РЕШЕНИЕ <данные изъяты>
Именем Российской Федерации
04 февраля 2019 года г.Оренбург
Дело №2а-433/2019 (№2а-4519/2018)
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Урбаш С.В., при секретаре Павлик Л.В., с участием: представителя административного истца (дов-ть 22.01.2019) ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Дзержинскому району г.Оренбурга к ФИО2 <данные изъяты> о возложении обязанности представить в налоговый орган налоговые декларации по Форме 3-НДФЛ,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по <...> обратилась в суд с административным иском к ФИО2 Указано, что <Дата обезличена> ФИО2 обратился к мировому судье судебного участка №<...> с иском к <ФИО>5 о взыскании задолженности по аренде жилого помещения по адресу: <...> за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 11592 руб., задолженности по оплате коммунальных услуг – 4171,89 руб., вытекающей из договора найма от <Дата обезличена>, с указанием, что до указанного периода обязанность по оплате исполнялась надлежащим образом. Решением от <Дата обезличена> иск был удовлетворен. Из указанных обстоятельств инспекцией сделан вывод, что с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ФИО2 был получен доход от сдачи квартиры в найм в размере 320000 руб. – по 10000 руб. ежемесячно, однако, в нарушение ст.41,207,208,210,225,227,228,229 НК РФ, административный ответчик не подавал налоговую декларацию по Форме 3-НДФЛ, не исчислял налог на доход и не оплачивал его. Ссылаясь на указанные нормы закона, просят возложить на ФИО2 обязанность, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, представить в налоговый орган налоговые декларации по Форме 3-НДФЛ за 2012-2015 годы, с указанием дохода от сдачи жилого помещения по адресу: <...> найм <ФИО>5
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования, пояснила, что налоговая проверка в отношении административного ответчика не проводилась, налоговые уведомление и налоговое требование не направлялись, в суд, за выдачей судебного приказа или, в исковом порядке – о взыскании суммы налога, инспекция не обращалась. Не отрицает, что КАС РФ, НК РФ, иным Законом не предусмотрено обращение налогового органа с подобными требованиями.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, направлявшаяся по его месту жительства корреспонденция, содержащая судебные повестки и иные, имеющие отношение к рассмотрению настоящего дела процессуальные документы, возвращена почтовым отделением с отметкой «истек срок хранения», в связи с чем, исходя из положений ст. 165 ГК РФ, ФИО2 является извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В обоснование заявленных требований, административным истцом представлены:
Договор от <Дата обезличена> между ФИО2 (Наймодатель) и <ФИО>5 (Наниматель), из которого следует, что Наймодатель сдал в найм Нанимателю на неопределенный срок жилое помещение по адресу: <...>, с оплатой – 10000 руб. ежемесячно.
Копия иска ФИО2, согласно которой, последний <Дата обезличена> обратился к мировому судье судебного участка №<...> с иском к <ФИО>5 о взыскании задолженности по аренде жилого помещения по адресу: <...> за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 11592 руб., задолженности по оплате коммунальных услуг – 4171,89 руб.
Копия решения мирового судьи судебного участка №<...> от <Дата обезличена> о частичном удовлетворении указанного иска – взыскании платы за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> – 10000 руб., процентов по ст. 395 ГК РФ – 1984,63 руб., расходов по оплате коммунальных услуг – 392 руб., судебных расходов – 5630 руб. и 484,35 руб.
Уведомление от <Дата обезличена> о вызове налогоплательщика ФИО2 на заседание комиссии по легализации налоговой базы на <Дата обезличена>.
Протокол допроса свидетеля <ФИО>1 специалистом ИФНС <ФИО>7, из которого следует, что <Дата обезличена> ФИО2 показал, что квартира по адресу: <...> принадлежит ему, он заключал договор с <ФИО>5, но денег от него не получал.
Уведомление от <Дата обезличена> о вызове налогоплательщика ФИО2 на заседание комиссии по легализации налоговой базы на <Дата обезличена> и для составления административного протокола по ч.1 ст.19.4 КоАП РФ - <Дата обезличена>.
Протокол заседания комиссии по легализации налоговой базы от <Дата обезличена>, на котором ФИО2 пояснил, что дохода от сдачи квартиры не получал. Решили предложить ФИО2 отчитаться по полученным доходам, документы передать в прокуратуру.
Действительно, в соответствии с пунктом 3 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, указанные, в частности, в подпункте 1 пункта 1 статьи 228 Кодекса, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Согласно пункту 1 статьи 229 Кодекса налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Вместе с тем, согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер, связанной с их взиманием, деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
Статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
В соответствии с подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе проводить налоговые проверки, взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штраф случаях и порядке, которые установлены данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом целью налоговых проверок являются не только установление фактов налоговых правонарушений, но и определение размера налогооблагаемой базы, правильное исчисление суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет.
Согласно положений статьи 106 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Таким образом, выводы Инспекции о совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушениях должны быть основаны на документах и сведениях, полученных налоговым органом в ходе осуществления мероприятий налогового контроля в соответствии с главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что получив сведения о наличии у ФИО2 дохода, налоговая инспекция должным образом не организовала проведение мероприятий налогового контроля в рамках главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации, не провела в отношении налогоплательщика налоговую проверку, по результатам которой был бы достоверно установлен доход налогоплательщика.
При этом, меры ответственности, предусмотренные статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение налогового законодательства в части не предоставления налоговой декларации в установленный срок, к ФИО2 не применялись. Доказательств обратного в материалы административного дела административным истцом представлено не было.
Часть 2 ст.1 КАС РФ не предусматривает возможности рассмотрения в порядке КАС административных исков налоговых органов о понуждении налогоплательщиков к предоставлению налоговых деклараций.
Перечень оснований для обращения в суд налоговых органов перечислен в части 1 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе в пункте 14 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в части 11 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и согласно указанным нормам, налоговые органы правом обращения в суд с иском о возложении обязанности предоставить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц так же не наделены.
Налоговая инспекция является властно - распорядительным и контролирующим органом, наделенным самостоятельными полномочиями по выявлению налоговых правонарушений, применению налоговых санкций, исчислению и взысканию налогов и сборов, при этом, обязанность, сроки предоставления налогоплательщиком налоговой декларации и ответственность за допущенные нарушения прямо предусмотрены законом и такого правового механизма принудительного исполнения налоговой обязанности как понуждение в судебном порядке представить налоговую декларацию, ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Кодекс административного судопроизводства не содержат.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования ИФНС России по <...> к ФИО2 <данные изъяты> о возложении обязанности представить в налоговый орган налоговые декларации по Форме 3-НДФЛ законными и обоснованными не являются, а, следовательно, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ИФНС России по <...> к ФИО2 <данные изъяты> о возложении обязанности представить в налоговый орган налоговые декларации по Форме 3-НДФЛ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд <...> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>