ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-432/2021 от 23.09.2021 Тарбагатайского районного суда (Республика Бурятия)

Гр. дело № 2а-432/2021

04RS0022-01-2021-000999-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2021 года с. Тарбагатай

Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ильиной М.Т., при секретаре Осеевой А.Г., помощнике судьи Гулиевой Л.Г.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Соковиковой Е.В., представителя ответчика Администрации МО «Тарбагатайский район» Ч.И.М., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Тарбагатайского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Тепловые сети», МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район» о признании незаконным бездействия в виде непринятия мер по надлежащей организации надежного и бесперебойного теплоснабжения населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тарбагатайского района, обращаясь в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Тепловые сети», МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район», с учетом уменьшения исковых требований, просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Тарбагатайский район» в виде непринятия мер по надлежащей организации в <адрес> надежного и бесперебойного теплоснабжения населения в части обеспечения общего норматива запаса топлива (угля) на котельных ООО «Тепловые сети» на начало отопительного сезона 2021-2022 гг.; обязать Администрацию МО «Тарбагатайский район», ООО «Тепловые сети» поддерживать 52-суточный нормативный запас топлива (угля) на котельных <адрес> в течение всего отопительного сезона, с расчетом его расходования до окончания отопительного сезона 2021-2022 гг., требования мотивированы тем, что за летний период 2021 года ООО «Тепловые сети» не исполнили пп. «а» п. 2.6.13 Постановления Госстроя, согласно которому на котельных в летний период должны быть проведены работы по подготовке контингента операторов поставщиков топлива) и осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Тарбагатайского района Соковикова Е.В. отказалась от заявленного требования о возложении на ответчиков обязанности обеспечить общий 52-суточный нормативный запас топлива (угля) до начала отопительного сезона 2021-2022 гг. на котельных <адрес> в связи с фактическим исполнением. Просила признать незаконным бездействие Администрации МО «Тарбагатайский район» в виде непринятия мер по надлежащей организации надежного и бесперебойного теплоснабжения населения в части обеспечения общего норматива запаса топлива (угля) на котельных ООО «Тепловые сети» на начало отопительного сезона 2021-2022 гг.; обязать Администрацию МО «Тарбагатайский район», ООО «Тепловые сети» поддерживать 52-суточный нормативный запас топлива (угля) на котельных <адрес> в течение всего отопительного сезона, с расчетом его расходования до окончания отопительного сезона 2021-2022 гг. Указав, что в ходе прошлого отопительного сезона 2020-2021 гг. на котельных ООО «Тепловые сети» отсутствовал 52-суточный запас топлива, прокуратурой района вносилось представление по этому поводу, в связи с чем есть основания полагать, что и в этот отопительный сезон, нарушения будут допускаться.

Представитель ответчика ООО «Тепловые сети» А.А.В., в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом, о рассмотрении дела в отсутствие не просил. В ходе предварительной подготовки суду пояснил, что запас топлива - 70 % от годовой потребности не был заготовлен в летний период, поскольку на котельных недостаточно места для хранения такого объема топлива, а на солнце уголь сгорит. Нормативный запас топлива на котельных во время отопительного сезона поддерживается.

Представитель ответчика Администрации МО «Тарбагатайский район» Ч.И.М., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, суду пояснила, что Администрация со своей стороны выполнила обязанности по организации теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В настоящее время теплоснабжение осуществляется надлежащим образом, проводится ежедневный мониторинг топлива на котельных. Создан резервный запас топлива в количестве 744 т., вынесено распоряжение об опережающем финансировании. Оснований полагать что, ООО «Тепловые сети» сорвут отопительной сезон нет, поскольку данная организация на рынке теплоснабжения работает около 8 лет, ранее нарушений не допускала. Кроме того, прокуратур района обратился в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, тогда как отопительный сезон начался ДД.ММ.ГГГГ. К началу отопительного сезона ООО «Тепловые сети» завезли на котельные уголь в достаточном объеме для бесперебойного функционирования котельных в течении 60 суток.

Свидетель М.Н.В. в судебном заседании пояснила, что работает главным бухгалтером ООО «Тепловые сети» более 5 лет. В октябре 2020 года ими рассчитывался общий нормативный запас топлива 730 т., неснижаемый нормативный запас топлива 110 т. и нормативный эксплуатационный запас топлива 620 т.. Были ли утверждены данные расчеты ей неизвестно, но они предоставлялись Администрации МО «Тарбагатайский район». На ДД.ММ.ГГГГ на котельных имеется около 270 т. топлива, данного топлива достаточно для бесперебойного функционирования котельных в течение примерно 60 суток из расчета 4 т. в сутки. На каждый месяц утверждены лимиты расходования топлива в процентах. Исходя из них, определяется количество расходуемого угля в день, и уже высчитывается запас топлива в сутках. Заключен договор на поставку топлива сроком до ДД.ММ.ГГГГ Но количества поставляемого топлива в 2021 рассчитано с учетом возможных задержек с торгами и заключением договора поставки на 2022 г.. Последние три года ООО «Тепловые сети» заключало договор с победителем торгов ООО «ВСТК», поэтому проблем возникнуть не должно.

Выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Положениями частей 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) определён перечень вопросов местного значения сельского поселения.

Согласно ч. 4 ст. 14 Закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу указанных положений такие вопросы местного значения, как организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, относятся к исключительной компетенции муниципального района.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27.07.2010 г. к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п. 4 ч. 1 ст. 6).

В соответствии со ст. 2 ч. 1 п. 11 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Администрация МО «Тарбагатайский район» на праве муниципальной собственности имеет объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры, а именно котельные, расположенные по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ на основании концессионного соглашения , заключенного между МО «Тарбагатайский район» и ООО «Тепловые сети», указанные объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры переданы в пользование ООО «Тепловые сети» для осуществления деятельности по производству, передаче, распределению и сбыту тепловой энергии на территории МО «Тарбагатайский район» с использованием объекта соглашения и имущества, принадлежащего Администрации МО «Тарбагатайский район» сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Судом также установлено, что организацией, обеспечивающей теплоснабжение в <адрес> является ООО «Тепловые сети».

В соответствии с пунктом 5.1 концессионного соглашения концедент обязан предоставить концессионеру (ООО «Тепловые сети») права владения и пользования объектом соглашения для осуществления деятельности по производству товаров (оказания услуг) в сфере теплоснабжения.

Согласно пунктам 2.1, 2.2 Устава ООО «Тепловые сети» целями деятельности Общества являются удовлетворения общественных потребностей; предметом деятельности является, в том числе обслуживание и ремонт котельных.

Согласно ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

В обязанности администрации муниципального образования согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, зарегистрированным в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176 входит организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом и контроль за подготовкой и проведением отопительного сезона предприятиями, организациями и службами, расположенными на территории муниципального образования, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

В деле имеются достаточные доказательства того, что в пределах своих полномочий ответчиком Администрацией МО «Тарбагатайский район» приняты контрольно-распорядительные меры в вопросах организации теплоснабжения и обеспечения топливно-энергетическими ресурсами в районе.

Так, в ходе подготовки к отопительному сезону 2021-2022 гг. Администрацией МО «Тарбагатайский район» сформирован резервный запас угля для нужд МО «Тарбагатайский район» в размере 744 тонны и передан на ответственное хранение в МУП ЖКХ «Коммунальщик». В свою очередь МУП ЖКХ «Коммунальщик» передали указанный резервный запас угля на ответственное хранение в ООО «Исток», что подтверждается постановлением Администрации МО «Тарбагатайский район» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка формирования, хранения и расходования резервного запаса угля для нужд МО «Тарбагатайский район», договорами об ответственном хранении резервного запаса угля.

Вместе с тем, в целях создания нормативного запаса топлива на котельных ЖКХ и социальной сферы Тарбагатайского района на отопительный сезон 2021-2022 гг. Администрацией МО «Тарбагатайский район» поручено организациям и учреждениям бюджетной сферы МО «Тарбагатайский район» произвести опережающее финансирование теплоснабжающих организаций в размере 30% за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года, согласно заключённым договорам, что подтверждается Распоряжением Администрации МО «Тарбагатайский район» от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении нормативного запаса топлива на котельных предприятий ЖКХ Тарбагатайского района».

Кроме того, Администрацией МО «Тарбагатайский район» проводится ежедневный мониторинг запасов топлива на котельных Тарбагатайского района, что подтверждается оперативной информацией о поставке угля и мазута в МО «Тарбагатайский район».

Таким образом, административные исковые требования истца о признании незаконным бездействие Администрации МО «Тарбагатайский район» в виде непринятия мер по надлежащей организации в <адрес> надежного и бесперебойного теплоснабжения населения в части обеспечения общего норматива запаса топлива (угля) на котельных ООО «Тепловые сети» на начало отопительного сезона 2021-2022 гг., суд находит не подлежащим удовлетворению.

Обязанность создать нормативный запас топлива, в силу положений пункта 1 части 1 статьи 6 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", может быть возложена на администрацию МО «Тарбагатайский район» только в том случае, если она не будет исполнена ООО «Тепловые сети».

Доказательств, достоверно свидетельствующих о невозможности исполнения ответчиком обеспечения запаса топлива на котельных, не представлено, наличие чрезвычайной ситуации, при которой возможно возложение на администрацию обязанностей по завозу топлива для ее предотвращения, в судебном заседании не установлено.

Как установлено в судебном заседании, ООО «Тепловые сети» осуществляло и осуществляет свою хозяйственную деятельность, банкротом не является, обеспечивает теплоснабжение Тарбагатайского района, получает доход за оказанные жилищно-коммунальные услуги. По существу с учетом особенностей климатических условий и транспортной схемы в районе создан необходимый запас топливно-энергетических ресурсов, позволяющий обеспечить теплоснабжение населенных пунктов района.

В соответствии с пунктами 2, 15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 10 августа 2012 года N 377 (далее по тексту - Порядок определения нормативов) норматив запасов топлива на котельных определяется не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому, по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ).

В силу пунктов 3, 4, 9 Порядка определения нормативов ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 данного Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.

ННЗТ восстанавливается в утвержденном размере после ликвидации последствий аварийных ситуаций.

НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива (пункт 11 Порядка определения нормативов).

Пункты 12, 13 Порядка устанавливают, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо).

Согласно пункту 12, пункту 15 части 1 указанного Порядка нормативный запас топлива рассчитывается и определяется на 01 октября (и не позднее) планируемого года.

Согласно п. 19 Порядка расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. В соответствии с таблицей 1 п. 20 Порядка для твердого топлива, доставляемого автомобильным транспортом, ННЗТ рассчитывается на 7 суток

В соответствии с пунктом 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115 энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Содержание пунктов 12, 15 Порядка, утвержденного приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377, свидетельствует о том, что наличие нормативного эксплуатационного запаса в размере 45-суточного расхода топлива должно обеспечиваться теплоснабжающими организациями по состоянию на 01 октября планируемого года.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Тепловые сети» и ООО «Восточно-Сибирская торговая компания» заключен договор на поставку товара, согласно которому поставщик обязуется поставить каменный уголь в количестве 2 552 тонны для нужд предприятия, а заказчик обязуется принять товар и оплатить его стоимость в течение 2021 года.

Согласно приложения к указанному договору количество перевозимого угля по месяцам 2021 г.: сентябрь – 73 т., октябрь – 280 т., ноябрь – 440 т., декабрь – 550 т.

Согласно оперативной информации о поставке угля и мазута в МО «Тарбагатайский район» на ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Тепловые сети» количество угля на котельных составляет 59 тонн. Суточный расход составляет 4 тонны, следовательно, указанное количество угля рассчитано на 15 суток. Объем топлива в пути составляет 250 тонн.

Согласно оперативной информации о поставке угля и мазута в МО «Тарбагатайский район» на ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Тепловые сети» количество угля на котельных составляет 272 тонны. Суточный расход составляет 1 тонна, следовательно, указанное количество угля рассчитано на 272 сутки.

Согласно оперативной информации о поставке угля и мазута в МО «Тарбагатайский район» на ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Тепловые сети» количество угля на котельных составляет 245 тонн. Суточный расход составляет 4 тонны, следовательно, указанное количество угля рассчитано на 61 сутки.

В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ условием предоставления судебной защиты является наличие нарушенного права.

Учитывая пояснения ответчиков о наличии на котельных обслуживаемых ООО «Тепловые сети» на начало отопительного сезона и на день вынесения решения 52-суточного запаса топлива, с которыми согласился прокурор, не поддержав требование о возложении на ответчиков обязанности обеспечить общий 52-суточный нормативный запас топлива (угля) до начала отопительного сезона 2021-2022 гг., не представление доказательств того, что на момент рассмотрения дела имеется угроза для неопределенного круга лиц остаться без отопления в сезон 2021 - 2022 гг., наличием резервного запаса топлива у МО «Тарбагатайский район» в количестве 744 т. угля, исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Прокурора Тарбагатайского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Тепловые сети», МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район» о признании незаконным бездействия в виде непринятия мер по надлежащей организации надежного и бесперебойного теплоснабжения населения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Тарбагатайский районный суд РБ в течение месяца.

СОГЛАСОВАНО СУДЬЯ: М.Т. Ильина