Дело № 2а-4321/2021
25RS0029-01-2021-007951-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Уссурийск 30 сентября 2021 г.
Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Лысенко Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Барановой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Микрорайон Радужный» Уссурийской городской прокуратуре, прокуратуре Приморского края о признании незаконным представления Уссурийского городского прокурора № XXXX от ДД.ММ.ГГ,
выслушав:
- представителя административного истца Сосаев С.Ю.,
- представителя административных ответчиков Молонову А.Я.
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился к административному ответчику с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГ им получено представление Уссурийского городского прокурора № XXXX от ДД.ММ.ГГ с указанием неправомерности начисления платы за отопление мест общего пользования многоквартирного жилого дома по XXXX. Вывод прокуратуры основан на том, что поскольку МКД по XXXX, в г. Уссурийске не присоединен к централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовых инженерных сетей отопления в многоквартирном доме не имеется, тепловая энергия не подается потребителям по централизованным сетям теплоснабжения, то в данном доме такая коммунальная услуга предоставляться не может. Однако данный вывод прокуратуры не основан на законе. Так в вышеуказанном многоквартирном доме теплоснабжение квартир и горячее водоснабжение осуществляется от индивидуальных теплогенераторов, работающих на газе, установленных на кухне каждой квартиры, а для отопления лестничных клеток используются электрические конвекторы. В этих целях административным истцом с ПАО «ДЭК» заключен договор XXXX от ДД.ММ.ГГ по приобретению коммунального ресурса в виде электрической энергии. Таким образом, общество как управляющая организация и исполнитель коммунальной услуги, заключило с ресурсоснабжающей организацией договор о приобретении коммунального ресурса в виде электрической энергии для предоставления коммунальной услуги по отоплению лестничных клеток. ООО «Микрорайон Радужный» в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и поддержания в местах общего пользования надлежащей температуры воздуха осуществляло самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению с применением оборудования (электрических конвекторов), входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, плата за коммунальную услугу «отопление» в период с ноября 2020 по январь 2021 года правомерно исчислялась в соответствии с формулой XXXX приложения XXXX к Правилам XXXX. Доказательств неверного расчета прокуратурой не представлено. На основании изложенного административный истец просит признать представление Уссурийского городского прокурора № XXXX от ДД.ММ.ГГ незаконным.
Представитель административного Сосаев С.Ю. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель административных ответчиков Молонова А.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований и просила в их удовлетворении отказать, так как предоставление коммунальной услуги по отоплению исключительно в помещения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, действующим законодательством не предусмотрено. Оспариваемое представление об устранении нарушений закона является актом прокурорского реагирования, внесено прокурором в рамках реализации представленных законом полномочий. Кроме того, оспариваемое представление истцом рассмотрено и удовлетворено, жильцам произведен перерасчет.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы, оценив доказательства, полагает следующее.
Как установлено частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Во исполнение требований части 3 статьи 39 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491).
В силу пункта 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Пунктом 11 Правил № 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях.
Согласно СанПиП 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (приложение N 2) температура воздуха в вестибюле и лестничных клетках жилых зданий должна быть в следующих значениях: 14-20°С (допустимая), 16-18°С (оптимальная).
В пункте 4.8.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, также установлено, что помещение лестничных клеток должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16°С.
Как установлено в ходе судебного заседания ООО «Микрорайон Радужный» является управляющей организацией многоквартирного жилого дома XXXX в г. Уссурийске, соответственно обязано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в указанном многоквартирном доме.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 4 Правил № 354 одним из видов коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, является отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к названным Правилам.
Пунктом 5 Правил № 354 определено, что если при отсутствии централизованного теплоснабжения производство и предоставление исполнителем коммунальной услуги по отоплению осуществляются с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода и (или) дата начала и (или) окончания отопительного периода устанавливаются решением собственников помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов.
Согласно п. 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Аналогичные положения содержатся в пункте 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, согласно которым исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации в целях оказания потребителям коммунальной услуги, в том числе по отоплению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованного теплоснабжения, заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.
В соответствии с пунктами 40 и 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к названным Правилам.
Как следует из пояснения сторон теплоснабжение квартир и горячее водоснабжение осуществляется от индивидуальных теплогенераторов, работающих на газе, которые установлены на кухне каждой квартиры. В качестве нагревательных приборов приняты алюминиевые радиаторы. Для отопления лестничных клеток используются электрические конвекторы.
Таким образом, внутридомовой инженерной системой отопления мест общего пользования (лестничных клеток) являются электрические конвекторы.
Коммунальный ресурс в виде электрической энергии в целях, в том числе обеспечения работы электрических конвекторов в лестничных клетках, поставляется на основании заключенного между ООО «Микрорайон Радужный» и ПАО «ДЭК» договора № 7641 от 01.11.2016.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, административный истец в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и поддержания в местах общего пользования надлежащей температуры осуществляет самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению с применением оборудования (электрических конвекторов), входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем плата за коммунальную услугу "отопление" в рассматриваемом случае должна исчисляться в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к Правилам N 354.
Таким образом, вывод Уссурийского городского прокурора, содержащийся в представлении о том, что предоставление коммунальной услуги по топлению исключительно в помещения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, действующим законодательством не предусмотрено, основан на неверном толковании вышеуказанных норм права, поскольку действующим законодательством на управляющую организацию возложена обязанность по управлению многоквартирным домом таким образом, чтобы обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и путем самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Также представление не содержит сведений о том, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению мест общего пользования спорного многоквартирного дома (лестничных клеток), в том числе объем использованного коммунального ресурса (электрической энергии), определены административным истцом с нарушением порядка (не верно произведен расчет). В судебном заседании суду также не представлено тому надлежащих доказательств, отвечающих требованиям статей 59 - 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, учитывая, что административный истец как управляющая организация вправе самостоятельно производить коммунальную услугу по отоплению мест общего пользования, оспариваемое представление является незаконным, нарушающим права административного истца на осуществление своей деятельности по надлежащему содержанию общего имущества.
На основании изложенного и руководствуясь 175-189, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным представление Уссурийского городского прокурора № XXXX от ДД.ММ.ГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Уссурийский районный суд.
Председательствующий Е.Н. Лысенко
Мотивированное решение изготовлено 14.10.2021.