РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.п. Берёзово 02 августа 2018 года
Березовский районный суд ХМАО-Югры в составе председательствующего судьи Березовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югра ФИО1, с участием секретаря судебного заседания Тихоновой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации Березовского района ХМАО-Югры о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО3 обратилась в суд с иском к администрации Березовского района ХМАО-Югры о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство. В обоснование иска указала, что является собственником земельного участка по адресу <адрес>, категория <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик принял решение об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома с указанием следующих оснований: несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ согласно ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Письмом ответчика дополнительно указано на несоответствие представленных заявителем документов требованиям градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением администрации Березовского района, поскольку земельный участок расположен в общественно-деловой зоне, разрешенное использование земельного участка в рамках данной территориальной зоны не предполагает индивидуального жилищного строительства. Истец считает, что отказ в выдаче разрешения незаконен ввиду того, что изменения вида разрешенного использования земельного участка произошло без учета сложившегося пользования данным участком. На момент приобретения земельного участка истцом вид пользования земельного участка не был изменен – индивидуальное жилищное строительство в связи с чем просит признать отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома незаконным, отменить данное решение ответчика, обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании заявления и представленных документов.
В судебном заседании административный истец ФИО3 и ее представитель ФИО4 требования указанные в административном иске поддержали, просили их удовлетворить по основаниям указанным в административном иске. По обстоятельствам пояснили, что истец в июле 2014 года приобрела земельный участок по адресу <адрес> для строительства на нем жилого дома, так как предыдущий собственник использовал данный участок под ИЖС, разрешенное использование участка так же указано ИЖС. Жилого дома на тот момент на участке уже не имелось, так как предыдущий собственник жилой дом разрушил в связи с его ветхостью и снял с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ прямо перед продажей земельного участка. Истец планирует на земельном участке возвести жилой дом в связи с чем в апреле 2018 года обратилась в администрацию Березовского района с заявлением о разрешении на строительства индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, был предоставлен градостроительный план и схема расположения возводимых объектов на участке. На выданном ей в декабре 2014 года градостроительном плане земельного участка указано, что на нем имеется одноквартирный жилой дом, земельный участок используется под индивидуальный жилой дом. Основанием отказа послужило, что земельный участок расположен в общественно-деловой зоне (ОДЗ) и в нем отсутствует вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство. Считает, что при принятии правил землепользования не были приняты во внимание сложившееся пользование земельным участком – индивидуальное жилищное строительство, на момент принятия правил на земельном участке находился индивидуальный жилой дом, кроме того схема правил землепользования не соответствует градостроительному плану г.п.Березово, согласно которому спорный земельный участок не располагается в ОДЗ. Утверждение ответчика, что земельный участок располагается в санитарно-защитной зоне не должно приниматься во внимание судом при разрешении спора? так как основанием для отказа в выдаче разрешения не являлось нахождение земельного участка в санитарно-защитной зоне, кроме того, суду не предоставлено документов об установлении санитарно-защитной зоны в которую попадает спорный участок. Данная обязанность возлагается на ответчика, который не предоставил соответствующих документов.
Представители административного ответчика ФИО5 и ФИО6 действующие на основании доверенностей, в судебном заседании считают, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу <адрес> принято правомерно. Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство явилось несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ), а именно, то что земельный участок находится в общественно-деловой зоне в которой не предусмотрена индивидуальная жилая застройка п.2.1 градостроительного плана земельного участка. При принятии правил землепользования земельный участок по адресу <адрес> вошел в общественно-деловую зону. Перед принятием решения Думы Березовского района проводились публичные слушания и любой житель п.Березово мог обратиться с заявлением и указать, что земельный участок используется под ИЖС и включить в данную зону вид использования под ИЖС, что бы данный вопрос был урегулирован при принятии правил землепользования. С учетом принятых правил землепользования и генерального плана п.Березово строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу <адрес> невозможно ввиду вышеуказанных причин, изменить вид использования на индивидуальное жилищное использование так же невозможно, так как данный земельный участок располагается в санитарно-защитной зоне аэропорта согласно генерального плана поселения. Самого заключения об установлении санитарно-защитной зоны у администрации района не имеется, так как данный документ формирует собственник аэропорта.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права № ФИО3 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка по адресу <адрес>, <данные изъяты> разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства, <данные изъяты> (л.д.20) площадь участка, вид разрешенного использования земельного участка так же подтверждаются кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером № (л.д.15), выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-37, 53-60), согласно которых изменений в виде разрешенного использования земельного участка, имеющихся запретов в пользовании не указано.
Согласно отказа в выдаче разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу <адрес> связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка от 19.12.2014 (ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ). (л.д.16)
Согласно письма администрации Березовского района на имя ФИО3 от 12.04.2018 года в разрешении на строительство индивидуального жилого дома по адресу <адрес> было отказано в связи с несоответствием представленных документов разрешенному использованию земельного участка. В соответствии с правилами землепользования и застройки (далее ПЗЗ), утвержденными решением Думы Березовского района от 02.06.2011 №45, вышеуказанный земельный участок находится в общественно-деловой зоне, в основных видах разрешенного использования которой отсутствует вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство. (л.д.21)
Согласно заявления ФИО3 от 11.05.2018 года на имя главы поселения Березово просит внести изменения в ПЗЗ, а именно изменить территориальную зону земельного участка, расположенного по адресу <адрес> с зоны административно-делового назначения на зону индивидуальной жилой застройки, изменить вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с ОДЗ на ИЖС, организовать и провести по данным вопросам публичные слушания. (л.д.18-19)
Согласно ответа главы Березовского района на имя ФИО3 от 11.05.2018 года указано, что внесение изменений в ПЗЗ с целью добавления вида разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства невозможно в связи с расположением вышеуказанного земельного участка в санитарно-защитных зонах: объектов производственной инфраструктуры (склад, пилорама, столярный цех, ангар), объектов транспортной инфраструктуры (территория аэропорта, взлетно-посадочная полоса, вертолетные площадки). (л.д.26)
Согласно градостроительного плана земельного участка о 19.12.2014 года местонахождение земельного участка – ХМАО-Югра, <адрес> Согласно чертежа градостроительного плана земельного участка, на нем расположен одноквартирный <данные изъяты> Согласно п.2.1 градостроительного плана указана информация о разрешенном использовании земельного участка – зона административно-делового назначения (ПК 01:06:06) перечислены основные виды ОДЗ – административно-хозяйственные и офисные здания, офисно-торговые комплексы, кредитно-финансовые учреждения, объекты и сооружения связи, радиовещания и телевидения; вспомогательные виды ОДЗ – жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы, гаражи, объекты благоустройства и места парковки легковых автомобилей, объекты технического и инженерного обеспечения; условно-разрешенные виды и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства – не указаны. (л.д.30-34, 63-69)
Согласно распоряжения администрации Березовской территории от ДД.ММ.ГГГГ из земель п.Березово изъят земельный участок площадью 986 кв.м. расположенный по <адрес> и предоставлен в постоянное пользование ФИО2 для индивидуального жилищного строительства. ФИО2 указано на регистрацию права на земельный участок в Березовском филиале №17 Регистрационной палаты ХМАО. (л.д.47) ранее данным земельным участком в том числе жилым домом общей площадью 26,2 кв.м пользовались наследодатели ФИО2 с 1958 года о чем указано в выписке предоставленной администрацией Березовского района и копией свидетельства о праве на наследство по закону (л.д.50-52)
Согласно кадастровой выписки на здание объект недвижимого имущества кадастровый № является жилой дом по <адрес>, объект недвижимости снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из схемы (карты) ПЗЗ в части <адрес> участок по адресу <адрес> располагается в общественно-деловой зоне (201)
Согласно выписки из генерального плана городского поселения Березово утвержденного решением Думы Березовского района от ДД.ММ.ГГГГ№ в зоне расположения земельного участка по адресу <адрес> имеются санитарно-защитные зоны, полностью покрывающие площадь участка.
Решением Думы Березовского района ХМАО-Югры от 02.06.2011 года №45 утверждены Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) городского поселения Березово в части населенного пункта Березово.
В данные Правила решением Думы Березовского района ХМАО-Югры от 21.07.2017 года №164 внесены изменения, а именно глава 11 части 3 «Градостроительные регламенты» изложена в новой редакции.
В соответствии с п.12 ст.27 Устава Березовского района в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию района возлагается исполнение полномочий администрации городского поселения Березово.
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу положений п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 5 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.
Из содержания подп. 3 ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2, 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Как установлено судом, правила землепользования и застройки для г.п.Березово были утверждены решением Думы Березовского района 02.06.2011 года №45 (с внесением изменений в части градостроительного регламента в июле 2017 года).
Согласно градостроительного плана подготовленного 19.12.2014 года земельного участка по адресу <адрес>, земельный участок расположен в зоне административно-делового назначения (ПК 01:06:06) основным видом использования которого является административно-хозяйственные и офисные здания, офисно-торговые комплексы, кредитно-финансовые учреждения, объекты и сооружения связи, радиовещания и телевидения; вспомогательные виды ОДЗ – жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы, гаражи, объекты благоустройства и места парковки легковых автомобилей, объекты технического и инженерного обеспечения; условно-разрешенные виды и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства – не указаны.
Таким образом, вид использования данного земельного участка как Индивидуальное жилищное строительство не предусмотрен. Однако, до внесения изменений в ПЗЗ от июля 2017 года к основным видам использования относились также многоквартирные жилые дома с размещением на 1 этаже общественно-деловых центров, офисов, магазинов, пунктов бытового обслуживания населения. (ст.48 ПЗЗ). В новой редакции ПЗЗ землепользование и застройка на территории общественно-деловых зон включает размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи. (раздел ОДЗ)
В силу п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Согласно установленным обстоятельствам, не оспариваемых сторонами, и материалам дела жилой дом и земельный участок с кадастровым номером № по адресу <адрес> 1959 года находился в бессрочном пользовании ФИО9, в дальнейшем в порядке наследования земельный участок перешел ФИО2, которой в 2001 году был выделен под индивидуальное жилищное строительство площадью <данные изъяты>.. Право собственности на который было зарегистрировано за ФИО2 В дальнейшем земельный участок и жилой дом были проданы ФИО10, которая ДД.ММ.ГГГГ сняла с кадастрового учета жилой дом и ДД.ММ.ГГГГ продала земельный участок ФИО3, право собственности которой было зарегистрировано в Росреестре ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно договора купли продажи, кадастрового паспорта, реестровой выписки на земельный участок с кадастровым номером № по адресу <адрес> данный земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом к моменту утверждения документации по планировке территории пгт.Березово Березовского района ХМАО-Югры и утверждения ПЗЗ пгт.Березово жилой дом на земельном участке существовал, земельный участок для эксплуатации жилого дома был сформирован.
В силу ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
При этом указанной нормой не предусмотрено безусловного сохранения правового режима существующего землепользования для земельных участков, чей вид разрешенного использования не соответствует градостроительному регламенту. В то же время, согласование частных и публичных интересов обеспечивается возможностью эксплуатации таких земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (ч. 8, 9 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, поскольку разработка проекта территории пгт.Березово Березовского района ХМАО-Югры и утверждение правил землепользования и застройки пгт.Березово была осуществлена без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования, несоответствие расположения земельного участка, на котором был расположен индивидуальный жилой дом, не может препятствовать сложившемуся землепользованию, а именно для индивидуального жилищного строительства, допускающего строительство объектов жилого фонда.
Следовательно решение администрации Березовского района от ДД.ММ.ГГГГ№ которым отказано ФИО3 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома по адресу <адрес> по основанию - несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка от 19.12.2014 г. (ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ), а именно в связи тем, что земельный участок находится в общественно-деловой зоне, в основных видах разрешенного использования которой отсутствует вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство является незаконным и подлежащим отмене.
С учетом того, что иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в решении об отказе не указано, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению полностью.
В соответствии со ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Административный истец при подаче иска уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей (л.д.11), которая подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 177, 180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить решение администрации Березовского района № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО3 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома расположенного по адресу: <адрес>
Обязать администрацию Березовского района выдать ФИО3 разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства по адресу <адрес>
Взыскать с администрации Березовского района в пользу ФИО3 судебные издержки в виде оплаченной государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Березовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Березовского
районного суда ХМАО-Юры ФИО1