ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4345/2021 от 02.12.2021 Нижнекамского городского суда (Республика Татарстан)

дело ...а-4345/21

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

... 02 декабря 2021 года

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Львова Р.А., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ... по ... к Пименову Руслану Александровичу о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы ... по ... (далее – МРИ ФНС ... по РТ, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Пименову Р.А. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени.

В обоснование требований указано, что согласно сведениям, представленным от органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, административный ответчик Пименов Р.А. является собственником 20 земельных участков, расположенных по адресу: ... горка. Административному ответчику Пименову Р.А. было направлено налоговое уведомление с исчисленной суммой налога и требование ... от ... об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Определением мирового судьи судебного участка ... по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан от ... вынесен судебный приказ ... о взыскании с Пименова Р.А. в пользу административного истца задолженности по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 4506 рублей 57 копеек и государственной пошлины в размере 200 рублей в доход государства. Определением мирового судьи судебного участка ... по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан от ... вышеназванный судебный приказ отменен, в связи с письменным возражением Пименова Р.А. Однако до настоящего времени требования в полной мере не исполнены. Просит взыскать с административного ответчика Пименова Р.А. за 2018 год земельный налог в размере 4484 рубля и пени в размере 22 рубля 57 копеек, всего на сумму 4506 рублей 57 копеек.

Представитель административного истца МРИ ФНС ... по РТ ФИО3 в судебном заседании пояснила, что в настоящее время задолженность по налогам и пени указанная в административном иске отсутствует, в связи с тем, что налоговым органом произведен взаимозачет излишне уплаченного транспортного налога.

Административный ответчик Пименов Р.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Пименова Р.А., по доверенности ФИО4, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Республике Татарстан и Исполнительного комитета Майскогорского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон.

Выслушав участников процесса и исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

- 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (подпункт 1);

- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков (подпункт 2).

Согласно Решения Совета муниципального образования «Майскогорское сельское поселение» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан ... в редакции от ..., для земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества или животноводства, гаражей, погребов, а также дачного хозяйства установлена налоговая ставка 0,3%.

Судами установлено, что Пименов Р.А. в 2018 году являлся плательщиком земельного налога с физических лиц в отношении принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами ... расположенными по адресу: ... горка, категория земель: «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками».

Пименову Р.А. по ставкам, установленным решением Решения Совета муниципального образования «Майскогорское сельское поселение» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан ... в редакции от ... начислен земельный налог за 2018 год с учетом коэффициента 0,3.

Уведомлением N 89136769 от ... за 2017 год со сроком уплаты до ... начислен земельный налог в размере 5279 рублей, с учетом коэффициента 1,5, при этом налоговый орган обосновал это тем, что земельные участки используются не по целевому назначению, ссылаясь на проведение камерального контроля и отсутствие на них индивидуального жилищного строительства и обработки земли с целью выращивания сельскохозяйственных культур, полагает, что Пименов Р.А. будет использовать земельные участки для последующей перепродажи.

В адрес ПименоваР.А. налоговым органом направлено требование ... по состоянию на ... об уплате земельного налога и пени. Установлен срок исполнения до ....

Определением мирового судьи судебного участка ... по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан от ... отменен судебный приказ... о взыскании с Пименова Р.А. земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений.

В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Суд полагает, что для того чтобы к данным категориям земель применять ставку, не превышающую 0,3%, данные категории земель должны использоваться по назначению - «индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками», поэтому применение налоговым органом при исчислении земельного налога за 2018 год по земельным участкам с кадастровыми номерами ... повышающего коэффициента 1,5, повлекшее доначисление налога за 2018 год, произведено правомерно.

Суд, считает необходимым отметить, что установленная действующим законодательством налоговая ставка 0,3 процента по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, ее применение возможно только при соблюдении одновременно двух условий: при отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях; при их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ... N 307-ЭС20-11724 по делу N А66-14963/2018.

Таким образом, при применении нормы Налогового кодекса Российской Федерации о повышающем коэффициенте для земельного налога нужно учитывать специфику конкретных правоотношений.

Фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.

При рассмотрении настоящего дела суд установил, что Пименовым Р.А. не доказано ведение в 2018 году сельскохозяйственной деятельности, либо постройки индивидуальных жилых домов на спорных земельных участках.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В силу пункта 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от ... N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости, подлежащей внесению в государственный кадастр недвижимости.

С учетом приведенных положений закона, суд приходит к выводу, что административным истцом исчислен за 2018 год земельный налог в размере 4484 рубля и пени в размере 22 рубля 57 копеек, всего на сумму 4506 рублей 57 копеек, который подлежит уплате.

Срок добровольной уплаты по выставленному в адрес административного ответчика Пименова Р.А. требованию истек. Требование последним не обжаловано и в добровольном порядке до настоящего времени не исполнено.

До настоящего времени задолженность по налогам и пеням Пименовым Р.А. не погашена, допустимых и достоверных доказательств подтверждающих уплату налога и пеней, суду не представлено, расчет задолженности, представленный истцом, не оспорен.

Однако, согласно представленным представителем административного истца суду, сведениям МРИ ФНС ... по РТ в соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельно произведен зачет суммы излишне уплаченного налога, в том числе за 2018 год: земельный налог в размере 4484 рубля и пени в размере 22 рубля 57 копеек, всего на сумму 4506 рублей 57 копеек.

Таким образом, в настоящее время задолженность Пименова Р.А. по уплате земельного налога и пени за 2018 год отсутствует.

Совокупность вышеприведенных норм права и установленных по делу обстоятельств дают суду основания для отказа в удовлетворения требований административного истца к Пименову Р.А. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление межрайонной инспекции федеральной налоговой службы ... по ... к Пименову Руслану Александровичу о взыскании задолженности по земельному налогу физических лиц в размере 4484 рубля, пени в размере 22,57 рублей за 2018 год, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.

Судья Р.А. Львов