ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4328/17 от 28.12.2017 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-4328/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 декабря 2017 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Ильиной Ю.В.,

при секретаре Беленинове М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сухининой Татьяны Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле Алтайского края, Межрайонной ИНФС России №15 по Алтайскому краю о признании задолженности по уплате страховых взносов и пени безнадежной к взысканию, обязанности по их уплате прекращенной,

У С Т А Н О В И Л:

Сухинина Т.Н. обратилась в суд с уточненным административным исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле Алтайского края, Межрайонной ИНФС России №15 по Алтайскому краю о признании задолженности по уплате страховых взносов и пени безнадежной к взысканию, обязанности по их уплате прекращенной.

В обоснование заявленных требований указано, что Межрайонная ИФНС России №15 по Алтайскому краю выдала Акт совместной сверки о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам по состоянию на 30 марта 2017г. за № 1499 ( далее - Акт сверки от 30.03.2017г. №1499) в отношении Сухининой Т.Н., согласно которой за плательщиком страховых взносов числится задолженность :

1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 1.01.2013г.

• Налог-38 287, 92 руб.

• Пени-20 433,81руб.

2. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 1.01.2017г.

• Налог- 10 662,64 руб.

• Пени-5 062,14 руб.

3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии

• Налог - 34 484, 89 руб.

• Пени- 12 356,45 руб.

4. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 1.01.2010

• Налог-10 958 руб.

• Пени - 2 835,94 руб.

5. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 1.01.2010

• Налог-130 руб.

• Пени - 33,64 руб.

Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 27.05.2016, оставленным в силе Апелляционным определением Алтайского краевого суда от 02.08.2016г. отказано во взыскании с Сухининой Т.Н. страховых взносов и пени за 2011 год.

Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 11.07.2016, оставленным в силе Апелляционным определением Алтайского краевого суда 18.10.2016г. отказано во взыскании с Сухининой Т.Н. страховых взносов и пени за 2012 год.

Основанием в отказе обоих исков за 2011-2012 годы явилось пропуск ПФР срока на обращение в суд за взысканием задолженности.

Размер фиксированных страховых взносов определен в статье 12 Закона №212-ФЗ как твердая денежная сумма, которая математически рассчитывается исходя из календарного периода нахождения в статусе ИП.

Сухинина Т.Н. являлась индивидуальным предпринимателем с 1 февраля 2005 года по 11 февраля 2014 года, что подтверждается выпиской из ЕГРИП. Задолженность по страховым взносам образовалась за период нахождения в статусе Индивидуального предпринимателя за периоды 2009 - 2014 годов.

В настоящее время ни Пенсионный фонд, ни налоговый орган самостоятельно не инициируют соответствующие судебные разбирательства по взысканию задолженности за иные периоды 2009, 2010,2013, 2014 годов ( кроме 2011-2012 года), указанные в лицевом счете плательщика Сухининой Т.Н.

Для списания задолженности необходимо принятие судебного акта, в соответствии с которым государственный орган утрачивает возможность взыскания задолженности.

Такой судебный акт после вступления его в законную силу является основанием для исключения налоговым органом соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, на основе данных которого производится сверка расчетов с бюджетом.

Согласно п. 1-2 статья 23 «Списание безнадежных долгов по страховым взносам» Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Согласно пп.«г» п.1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 820 (ред. от 17.05.2014) "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды задолженности по начисленным пеням и штрафам признаются безнадежными ко взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов (далее - недоимка), и задолженность по начисленным пени и штрафам (далее - задолженность) в следующих случаях:

г) принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам (пп. "г" введен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2013 N 431)

Согласно п.3 статьи 19 Федерального закона от 3.07.2016г. №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам осуществляется органами Пенсионного Фонда РФ по основаниям, возникшим до 01 января 2017г. и установленным статьей 23 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, а также в случае утраты на 1 января 2017г. возможности взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, с 1.01.2017г. органы Пенсионного Фонда РФ продолжают исполнять полномочия по списанию безнадежных страховых взносов, образованных до 1.01.2017г.

В то же время, взыскание долгов по страховым взносам с 1.01.2017 осуществляет налоговый орган на основании Федеральных законов от 3.07.2016 №250-ФЗ, от 3.07.2016г. №243-Ф3.

Пенсионный Фонд пропустил срок на обращение в суд за взыскание задолженности за периоды 2009-2014 годы.

Согласно п.2. ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Согласно п. 8. ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности включительно, (часть 8 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)

В силу п.2 ст.22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

В силу п.5 ст.22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования.

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

В соответствии с п.2 ст.21 Закона N 212-ФЗ Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Согласно позиции ВАС РФ, выраженной в пункте 6 Информационного письма от 17 марта 2003 г. N 71 Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ: Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Согласно п.60 Пленума ВАС РФ №57 от 30.07.2013г. «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ» при этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска сроков необходимость согласования с вышестоящим органом вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления»

Согласно п.31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 НК РФ» ( далее - Постановление ВАС РФ №57) несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных п.2 ст.88, п.6 ст.89, п. 1,5 ст.100, статьёй 70 НК РФ не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Как указано в Апелляционных определениях Алтайского краевого суда от 02.08.2016г., от 18.10.2016г. в отношении Сухининой Т.Н., предельный срок для обращения в суд по взысканию за полные расчетные календарные 2009 -2013 годы определяется как :

1 апреля + 6 дней + 10 дней + 6 месяцев года, следующего за расчетным годом

За неполный 2014 год (до даты прекращения статуса ИП - 14 февраля 2014) на основании п. 8. ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предельный срок для обращения в суд по взысканию определяется как :

14 февраля 2014 года + 15 дней + 3 месяца + 6 дней + 10 дней + 6 месяцев текущего 2014 года.

Таким образом, в настоящее время на сентябрь 2017 года сроки на судебное взыскание задолженности за 2009-2014 годы истекли.

Пенсионный Фонд и налоговый орган утратили возможность принудительного взыскания задолженности, указанной в Акте сверки от 30.03.2017г. №1499, таким образом, задолженность, отраженная в Акте сверки является безнадежной по причинам юридического характера.

Что касается пени, то они могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

Таким образом, пени, начисленные по состоянию на 30.03.2017г. и отраженные в Акте сверки №1499 и пени, начисленные за период с 30.03.2017г. на дату принятия судебного акта по настоящему иску также будут являться безнадежными.

Статья 23 «Списание безнадежных долгов по страховым взносам» Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ аналогична содержанию статьи 59 НК РФ.

Статья 59 НК РФ устанавливает порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания. В статье указано, что органами, в компетенцию которых входит принятие решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списанию, являются налоговые органы при наличии принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган, утрачивает возможность взыскания, в том числе вынесении им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В силу пункта 9 Постановления ВАС РФ №57 от 30.07.2013г. согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

При толковании пп.4 п.1 ст.59 НК РФ необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

В настоящее время ни Пенсионный фонд, ни налоговый орган самостоятельно не инициируют соответствующие судебные разбирательства по взысканию задолженности кроме 2011-2012 года), указанной в лицевом счете в Акте сверки, поэтому Истец вправе сам инициировать судебное разбирательство посредством подачи настоящего искового заявления, неимущественного характера, на основании вышеизложенного, Сухинина Т.Н. просила суд признать суммы задолженности по страховым взносам и пени, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, отраженных в Акте совместной сверки о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам по состоянию на 30.03.2017г. №1499 Межрайонной ИНФС России №15 по Алтайскому краю.

Ответчик - УПФР в г.Барнауле представило письменный отзыв, в котором с иском не согласилось, указав, что в соответствии со статьями 6, 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями и обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

С 1 января 2010 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» (далее 212-ФЗ).

Обязанность по уплате страховых взносов не ставится Федеральным законом N 212-ФЗ в зависимость от ведения финансово-хозяйственной деятельности и получения предпринимателем дохода от предпринимательской деятельности, что подтверждается неоднократными разъяснениями Конституционного суда РФ (Определения от 22.03.2012г. №621-0-0, № 405-О-О, от 15 июля 2010г. N 1009-О-О, от 23 сентября 2010г. N 1189-0-0).

Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212 - ФЗ (в редакции до 01.01.2013г.) индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, с 01.01.2013 года - в фиксированном размере, с 01.01.2014г. - в фиксированном размере в зависимости от дохода.

В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты прекращения их деятельности (ст. 16 Федерального Закона № 212-ФЗ).

В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки, плательщик страховых взносов должен выплатить пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за днем уплаты сумм.

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за все периоды деятельности Сухининой Т.Н. в статусе индивидуального предпринимателя в добровольном порядке - не производилась.

По состоянию на 12.12.2017г. задолженность по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС составляет 61155 руб. 64 коп., в том числе:

- 55834 руб. 89 коп. - задолженность по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии;

- 130 руб. 00 коп. - задолженность по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии;

- 4151 руб. 55 коп. - задолженность по страховым взносам в ФФОМС;

- 1039 руб. 20 коп. - задолженность по страховым взносам в ТФОМС.

По состоянию на 12.12.2016 задолженность по суммам начисленных пени составляет 22597,75 руб., в том числе:

- 20382,32 руб. - пени на задолженность по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии;

- 29,84 руб. - пени на задолженность по накопительной части трудовой пенсии;

- 1533,41 руб. - пени на задолженность по страховым взносам в ФФОМС; 652,18 руб. - пени на задолженность по страховым взносам в ТФОМС.

Взыскание задолженности проведено Управлением в соответствии с нормами Федерального закона № 212 - ФЗ: в адрес плательщика за каждый расчетный период были направлены требования об уплате задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов; в связи с отсутствием уплаты по требованиям, взыскание задолженности производилось: за 2006-2009 годы путем направления постановлений о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за счет имущества должника в службу судебных приставов, на основании ст. 20 Федерального закона № 212 - ФЗ; за 2010-2014 годы - в судебном порядке, на основании ст. 21 Федерального закона № 212 - ФЗ:

- задолженность за 2005-2009 годы: СВ на СЧ - 10958,00 руб.; СВ на НЧ – 130 руб.

- требование за 2010 год - общая сумма 16289,04 руб., в том числе: взносы 12002,76 руб. (СЧ - 10392,00 руб.; ФФОМС - 571,56 руб.; ТФОМС - 1069,20 руб.); пени - 4286,28 руб. (на задолженность по СВ: на СЧ - 3711,07 руб.; в ФФОМС -204,10 руб.; в ТФОМС - 371,11 руб.);

29.11.2014г. вынесен судебный приказ по делу № 2-1331/2014 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2010 г. в размере 16289,04 коп.

09.06.2015г. УПФР в г.Барнауле Алтайского края направило судебный приказ по делу № 2-1331/2014 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2010 г. в размере 16289,04 коп. в ОСП Железнодорожного района г.Барнаула.

18.06.2015г. ОСП Железнодорожного района г.Барнаула выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

05.11.2015г. Мировой судья судебного участка № 3 Железнодорожного района при рассмотрении заявления Сухининой Т.Н. об отмене судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам за 2010г. выносит определение об отмене судебного приказа от 29.11.2014г. № 2-1331/2014.

29.04.2016г. УПФР в г.Барнауле Алтайского края подано административное исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и доначисленной пене.

01.06.2016г. Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края выносит определение о возвращении административного искового заявления.

08.06.2016г. УПФР в г.Барнауле Алтайского края подана частная жалоба на определение Железнодорожного суда г.Барнаула от 01.06.2016 о возврате административного искового заявления по делу № М-1672/2016.

19.07.2016г. Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда выносит определение по делу № 33а-7973/2016 об оставлении без изменения определения судьи Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 01.06.2016г. № М-1672/2016, частной жалобы УПФР в г.Барнауле Алтайского края без удовлетворения.

11.08.2016г. УПФР в г.Барнауле Алтайского края подается Кассационная жалоба на определение судьи Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 01.06.2016 о возврате административного искового заявления, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 19.07.2016г по делу № ЗЗа-7973/2016.

16.08.2016г. Алтайским краевым судом вынесено определение по делу № 4Га-2398/2016 об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

- требование за 2011 год - общая сумма 20290,23 руб., в том числе: взносы 16159,56 руб. (СЧ -13059,60 руб.; ФФОМС - 1610,76 руб.; ТФОМС - 1039,20 руб.); пени - 4130,67 руб. (на задолженность по СВ: на СЧ - 3453,29 руб.; в ФФОМС -411,74 руб.; в ТФОМС - 265,64 руб.). Задолженность взыскана из сумм пенсионных выплат в полном объеме;

29.11.2014г. вынесен судебный приказ по делу № 2-1336/2014 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2011 г. в размере 20290,23 коп.

08.07.2015г. судебный приказ по делу № 2-1336/2014 передан в отдел ПУ и ВСЗЛ, для принятия мер по взысканию задолженности из пенсии должника.

05.11.2015г. Мировой судья судебного участка № 3 Железнодорожного района при рассмотрении заявления Сухининой Т.Н. об отмене судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам за 2011г. выносит определение об отмене судебного приказа от 29.11.2014г. № 2-1336/2014.

29.04.2016г. УПФР в г.Барнауле Алтайского края подано административное исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и доначисленной пене.

27.05.2016г. Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края выносит решение по делу №2а-2298/2016 об отказе в удовлетворении административного искового заявления УПФР в г.Барнауле Алтайского края к Сухининой Т.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам, доначисленной пене.

29.06.2016г. УПФР в г.Барнауле Алтайского края подана Апелляционная жалоба на решение Железнодорожного районного суда Алтайского края по делу № 2а-2298/2016 от 27.05.2016г.

02.08.2016г. Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда выносит апелляционное определение по делу № 33а-8523/2016 об оставлении без изменения решения Железнодорожного районного суда Алтайского края №2а-2228/2016 от 27 мая 2015г.

- требование за 2012 год - общая сумма 19915,11 руб., в том числе: взносы 17208,25 руб. (СЧ - 14386,32 руб.; ФФОМС - 2821,93 руб.); пени - 2706,86 руб. (на задолженность по СВ: на СЧ - 2262,97 руб.; в ФФОМС - 443,89 руб.). Задолженность взыскана из сумм пенсионных выплат в полном объеме;

29.11.2014г. вынесен судебный приказ по делу № 2-1335/2014 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2012 г. в размере 19915,11 коп.

08.07.2015г. судебный приказ по делу № 2-1335/2014 передан в отдел ПУ и ВСЗЛ, для принятия мер по взысканию задолженности из пенсии должника.

05.11.2015г. Мировой судья судебного участка № 3 Железнодорожного района при рассмотрении заявления Сухининой Т.Н. об отмене судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам за 2012г. выносит определение об отмене судебного приказа от 29.11.2014г. № 2-1335/2014.

29.04.2016г. УПФР в г.Барнауле Алтайского края подано административное исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и доначисленной пене.

11.07.2016г. Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края выносит решение по делу №2а-2483/2016 об отказе в удовлетворении административного искового заявления УПФР в г.Барнауле Алтайского края к Сухининой Т.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам, доначисленной пене.

09.08.2016г. УПФР в г.Барнауле Алтайского края подана Апелляционная жалоба на решение Железнодорожного районного суда Алтайского края по делу № 2а-2483/2016 от 11.07.2016г.

18.10.2016г. Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда выносит апелляционное определение по делу № 33а-11455/2016 об оставлении без изменения решения Железнодорожного районного суда г.Барнаула по делу №2а-2483/2016 от 11.07.2016г.

- требование за 2013 год - общая сумма 37783,14 руб., в том числе: взносы 35664,66 руб. (СЧ 32479,20 руб.; ФФОМС - 3185,46 руб.) ; пени - 2118,48 руб. (на задолженность по СВ: на СЧ - 1929,26 руб.; в ФФОМС - 189,22 руб.);

29.11.2014г. вынесен судебный приказ по делу № 2-1333/2014 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2013 г. в размере 37783,14 коп.

09.06.2015г. УПФР в г.Барнауле Алтайского края направило судебный приказ по делу № 2-1333/2014 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2013 г. в размере 37783,14 коп. в ОСП Железнодорожного района г.Барнаула.

18.06.2015г. ОСП Железнодорожного района г.Барнаула выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

05.11.2015г. Мировой судья судебного участка № 3 Железнодорожного района при рассмотрении заявления Сухининой Т.Н. об отмене судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам за 2013г. выносит определение об отмене судебного приказа от 29.11.2014г. № 2-1333/2014.

29.04.2016г. УПФР в г.Барнауле Алтайского края подано административное исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и доначисленной пене.

27.05.2016г. Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края выносит определение по делу № М-1668/2016 о возвращении административного искового заявления.

07.06.2016г. УПФР в г.Барнауле Алтайского края подана частная жалоба на определение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 27.05.2016 о возврате административного искового заявления по делу № М-1668/2016.

19.07.2016г. Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда выносит определение по делу № 33а-7967/2016 об оставлении без изменения определения судьи Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 27.05.2016г. № М-1668/2016, частной жалобы УПФР в г.Барнауле Алтайского края без удовлетворения.

01.09.2016. УПФР в г.Барнауле Алтайского края подает Кассационную жалобу на определение судьи Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 27.05.2016 о возврате административного искового заявления, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 19.07.2016г по делу № 33а-7967/2016.

19.09.2016г. Алтайским краевым судом вынесено определение по делу № 4Га-2624/2016 об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

- требование за 2014 год - общая сумма 2511,07 руб., в том числе: взносы 2405,87 (СЧ - 2011,34 руб.; ФФОМС - 394,53 руб.); пени - 105,20 руб. (на задолженность по СВ: на СЧ - 87,95 руб.; в ФФОМС - 17,25 руб.);

29.11.2014г. вынесен судебный приказ по делу № 2-1334/2014 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2014 г. в размере 2511,07 коп.

09.06.2015г. УПФР в г.Барнауле Алтайского края направило судебный приказ по делу № 2-1334/2014 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2014 г. в размере 2511,07 коп. в ОСП Железнодорожного района г.Барнаула.

18.06.2015г. ОСП Железнодорожного района г.Барнаула выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

05.11.2015г. Мировой судья судебного участка № 3 Железнодорожного района при рассмотрении заявления Сухининой Т.Н. об отмене судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам за 2014г. выносит определение об отмене судебного приказа от 29.11.2014г. № 2-1334/2014.

29.04.2016г. УПФР в г.Барнауле Алтайского края подано административное исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и доначисленной пене.

27.05.2016г. Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края выносит определение по делу № М-1669/2016 о возвращении административного искового заявления.

07.06.2016г. УПФР в г.Барнауле Алтайского края подана частная жалоба на определение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 27.05.2016 о возврате административного искового заявления по делу № М-1669/2016.

19.07.2016г. Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда выносит определение по делу № 33а-7968/2016 об оставлении без изменения определения судьи Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 27.05.2016г. № М-1669/2016, частной жалобы УПФР в г.Барнауле Алтайского края без удовлетворения.

01.09.2016. УПФР в г.Барнауле Алтайского края подает Кассационную жалобу на определение судьи Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 27.05.2016 о возврате административного искового заявления, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 19.07.2016г по делу № ЗЗа-7968/2016.

13.09.2016г. Алтайским краевым судом вынесено определение по делу № 4Га-2625/2016 об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Доначисление пени в соответствии со ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ:

- требования от 25.04.2016: № 032S01160128809 на сумму 3293,06 руб. (в том числе: пени на задолженность по СВ на СЧ - 2636,80 руб.; пени на задолженность по СВ в ФФОМС - 656,26 руб.); № 032S01160128817 на сумму 3086,01 руб. (в том числе: пени на задолженность по СВ на СЧ - 2927,11 руб.; пени на задолженность по СВ в ФФОМС - 158,90 руб.);

- требование от 27.01.2017 № 032S01170053398 на сумму 18225,12 руб. (в том числе: пени на задолженность по СВ на СЧ - 16163,76 руб.; пени на задолженность по СВ на НЧ - 29,84 руб.; пени на задолженность по СВ в ФФОМС -1665,48 руб. ; пени на задолженность в ТФОМС - 366,04 руб.).

Основания для прекращения либо приостановления мер по взысканию задолженности на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование - отсутствуют.

Финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, согласно которой недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Постановлением Правительством Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам".

Указанные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.Согласно статье 2 Постановления от 17 октября 2009 года N 820 решение о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования; Фондом социального страхования Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Перечень оснований для признания безнадежными к взысканию и списанию недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящихся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов и задолженности по начисленным пеням и штрафам перечислен в статье 1 Постановления от 17 октября 2009 года N 820.

Названной статьей 1 предусмотрены в частности случаи: принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам (пункт "г"); вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности прошло более пяти лет, в следующих случаях: размер недоимки и (или) задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве; судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (пункт "е").

Таким образом, институт признания задолженности безнадежной к взысканию, с учетом статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, подразумевает под собой придание определенного статуса задолженности плательщика перед бюджетом, при которой ее взыскание невозможно осуществить (она числится на лицевых счетах за плательщиком), но субъект административных полномочий (пенсионный орган) не имеет правовых оснований для начала и осуществления процедуры ее взыскания (как в судебном, так и внесудебном порядках).

Тем самым признание безнадежной к взысканию задолженности в самостоятельном судебном производстве (в отличие от случаев оспаривания ненормативных актов) возможно только тогда, когда пенсионным органом не предпринято каких-либо действий по ее взысканию, либо принятые меры к взысканию оспорены, признаны недействительными, а сроки принятия новых мер истекли.

Спорная задолженность не только числится за административным истцом, но и была частично взыскана.

Таким образом, пенсионным органом приняты как ненормативные акты, представляющие собой часть процедуры по взысканию задолженности (требования, решения о взыскании задолженности за счет денежных средств), так и исполнительные документы (судебные приказы), на основании которых производится взыскание задолженности в принудительном порядке.

Таким образом, ни одно из перечисленных в Постановлении от 17 октября 2009 года N 820 обстоятельств не наступило, в связи с чем спорная задолженность не может быть признана безнадежной к взысканию.

Для признания недоимки по страховым взносам и пени безнадежной к взысканию в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, должно иметь место обращение административного истца в пенсионный орган по соответствующему вопросу и принятие пенсионным органом решения по такому обращению. Именно в рамках проверки такого решения суд может принять решение о необоснованном отказе в признании недоимки безнадежной к взысканию. Иного правового механизма не предусмотрено, сам должник в порядке административного судопроизводства не может инициировать рассмотрение вопроса о признании недоимки безнадежной к взысканию в отсутствие соответствующего решения пенсионного органа.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вступающей в силу 01.01.2017, с этой даты правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Дополнительно сообщаем, что страховые взносы являются обязательными возмездными платежами, которые учитываются на индивидуальном лицевом счете, и в дальнейшем участвуют в расчете и перерасчете трудовой пенсии.

На основании изложенного УПФР в г.Барнауле Алтайского края возражает против удовлетворения требований истца о признании сумм задолженности по страховым взносам и пени, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

МИФНС России №15 по Алтайскому краю представила суду информацию о том, что в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами Пенсионного Фонда РФ в Инспекцию была передана информация о числящейся за Сухининой Т.Н. задолженности по уплате страховых взносов на 01.01.2017:

1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 1.01.2013г.

• Налог-38 287, 92 руб.

• Пени-19311,66 руб.

2. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 1.01.2017г.

• Налог- 10 662,64 руб.

• Пени-4749,63 руб.

3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии

• Налог - 34 484, 89 руб.

• Пени- 11345,76 руб.

4. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 1.01.2010

• Налог-10 958 руб.

• Пени - 2 514,79 руб.

5. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 1.01.2010

• Налог-130 руб.

• Пени – 29,84 руб.

Учитывая то, что сальдо было передано без документов, являющихся основанием сформировавшегося сальдо расчетов, представить информацию о периодах образования данной задолженности, расшифровку начисленной пени не представляется возможным.

В судебном заседании Сухинина Т.Н. и ее представитель Меркулов П.В. по доверенности на уточненных исковых требованиях настаивали, суду пояснили, что статус предпринимателя утрачен Сухининой Т.Н. в феврале 2014 года, таким образом, вся задолженность по страховым взносам сформировалась за период с 2009 по 2014 год, сроки для взыскания страховых взносов за эти периоды пропущены, задолженность является безнадежной ко взысканию. Два судебных приказа, вынесенных мировым судьей, были отменены, впоследствии в исках к Сухининой Т.Н. отказано, три иска возвращено Пенсионному фонду, иски по ним более не предъявлялись.

Представитель административного ответчика УПФ РФ в г.Барнауле Шевченко В.Р. возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, указанным в отзыве, суду пояснил, что у них с МИФНС не совпадает суммы задолженности, вероятно, Фондом где-то вычтена задолженность во взыскании которой отказано, в отзыве указана задолженность Сухининой Т.Н. по версии Пенсионного Фонда. Все требования об уплате взносов датированы 04.08.2014, когда Пенсионный Фонд узнал о том, что истец была зарегистрирована как ИП. На данный момент подать иски о взыскании данной задолженности препятствует пропуск срока на обращение в суд. Вся задолженность сформировалась за период с 2009 по 2014 год, как и пени начислены на суммы задолженности за данные периоды, за более поздние периоды начисления страховых взносов не было, т.к. Сухинина Т.Н. прекратила деятельность как ИП в 2014 году.

Представитель МИФНС России №15 по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Суд, с учетом мнения участников процесса, на основании ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть административное дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 1150-О, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, инициировать судебное разбирательство вправе налогоплательщик путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Изложенное дает убедительную основу для вывода о том, что правом признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию, а обязанность по их уплате прекращенной наделены не только налоговые органы, но также соответствующие органы судебной власти, на основании акта которых налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Судом установлено, что Сухинина Татьяна Николаевна (ИНН 222100522732) осуществляла предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в период 01.02.2005 г. по 11.02.2014 г.

Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ № 250, передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам контрольных мероприятий за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно п.3 статьи 19 Федерального закона от 3.07.2016г. №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам осуществляется органами Пенсионного Фонда РФ по основаниям, возникшим до 01 января 2017г. и установленным статьей 23 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, а также в случае утраты на 1 января 2017г. возможности взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1-2 статья 23 «Списание безнадежных долгов по страховым взносам» Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Согласно пп.«г» п.1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 820 (ред. от 17.05.2014) "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды задолженности по начисленным пеням и штрафам признаются безнадежными ко взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов (далее - недоимка), и задолженность по начисленным пени и штрафам (далее - задолженность) в следующих случаях:

г) принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам (пп. "г" введен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2013 N 431)

Судом установлено, что Межрайонная ИФНС России №15 по Алтайскому краю выдала Сухининой Т.Н. Акт совместной сверки о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам по состоянию на 30 марта 2017г. за № 1499 (далее - Акт сверки от 30.03.2017г. №1499), согласно которой за плательщиком страховых взносов Сухининой Т.Н. числится задолженность :

1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 1.01.2013г.

• Налог-38 287, 92 руб.

• Пени-20 433,81руб.

2. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 1.01.2017г.

• Налог- 10 662,64 руб.

• Пени-5 062,14 руб.

3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии

• Налог - 34 484, 89 руб.

• Пени- 12 356,45 руб.

4. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 1.01.2010

• Налог-10 958 руб.

• Пени - 2 835,94 руб.

5. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 1.01.2010

• Налог-130 руб.

• Пени - 33,64 руб.

По сообщению МИФНС России №15 по Алтайскому краю на запрос суда, информация о числящейся за Сухининой Т.Н. задолженности по уплате страховых взносов на 01.01.2017 была передана органами Пенсионного Фонда РФ в Инспекцию в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Учитывая то, что сальдо было передано без документов, являющихся основанием сформировавшегося сальдо расчетов, информацией о периодах образования данной задолженности, расшифровку начисленной пени инспекция не располагает.

Согласно п.2. ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Согласно п. 8. ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности включительно, (часть 8 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)

В силу п.2 ст.22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

В силу п.5 ст.22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования.

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

В соответствии с п.2 ст.21 Закона N 212-ФЗ Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Как указано в Апелляционных определениях Алтайского краевого суда от 02.08.2016г., от 18.10.2016г. предельный срок для обращения в суд по взысканию за полные расчетные календарные 2009 -2013 годы определяется как :

1 апреля + 6 дней + 10 дней + 6 месяцев года, следующего за расчетным годом

За неполный 2014 год (до даты прекращения статуса ИП - 14 февраля 2014) на основании п. 8. ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предельный срок для обращения в суд по взысканию определяется как :

14 февраля 2014 года + 15 дней + 3 месяца + 6 дней + 10 дней + 6 месяцев текущего 2014 года.

Таким образом, как на 30.03.2017г. – дату составления Акта сверки №1499, так на момент рассмотрения дела сроки на судебное взыскание задолженности по страховым взносам с Сухининой Т.Н. за 2009-2014 годы истекли.

При этом учитывая дату прекращения деятельности Сухининой Т.Н. в качестве ИП - 11.02.2014г., можно сделать вывод, что вся задолженность по страховым взносам у Сухининой Т.Н. сформировалась в период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. по 11.02.2014г., как и пени начислены на суммы задолженности за данные периоды, за более поздние периоды начисления страховых взносов не было, что подтвердил в судебном заседании и представитель УПФР в г.Барнауле.

Таким образом, Пенсионный Фонд и налоговый орган утратили возможность принудительного взыскания задолженности, указанной в Акте сверки от 30.03.2017г. №1499, таким образом, задолженность, отраженная в Акте сверки является безнадежной по причинам юридического характера.

Что касается пени, обязанность по уплате которых была установлена в отношении задолженности по страховым взносам до 01.01.2017г. ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 18.07.2009) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а после 01.01.2017г. – ст.75 Налогового Кодекса РФ, то суд делает следующий вывод.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); Принудительное взыскание задолженности по страховым взносам возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм недоимки, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов и взносов, право на взыскание которых утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, страхового взноса, равно как и при истечении сроков на их принудительное взыскание.

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если пенсионным или налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Таким образом, пени, начисленные по состоянию на 30.03.2017г. и отраженные в Акте сверки №1499, а также начисленные Сухининой Т.Н. за период с 30.03.2017г. на дату принятия судебного акта по настоящему иску также будут являться безнадежными ко взысканию.

Суд учитывает, что Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 27.05.2016, оставленным в силе Апелляционным определением Алтайского краевого суда от 02.08.2016г. отказано во взыскании с Сухининой Т.Н. страховых взносов и пени за 2011 год.

Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 11.07.2016, оставленным в силе Апелляционным определением Алтайского краевого суда 18.10.2016г. отказано во взыскании с Сухининой Т.Н. страховых взносов и пени за 2012 год.

Основанием в отказе обоих исков за 2011-2012 годы явилось пропуск ПФР срока на обращение в суд за взысканием задолженности.

Также суд учитывает, что 29.04.2016г. УПФР в г.Барнауле Алтайского края подано административное исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и доначисленной пени за 2010 год, 01.06.2016г. Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края вынес определение о возвращении административного искового заявления.

29.04.2016г. УПФР в г.Барнауле Алтайского края подано административное исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и доначисленной пени за 2013 год, 27.05.2016г. Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края вынес определение по делу № М-1668/2016 о возвращении административного искового заявления.

29.04.2016г. УПФР в г.Барнауле Алтайского края подано административное исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и доначисленной пени за 2014 год, 27.05.2016г. Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края вынес определение по делу № М-1669/2016 о возвращении административного искового заявления.

Также суд учитывает, что задолженности, сформировавшейся за период, позднее 11.02.2014г. (дата прекращения деятельности в качестве ИП), в составе числящейся за Сухининой Т.Н. быть не может.

Т.к. ответчики в нарушение запроса суда не предоставили расшифровку по периодам, за которые сложилась задолженность Сухининой Т.Н., информация о которой передана в МИФНС и отражена в Акте сверки, то суд в силу ч.2 ст.62 КАС РФ, согласно которой обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений, полагает возможным при рассмотрении дела исходить из сумм задолженности по страховым взносам и информации по ним, содержащихся в Акте сверки №1499 от 30.03.2017.

Поскольку самостоятельно административные ответчики не списывают вышеуказанную задолженность с административного истца, а возможность принудительного взыскания данной задолженности ими утрачена, суд полагает возможным удовлетворить административный иск и признать суммы задолженности Сухининой Т.Н. по страховым взносам и пени, отраженной в Акте совместной сверки о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам по состоянию на 30.03.2017г. №1499 Межрайонной ИНФС России №15 по Алтайскому краю безнадежной к взысканию в связи с тем, что возможность принудительного взыскания ее утрачена, обязанность Сухининой Т.Н. по оплате данной задолженности признать прекращенной.

Данное решение распространяется и на суммы пени, начисленные на суммы задолженности по страховым взносам на дату вынесения решения.

В силу ст.106 КАС РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся признанные судом необходимыми расходы, к которым относится и госпошлина.

Согласно ст.111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что Сухинина Т.Н. при подаче иска оплатила государственную пошлину в размере 300 руб., на основании изложенного, суд полагает необходимым в связи с удовлетворением иска взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле Алтайского края и Межрайонной ИНФС России №15 по Алтайскому краю в пользу Сухининой Т.Н. расходы на уплату госпошлины в размере 300 руб. в равных долях, т.е. по 150 руб. с каждого.

Руководствуясь статьями ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Сухининой Татьяны Николаевны удовлетворить.

Признать суммы задолженности Сухининой Татьяны Николаевны по страховым взносам и пени, отраженной в Акте совместной сверки о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам по состоянию на 30.03.2017г. №1499 Межрайонной ИНФС России №15 по Алтайскому краю безнадежной к взысканию в связи с тем, что возможность принудительного взыскания ее утрачена, а обязанность Сухининой Татьяны Николаевны по оплате данной задолженности – прекращенной.

1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 1.01.2013г.

• Налог-38 287,92 руб.

• Соответствующие пени, начисленные на задолженность на дату вынесения решения суда.

2. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 1.01.2017г.

• Налог- 10 662,64 руб.

• Соответствующие пени, начисленные на задолженность на дату вынесения решения суда.

3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии

• Налог - 34 484, 89 руб.

• Соответствующие пени, начисленные на налог на дату на задолженность на дату вынесения решения суда.

4. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 1.01.2010

• Налог-10 958 руб.

• Соответствующие пени, начисленные на задолженность на дату вынесения решения суда.

5. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 1.01.2010

• Налог- 130 руб.,

• Соответствующие пени, начисленные на задолженность на дату вынесения решения суда.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле Алтайского края и Межрайонной ИНФС России №15 по Алтайскому краю в пользу Сухининой Татьяны Николаевны расходы на уплату госпошлины в размере 300 руб. в равных долях, т.е. по 150 руб. с каждого.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Ю.В.Ильина