитель административного ответчика – администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края Ткаченко А.А. по доверенности, чьи полномочия проверены судом, в судебном заседании административные исковые требования прокурора признал, не возражал против их удовлетворения. Администрацией округа будут приняты все меры, направленные на организацию транспортного обслуживания населения в округе.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования прокурора Новоселицкого района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации муниципального округа, выразившегося в непринятии мер, направленных на организацию транспортного обслуживания населения между пос.Артезианский, с.Долиновка, хут.Жуковский, с.Журавское, с.Китаевское, пос. Новый Маяк, с.Падинское, с.Чернолесское, пос.Щелкан и районным центром Новоселицкого района Ставропольского края с селом Новоселицким по регулярным муниципальным маршрутам, обязав администрацию муниципального округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать транспортное обслуживание населения между пос.Артезианский, с.Долиновка, хут.Жуковский, с.Журавское, с.Китаевское, пос. Новый Маяк, с.Падинское, с.Чернолесское, пос.Щелкан и районным центром Новоселицкого района Ставропольского края с селом Новоселицким по регулярным муниципальным маршрутам (в порядке ст. 39 КАС РФ), подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям:

В соответствии с и. 7 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа.

Аналогичная норма закреплена в Уставе Новоселицкого муниципального округа, принятого решением Совета Новоселицкого муниципального округа от 12.11.2020 № 31 (и. 8 ч. 1 ст. 19 Устава).

Администрация Новоселицкого муниципального округа под руководством главы муниципального округа создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах муниципального округа (п.9 ч.1 ст. 33 Устава)

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 220-ФЗ) муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.

В силу ст. 14 Закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством: заключения уполномоченным органом исполнительной власти местного самоуправления либо иным муниципальным заказчиком муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона, а также заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предусматривающих использование транспортных средств городского наземного электрического транспорта (трамваев, троллейбусов), автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батареи, заряжаемой от внешнего источника (электробусов), для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа и эксплуатацию объектов, технологически обеспечивающих их движение, - в случае, если это предусмотрено документом планирования регулярных перевозок или региональным комплексным планом транспортного обслуживания населения.

В соответствии со ст. 17 Закона № 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти местного самоуправления вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Согласно ст. 19 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В ходе проведенной проверки прокуратурой Новоселицкого района установлено, что регулярного транспортного сообщения с административным центром муниципального округа не имеют 9 населенных пунктов: пос. Артезианский, с. Долиновка, х. Жуковский, с. Журавское, с. Китаевское, пос. Новый Маяк, с. Падинское, с. Чернолесское, пос. Щелкан. Пассажирские перевозки на территории Новоселицкого муниципального округа осуществляются только по межмуниципальным и межрегиональным маршрутам.

Возможность приобрести билеты на «проходящие» рейсовые транспортные средства у населения района нет, водители принимают решения о перевозке пассажиров из названных населенных пунктов, руководствуясь своим внутренним убеждением, загруженностью автотранспорта, отставанием от графика следования и иными факторами.

Маршруты регулярных перевозок администрацией Новоселицкого муниципального округа не разработаны. Так, постановлением администрации Новоселицкого муниципального округа от 16.05.2023 № 307 утвержден реестр маршрутов на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Новоселицкого муниципального округа, согласно которому маршруты осуществления регулярных перевозок отсутствуют.

Кроме того, последний конкурс на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок проводился администрацией Новоселицкого муниципального округа с 28.04.2021 по 28.05.2021 на основании постановления администрации Новоселицкого муниципального округа от 23.04.2023 № 302.

Таким образом; реальные меры, направленные на организацию регулярных перевозок, администрацией Новоселицкого муниципального округа не принимались с апреля 2021 года.

В этой связи 31.05.2023 прокуратурой района главе администрации Новоселицкого муниципального округа внесено представление об устранении нарушений закона.

Согласно ответу администрации Новоселицкого муниципального округа от 04.07.2023 фактически нарушения не устранены, перевозка населения из сельских населенных пунктов до районного центра администрацией Новоселицкого муниципального округа не организована.

Таким образом администрацией Новоселицкого муниципального не организовано транспортное обслуживание населения в границах муниципального округа, что создает препятствия для неопределенного круга лиц в доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового и иного назначения на территории Новоселицкого муниципального округа.

Из положений п.п. 1 и 2 ст. 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, ч. 1 и 3 ст. 7 Закона № 131-ФЗ следует, что Администрации, осуществляя бюджетные расходы по содержанию находящихся в её ведении дорог, вправе самостоятельно регулировать вопросы транспортного обслуживания населения, в том числе передавать перевозчикам на обслуживание муниципальную маршрутную сеть (маршруты пассажирского транспорта) на конкурсной основе, устанавливать порядок распределения маршрутов пассажирского транспорта, определять условия проводимого конкурса в целях обеспечения бесперебойного и безопасного процесса транспортного обслуживания населения. Решение упомянутых вопросов одновременно отнесено и к полномочиям, и к обязанностям Администрации согласно положениям Конституции Российской Федерации, ч. 1 и 3 ст. 7, пп. 1 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ, абз. 7 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Согласно пп. ч.2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных норм действующего законодательства, суд полагает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора района а администрации Новоселицкого муниципального округа.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии п.п. 9,19 ч.1 ст. 333.36 НК, прокурор Новоселицкого района, администрация Новоселицкого муниципального округа от уплаты государственной пошлины освобождены, в связи с чем, госпошлина взысканию не подлежит.

С учетом изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Новоселицкого района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации муниципального округа, выразившегося в непринятии мер, направленных на организацию транспортного обслуживания населения между пос.Артезианский, с.Долиновка, хут.Жуковский, с.Журавское, с.Китаевское, пос. Новый Маяк, с.Падинское, с.Чернолесское, пос.Щелкан и районным центром Новоселицкого района Ставропольского края с селом Новоселицким по регулярным муниципальным маршрутам, (в порядке ст. 39 КАС РФ) – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Новоселицкого муниципального округа, выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию транспортного обслуживания населения между пос.Артезианский, с.Долиновка, хут. Жуковский, с.Журавское, с. Китаевское, пос. Новый Маяк, с.Падинское, с.Чернолесское, пос.Щелкан и районным центром Новоселицкого района Ставропольского края с селом Новоселицким по регулярным муниципальным маршрутам.

Обязать администрацию муниципального округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать транспортное обслуживание населения между пос.Артезианский, с.Долиновка, хут.Жуковский, с.Журавское, с.Китаевское, пос. Новый Маяк, с.Падинское, с.Чернолесское, пос.Щелкан и районным центром Новоселицкого района Ставропольского края с селом Новоселицким по регулярным муниципальным маршрутам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 20.09.2023 года.

Судья Н.Н. Живницкая