Дело № 2а-432/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Южа Ивановская область 26 октября 2017 года
Южский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Беляевой О.Н.,
с участием заместителя прокурора Южского района Ивановской области Волковой Н.А.,
представителя административного ответчика - Администрации Южского муниципального района по доверенности Еличевой Т.А.,
при секретаре Почининой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Южского района Ивановской области к администрации Южского муниципального района Ивановской области о признании бездействия незаконными и обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец - прокурор Южского района Ивановской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к административному ответчику - администрации Южского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Южского района Ивановской области проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав предпринимателей, об организации осуществления муниципального контроля.
В ходе проведенной прокуратурой Южского района проверки установлено, что в соответствии с п.5.1 ч.10 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выдача специального разрешения для движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов осуществляется органом местного самоуправления сельского поселения самостоятельно либо через уполномоченную им подведомственную организацию в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения сельского поселения, при условии, что маршрут данного транспортного средства проходит в границах населенных пунктов сельского поселения и указанный маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участка таких автомобильных дорог, и в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении таких автомобильных дорог, а в случае отсутствия этого закрепления - органом местного самоуправления муниципального района. Таким образом, данные действия осуществляются органом местного самоуправления Южского муниципального района. Однако, до настоящего времени администрацией Южского муниципального района Ивановской области не разработан и не принят административный регламент по выдаче разрешений на автомобильные перевозки тяжеловесных грузов, крупногабаритных грузов по маршрутам проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах муниципального образования.
Бездействие администрации Южского муниципального района по не разработке и принятию административного регламента ограничивает права потенциальных заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, на обращения за муниципальными услугами в данной сфере, что недопустимо.
Административный истец просит суд: признать бездействие администрации Южского муниципального района Ивановской области по не разработке административного регламента по выдаче разрешений на автомобильные перевозки тяжеловесных грузов, крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах муниципального образования, незаконными; обязать администрацию Южского муниципального района Ивановской области разработать и принять административный регламент по выдаче разрешений на автомобильные перевозки тяжеловесных грузов, крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель прокурора Южского района Ивановской области Волкова Н.А., настаивая на требованиях, изложенных в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить. Уточнила, что администрацией Южского муниципального района Ивановской области необходимо разработать и принять административный регламент по выдаче разрешений на автомобильные перевозки тяжеловесных грузов, крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика администрации Южского муниципального района Ивановской области – Еличева Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании признала административные исковые требования в полном объеме, со сроком, предложенным прокурором согласна.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит административный иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся к вопросам местного значения муниципальных районов.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с п.5.1 ч.10 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выдача специального разрешения для движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов осуществляется органом местного самоуправления сельского поселения самостоятельно либо через уполномоченную им подведомственную организацию в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения сельского поселения, при условии, что маршрут данного транспортного средства проходит в границах населенных пунктов сельского поселения и указанный маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участка таких автомобильных дорог, и в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении таких автомобильных дорог, а в случае отсутствия этого закрепления - органом местного самоуправления муниципального района.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
В соответствии с п.п. 2, 3 и 4 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ определено такое право заявителей при получении государственных и муниципальных услуг как получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно п.п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны:
предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами;
обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента).
Установлено, что вопреки действующим нормам Федерального закона № 210-ФЗ, администрацией Южского муниципального района Ивановской области, являющейся органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по принятию правовых актов по вопросам предоставление таких муниципальных услуг, как выдача специальных разрешений на автомобильные перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично или частично по дорогам местного значения в границах Южского муниципального района Ивановской области, а также выдача специальных разрешений на автомобильные перевозки опасных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах Южского муниципального района Ивановской области, не приняты нормативные правовые акта, регламентирующие порядки предоставления данных муниципальных услуг, что подтверждается ответом администрации Южского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора, в котором указано, что административный регламент по выдаче разрешений на автомобильные перевозки тяжеловесных грузов, крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местно значения в границах муниципального образования отсутствует. Административный регламент по выдаче разрешений на автомобильные перевозки опасных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах муниципального образования отсутствует.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Южского муниципального района Ивановской области вышеизложенных требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Учитывая, что бездействие администрации Южского муниципального района Ивановской области в части не принятия нормативных правовых актов, регламентирующих порядки выдачи специальных разрешений на автомобильные перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично или частично по дорогам местного значения, а также выдачи специальных разрешений на автомобильные перевозки опасных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах муниципального образования, не основано на Законе, является противоправным, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, может привести к нарушению прав заявителей (физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц) на своевременное получение муниципальных услуг в соответствии со стандартом предоставления муниципальных услуг, а также создать препятствия для достижения целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, суд полагает, что заявленные прокурором требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных заявителем требований.
Суд принимает признание административного иска ответчиком, так как это не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц.
При определении срока исполнения возложенной обязанности суд учитывает объем работы, которую ответчику необходимо будет исполнить и считает, что требования прокурора об установлении срока устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ обоснованными, разумными и исполнимыми.
В силу п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание, в том числе и на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. В связи с объемом работы, которую необходимо провести Администрации Южского муниципального района Ивановской области для устранения выявленного нарушения, суд считает, что достаточным и разумным пятнадцатидневный срок для предоставления информации об исполнении решения суда.
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Статья 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Южского района Ивановской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации Южского муниципального района Ивановской области по не разработке административного регламента по выдаче разрешений на автомобильные перевозки тяжеловесных грузов, крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах муниципального образования, незаконными.
Обязать администрацию Южского муниципального района Ивановской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и принять административный регламент по выдаче разрешений на автомобильные перевозки тяжеловесных грузов, крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах муниципального образования.
Обязать администрацию Южского муниципального района Ивановской области сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Южский районный суд и в прокуратуру Южского района Ивановской области не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Южский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Южского районного суда подпись О.Н. Беляева
Решение суда в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ года