25RS0030-01-2022-000772-29
Дело № 2а-432/2022
Мотивированное решение изготовлено 23.05.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 мая 2022 года пгт. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Н.С.,
при секретаре Осолихиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ткаченко Светланы Сергеевны к администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края об оспаривании решения от 09.02.2022 № 2,
установил:
Ткаченко С.А. обратилась в суд с административным иском с указанными требованиями. В обосновании иска указывает, что она является собственником нежилых помещений № 29,30, расположенных на первом этаже многоквартирного дома по адресу:. 26.01.2022 она обратилась в администрацию Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края с заявлением о согласовании переустройства системы отопления в виде отключения радиаторов отопления от системы централизованного теплоснабжения согласно прилагаемому проекту переустройства нежилых помещений № 29, 30 с подключением на альтернативное отопление, с пакетом документов. Решением № 2 Комиссии по рассмотрению вопросов переустройства и перепланировки жилых помещений, перевода жилых помещений в нежилые и не жилых в жилые помещения на территории Славянского городского поселения Хасанского муниципального района от 09.02.2022 ей было отказано в согласовании переустройства системы отопления в виде отключения радиаторов отопления от системы централизованного теплоснабжения в связи с несоответствием проекта перепланировки помещения требованиям законодательства, а именно: п. 15 ст.14 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении»; пп. 1.7.1 и 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170; п. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. Считает указанное решение от 09.02.2022 незаконным, основанным на неверном толковании норм права.
Просит признать незаконным отказ, изложенный в решении № 2 от 09.02.2022, в осуществлении согласования переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, а именно в переустройстве системы отопления в виде отключения радиаторов отопления от системы централизованного теплоснабжения с подключением на альтернативное отопление по адресу:, помещения № 29,30; обязать Административного ответчика выдать Ткаченко С.С. документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки указанного жилого помещения на основании заявления от 26.01.2022 и представленных документов.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования подержала, суду пояснила, что административным ответчиком обоснование принятого решения фактически сведено к изложению норм материального права, регламентирующих вопросы о возможности перевода на индивидуальное отопление многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений. Вместе с этим, рассматривая заявление и представленный к нему пакет документов, административный ответчик отталкивается от факта демонтажа радиаторов отопления, однако в рассматриваемом случае поставлен на разрешение вопрос об установке альтернативного источника отопления. Само по себе отключение спорного помещения от централизованного теплоснабжения было произведено в 2009 году, в соответствии с законодательством, действующим на тот период, поскольку для этого требовалось лишь фактическое отсоединение тепловой установки от централизованного теплоснабжения с участием управляющей компании (ресурсоснабжающей организации). Считает что не каждое изменение инженерных систем подпадает под понятие переустройство, элементы внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома могут находиться как вне жилого (нежилого) помещения, так и внутри него. Законодательством не предусмотрено получение какого-либо согласия для демонтажа и замены элементов инженерных систем. Не требуется для демонтажа и замены радиаторов и разработка какого-либо проекта.
Представитель административного ответчика с заявленными требованиями не согласился, предоставил суду письменный отзыв на иск, и суду пояснил, что поскольку помещения истца находится в составе многоквартирного дома, учитывая явный законодательный запрет перехода отопления помещений многоквартирного дома на иной (индивидуальный) способ при наличии технологического присоединения общедомовой системы отопления к централизованной отопительной городской сети, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, отсутствии документов предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из смысла ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение публичного органа может быть признано незаконным, если оно не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Статьёй 62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания заявленных требований и возражений лежит на сторонах, публичный орган обязан доказать законность обжалуемого решения, лицо, его оспаривающее обязано доказать наступление неблагоприятных последствий в виде препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, незаконного возложения каких-либо обязанностей.
Судом установлено, что Ткаченко С.С. является собственником нежилых помещений №, расположенных на первом этаже многоквартирного дома по адресу:, пгт. Славянка, .
Административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Славянского городского поселения с заявлением о согласовании переустройства системы отопления в виде отключения радиаторов отопления от системы централизованного теплоснабжения согласно прилагаемому проекту переустройства нежилых помещений №, 30 с подключением на альтернативное отопление.
Оспариваемым решением административного ответчика № 2 от 09.02.2022 отказано в осуществлении согласования переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, а именно в переустройстве системы отопления в виде отключения радиаторов отопления от системы централизованного теплоснабжения с подключением на альтернативное отопление по адресу:, помещения №, 30.
В обоснование отказа административным ответчиком со ссылками на ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 1.7.1, 1.7.2 Правил и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, пп. «а» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, указано на прямой запрет на демонтаж системы отопления в многоквартирном доме.
В силу ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.
В силу пп. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан Л. и Т.», переход на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.
В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 01.04.2016 № 9506-АЧ/04 отмечено, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях. Соответственно при переходе на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.
Совокупность приведенных норм и акта нормативного толкования предполагает, что внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. и изменения порядка распределения расходов для потребителей возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Таким образом, перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованной системы отопления на индивидуальное (альтернативное) отопление не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии на обогрев непосредственно помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами, а также в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, поскольку одним из источников теплоснабжения данных помещений будет являться отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме, которые невозможно отапливать без нарушения, прав и законных интересов иных лиц, проживающих в этом доме. Данные ограничения установлены в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Как следствие, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений или нежилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. Отказ от центрального теплоснабжения возможен только при условии принятия всеми собственниками помещений соответствующего решения и проведения в соответствии с ним реконструкции систем теплоснабжения и электроснабжения.
Поскольку истцом соответствующего решение административному ответчику не представлено, отказ администрации Славянского городского поселения в согласовании переустройства спорного помещения по основаниям, указанным в административном иске, не может быть признан судом не законным и не обоснованным, поскольку отвечает требованиям действующего законодательства.
К тому же, из представленных документов следует и не оспаривалось сторонами, что в помещении, в котором административный истец просила согласовать переустройство и перепланировку, на момент обращения в администрацию переустройство и перепланировка с демонтажем системы отопления произведено.
В силу ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обращаясь в администрацию Славянского городского поселения с заявлением о согласовании переустройства в указанных помещениях, принадлежащих административному истцу на праве собственности, Ткаченко С.С. неверно избрала способ защиты своих прав, что так же является основанием для отказа в согласовании переустройства помещения.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований административного истца по основаниям, указанным в исковом заявлении не имеется.
руководствуясь ст. ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Ткаченко Светланы Сергеевны к администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края оставить без удовлетворения в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья