ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-433/20 от 19.11.2020 Великолукского районного суда (Псковская область)

Дело №2а-433/2020

УИД 60RS0005-01-2020-000737-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 ноября 2020 года п. Кунья Псковской области

Великолукский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Кузьмина Н.Ю., при секретаре Гриневой Л.А., с участием административного истца – заместителя прокурора Куньинского района Кондратьевой Е.А., представителя административного ответчика – Главы сельского поселения «Каськовская волость» Куньинского района Псковской области Тимашковой Л.И., представителя заинтересованного лица – Администрации Куньинского района Псковской области Веселова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Куньинского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Каськовская волость» Куньинского района Псковской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обустроить контейнерные площадки,

установил:

Заместитель прокурора Куньинского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к Администрации сельского поселения «Каськовская волость» Куньинского района Псковской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обустроить контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: <адрес> Куньинского района Псковской области.

В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой Куньинского района Псковской области проверки выявлено, что на территории сельского поселения «Жижицкая волость» Куньинского района Псковской области контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов в вышеперечисленных населенных пунктах до настоящего времени не обустроены специальной площадкой с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, что является нарушением действующего законодательства и нарушает законные интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании заместитель прокурора Куньинского района Кондратьева Е.А. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, пояснила, что Администрация сельского поселения «Каськовская волость» имеет полномочия по созданию контейнерных площадок на основании областного закона, до настоящего времени в поименованных в иске деревнях контейнерные площадки отсутствуют, жители указанных деревень поставлены в неравное положение с жителями многоквартирных домов Куньинского района, накопление мусора в пакеты не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам и осуществляется в нарушение порядка накопления отходов на территории области, в данных населенных пунктах необходимо создать хотя бы по одной контейнерной площадке, а конкретную потребность в этом должен определить орган местного самоуправления, также указала, что поскольку Администрацией принято постановление об утверждении схемы размещения мест накопления отходов, то соответствующие полномочия по созданию мест накопления также осуществляются административным ответчиком.

Представитель административного ответчика – глава администрации сельского поселения «Каськовская волость» Куньинского района Псковской области Тимашкова Л.И. иск не признала, пояснила, что на территории поименованных в иске деревень осуществляется накопление мусора в пакетах, что полностью соответствует Порядку накопления твердых коммунальных отходов на территории Псковской области, вывоз мусора осуществляется ООО «Экопром» по согласованному графику; указала, что отвести участок под контейнерную площадку и провести его межевание на текущий момент невозможно, поскольку размер земельного участка под контейнерную площадку меньше, чем минимальный размер земельного участка, предусмотренный Правилами землепользования и застройки Каськовской волости; указала, что в 2021 году планируется капитальный ремонт дороги Кунья – Каськово, в связи с чем обустраивать контейнерные площадки нецелесообразно; также сослалась на то, что полномочиями по созданию мест накопления отходов Администрация не обладает, поскольку это является полномочием муниципального района; создание контейнерных площадок в деревнях не учитывает особенности данных населенных пунктов, которые имеют малое количество постоянного населения и значительную протяженность, полагает, что контейнерные площадки нужны в местах значительного образования отходов - на кладбищах, в местах отдыха.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Куньинского района Псковской области Веселов А.В. подтвердил, что на территории поименованных в иске деревень осуществляется накопление мусора в пакетах, что полностью соответствует Порядку накопления твердых коммунальных отходов на территории Псковской области, однако считает, что полномочиями по созданию мест накопления отходов обладают именно сельские поселения района.

Выслушав доводы лиц участвующих в деле, проверив представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон №89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 13.4 Закона №89-ФЗ).

Согласно пункту 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Аналогичные положения о способах накопления отходов предусмотрены пунктом 3.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Псковской области, утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 29.12.2018 N 129-ОД.

Пунктом 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Таким образом, накопление мусора в контейнеры является одним из способов накопления отходов, для которого установлены особые санитарные требования к обустройству места (площадки) их накопления.

В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно пунктов 11 и 12 данных Правил реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Следовательно, создание места накопления отходов предполагает соблюдение установленной нормативными актами процедуры – создание места накопления отходов уполномоченным лицом, внесение места накопления в реестр.

В силу пункта 7.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Псковской области, накопление ТКО в пакетах или других емкостях допускается на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих и огороднических товариществ в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО.

При осуществлении накопления ТКО в пакеты или другие емкости места накопления ТКО определяются региональным оператором совместно с органами местного самоуправления в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Вывоз ТКО в пакетах или других емкостях с мест накопления ТКО осуществляется региональным оператором (уполномоченным им лицом) в соответствии с договором (пункты 7.3 и 7.6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Псковской области).

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации сельского поселения «Каськовская волость» от 24.04.2019 №15 Куньинского района утверждена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Каськовской волости.

Согласно указанной схемы в <адрес>, органом местного самоуправления определены места накопления отходов в мешках, которые не являются контейнерными площадками, то есть такие места накопления отходов (контейнерные площадки), которые требуют обустройства в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, органом местного самоуправления Жижицкой волости в данных населенных пунктах не создавались.

Указанные обстоятельства подтверждаются также сведениями размещенного в соответствии с пунктом 13 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра в сети Интернет реестра контейнерных площадок Псковской области на официальном сайте Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, а также реестром мест (площадок) накопления ТКО на территории сельского поселения «Каськовская волость».

Между тем, обустройство контейнерных площадок в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, как этого требует прокурор, необходимо только на созданных органом местного самоуправления местах накопления отходов, которые являются контейнерными площадками.

Сторонами не оспаривается, что накопление отходов в населенных пунктах <адрес> осуществляется путем накопления их в мешках, в местах, указанных на схеме размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Каськовской волости, а вывоз осуществляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами – ООО «Экопром» по согласованному с органом местного самоуправления графику.

При этом, каких-либо правовых аргументов, помимо того, что отсутствие контейнерных площадок ставит в неравное положение жителей индивидуальных домов данных деревень по сравнению с жителями многоквартирных домов, прокурором не приведено.

Также прокурором не обосновано в правовом отношении и не подтверждено соответствующими доказательствами, что применяемый в поименованных в административном исковом заявлении населенных пунктах способ накопления отходов в пакетах является неприемлемым в указанных условиях, а также что имеется потребность данных населенных пунктов, в том числе исходя из численности населения деревень и нормативов образования отходов, в оборудовании именно контейнерных площадок.

Сторонами не оспаривается, что накопление отходов в пакетах происходит на территории индивидуальной жилой застройки населенных пунктов Каськовской волости.

Судом на основании анализа положений СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" также не установлено положений, исключающих накопление отходов в пакеты и непосредственно определяющих потребность населенных пунктов, поименованных в заявлении прокурора, в оборудовании контейнерных площадок.

Из пояснений представителей административного ответчика и заинтересованного лица следует, что создание контейнерных площадок в населенных пунктах, указанных в административном исковом заявлении, не обусловлено насущной потребностью проживающих там жителей, поскольку там применяется накопление мусора в пакетах и создание по одной контейнерной площадке на деревню принципиально не улучшит их положения.

Доказательств обратного прокурором не представлено.

Таким образом, у органа местного самоуправления отсутствуют правовые основания для оборудования контейнерных площадок в соответствии с требованиями пункта 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10, когда такое место накопления отходов не создано органом местного самоуправления, не включено в реестр мест накопления отходов именно как контейнерная площадка и не обозначено на схеме размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов как контейнерная площадка.

Кроме того, в части полномочий органов местного самоуправления в области обращения с отходами судом установлено следующее.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В силу частей 3 и 4 статьи 14 Закона №131-ФЗ указанное полномочие на территориях сельских поселений осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов в тех случаях, когда данное полномочие не закреплено за сельским поселением законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставом муниципального района и уставом сельского поселения.

Пунктом 14 части 1 статьи 15 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района также отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Псковской области от 10.12.2014 N 1464-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений" за сельскими поселениями Псковской области закреплено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Из положений указанных законов следует, что за сельскими поселениями с момента принятия указанного закона Псковской области (в действующей редакции) закреплены полномочия общего характера (участие в организации деятельности) в области накопления и транспортировки твердых коммунальных отходов.

Таковыми могут являться в частности, подготовка предложений по количеству мест накопления отходов, по размещению мест накопления отходов, обеспечение к ним беспрепятственного проезда, отвод земельного участка под места накопления отходов, осуществление контроля за соблюдением региональным оператором своих обязанностей, а также иные задачи по оказанию регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.

Специальные же полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами предусмотрены Законом №89-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В точности такие же полномочия отнесены к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов (пункт 2 статьи 8 Закона №89-ФЗ).

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют данные полномочия на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 8 Закона №89-ФЗ).

С учетом того, что пунктом 18 части 1 статьи 14 и пунктом 14 части 1 статьи 15 Закона №131-ФЗ, а также пунктом 2 статьи 1 Закона Псковской области от 10.12.2014 N 1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» за городскими, сельскими поселениями и муниципальными районами закреплены полностью идентичные общие полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, оснований считать, что специальными полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов наделены сельские поселения Псковской области, не имеется.

В связи с тем, что Закон Псковской области от 10.12.2014 N 1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» не наделяет сельские поселения специальными полномочиями по созданию и содержанию мест накопления отходов, то подлежит применению общее правило, закрепленное пунктом 3 статьи 8 Закона №89-ФЗ об осуществлении этих полномочий органом местного самоуправления муниципального района на территориях сельских поселений.

Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 13.10.2015 N 26-П, от 29.03.2011 N 2-П, согласно которой содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности.

Доводы прокурора со ссылкой на письмо Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области от 11.11.2020 №СТ-09-2983 о наличии у сельского поселения полномочий на создание и содержание мест накопления отходов отклоняются, поскольку выраженная в этом письме позиция является мнением органа государственной власти субъекта, не обладает свойством нормативности, и потому не является значимым в судебном правоприменении.

Положения частей 2 и 4 статьи 18 Закона №131-ФЗ, а также статей 13 - 15, 65 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации не позволяют органам местного самоуправления финансировать расходы, возникшие в связи с осуществлением органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий.

Таким образом, создавать и финансировать обустройство контейнерных площадок Администрация сельского поселения «Каськовская волость» Псковской области на территории данного муниципального образования не может в силу отсутствия необходимых полномочий.

Вопреки доводам прокурора, принятие органом местного самоуправления муниципального акта по утверждению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и их реестра не имеет правового значения при разрешении данного спора и не свидетельствует о наличии у сельского поселения полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления: в указанном случае ошибочные действия Администрации сельского поселения в отсутствие соответствующих полномочий не являются основанием для возложения на данный орган местного самоуправления соответствующей обязанности, поскольку такая обязанность может быть возложена исключительно федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, учитывая, что у органа местного самоуправления отсутствуют основания обустраивать контейнерные площадки, поскольку они юридически не созданы как место накопления отходов, и на территории Каськовской волости применяется способ накопления отходов в емкости, при этом административный иск предъявлен к органу местного самоуправления, у которого полномочия по созданию мест накопления отходов отсутствуют, незаконного бездействия Администрации сельского поселения «Каськовская волость» Куньинского района Псковской области по непринятию мер по обустройству контейнерных площадок не усматривается, в связи с чем в иске прокурору следует отказать.

решил:

Административный иск заместителя прокурора Куньинского района Псковской области к Администрации сельского поселения «Каськовская волость» Псковской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обустроить контейнерные площадки оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский районный суд (постоянное судебное присутствие в рабочем поселке Кунья) в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Кузьмин Н.Ю.

Решение в окончательной форме изготовлено 26.11.2020

Председательствующий судья Кузьмин Н.Ю.