ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-434/17 от 19.09.2017 Заларинского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п.Залари 19 сентября 2017 г.

Заларинский районный суд Иркутской области, РФ в составе председательствующего судьи С.А.Тазетдиновой, единолично, при секретаре судебного заседания Корниковой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному иску Межрайонной ИФНС России №14 по Иркутской области к Дьяченко Н.В. о взыскании сумм штрафа по недоимкам, пени и санкций в ПФ РФ (налоговый агент) по ЕСН (взносу), зачисляемому в ФБ

У С Т А Н О В И Л

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по состоянию на 31.07.2017 в Межрайонной ИФНС России №14 по Иркутской области за Дьяченко Н.В. числится задолженность по налогам, пеням и штрафам 31.12.2002 в связи с приемом входящего сальдо в систему ЭОД у налогоплательщика образовалась задолженность по недоимкам, пени и санкций в ПФ РФ (налоговый агент) по ЕСН (взносу), зачисляемому в ФБ (штрафу) в сумме 166,98 руб. В соответствии со ст.69 НК РФ налогоплательщику направлено требование об уплате налога, пени и штрафа по состоянию на 26.01.2016 и со сроком исполнения 10.02.2016. В установленный срок требование налогового органа не исполнено. Межрайонная ИФНС России по Иркутской области обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Дьяченко Н.В. задолженности по ЕСН в сумме 166,98 руб.. После извещения должника о выдаче судебного приказа от 12.02.2017 от Дьяченко Н.В. поступили возражения относительно его исполнения, т.к. за истечением срока давности квитанции об уплате данного штрафа он не сохранил. Перед закрытием своего ИП ему выдали реестр имеющихся задолженностей. После того, как он все погасил, ему разрешили закрыть ИП. Межрайонная ИФНС России №14 по Иркутской области не может предоставить документального обоснования указанной задолженности, поскольку в соответствии с Приказом ФНС России от 15.02.2002 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения» срок хранения указанных документов составляет 5 лет, после чего они подлежат уничтожению. Срок хранения электронных документов аналогичен сроку хранения документов на бумажном носителе. В соответствии с п.п. п.4 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Пропуск инспекцией, в совокупности установленных в ст.45,48,70 НК РФ сроков на взыскание налогов, пеней и штрафов не является основанием для исключения задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам из лицевого счета налогоплательщика, сведения которого используются при составлении справки о состоянии расчетов с бюджетом. Кроме того по смыслу положений ст.44 НК РФ пропуск налоговым органом установленных сроков не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате задолженности. Следовательно, пропуск налоговым органом установленных сроков взыскания не является основанием для исключения задолженности из лицевого счета налогоплательщика и не препятствует исполнению налогоплательщиком обязанности по ее уплате самостоятельно. Из взаимосвязи толкования норм п.п.5 п.3 ст.44, п.п.4 п.1 ст.59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 31, 48, 75 НК РФ, ст. 95, 125, 126, 286, 287 Кодекса административного судопроизводства РФ, Межрайонная ИФНС России № 14 по Иркутской области просит взыскать с Дьяченко Н.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу 666322 <адрес> сумму штрафа по недоимкам, пени и санкций в ПФ РФ (налоговый агент) по ЕСН (взносу), зачисляемому в ФБ в размере 166, 98 руб.

Представитель административного истца, Межрайонной ИФНС России №14 по Иркутской области в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовав о рассмотрении дела в его отсутствие и указав на поддержание заявленных требований в полном объеме.

Административный ответчик Дьяченко Н.В. в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о дне слушания дела, о причинах не явки суд не уведомив, не ходатайствовав о рассмотрении дела в него отсутствие, не выразив по иску.

Судом определено о рассмотрении иска по существу в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ч.2 ст.289 КАС РФ.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Ст.57 Конституции РФ, установлена обязанность каждого, уплачивать, законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом.

Согласно ч.2 ст.287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обязательства.

При этом административным истцом в подтверждение возникновения образовавшейся задолженности у административного ответчика, заявленной к взысканию документального доказательного обоснования не предоставлено.

Кроме того в соответствии с ч.2,3 ст.48 Налогового Кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании, установленные п. 2, 3 ст. 48 НК РФ, могут быть восстановлены судом.

Как следует из определения от 17.02.2017 мирового судьи по 58 судебному участку Заларинского района судебный приказ от 12.02.2017 о взыскании с Дьяченко Н.В. задолженности по ЕСН в сумме 166,98 руб. был отменен в связи с предоставлением возражений административного ответчика.

Административное исковое заявление поступило в Заларинский районный суд 15.08.2017, ходатайства о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления о взыскании, а также доказательств уважительности причин пропуска не содержит.

Согласно ст.44 Налогового Кодекса РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Из ч.1 ст. 69 НК РФ следует, что требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В соответствии с п.2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, из вышеизложенных норм закона следует, что при выполнении положений закона о сроках направления налогового требования административное исковое заявление о взыскании недоимки по налогу могло быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные ст. 70 НК РФ.

Как следует из представленных стороной материалов, налогоплательщику было направлено требование об уплате налога, пени и штрафа по состоянию на 26.01.2016 и со сроком исполнения 10.02.2016.

Административное исковое заявление о взыскании имеющейся задолженности поступило в суд 15.08.2017.

Таким образом, исходя из вышеприведенных положений закона, в настоящее время налоговый орган также утратил право на принудительное взыскание требуемой задолженности, поскольку истекли сроки принятия решения о ее взыскании, в порядке, установленном ст. 48 НК РФ.

Принимая во внимание, изложенное, с учетом приведенных норм действующего законодательства, суд находит пропущенным срок обращения Межрайонной ИФНС России №14 по Иркутской области в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Дьяченко Н.В. заявленной задолженности.

Положений о возможности применения последствий пропуска указанного срока лишь по заявлению налогоплательщика Налоговый кодекс РФ не содержит. Оснований применять, в том числе по аналогии, соответствующее положение п. 2 ст. 199 ГК РФ не имеется, поскольку, согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Поскольку спор возник из публичных правоотношений, суд применяет срок давности для взыскания недоимки по налогу и пени, по собственной инициативе.

Из представленных суду материалов дела установлено, что обязанность Дьяченко Н.В. об уплате указанной в административном исковом заявлении задолженности возникла по состоянию на 26.01.2016, а истец с требованием об их принудительном взыскании обратился в суд только 15.08.2017 (заявление датировано 31.07.2017).

Конституционный Суд РФ в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что истцом был пропущен срок обращения в суд. При этом каких-либо уважительных причин пропуска указанного срока суду не представлено. Данный срок не приостанавливался и не прерывался. Каких либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих к своевременному обращению в суд с административным иском, административным истцом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен административным истцом по уважительной причине.

С учетом изложенного, требования Межрайонной ИФНС России №14 по Иркутской области о взыскании с Дьяченко Н.В. сумм штрафа по недоимкам, пени и санкций в ПФ РФ (налоговый агент) по ЕСН (взносу), зачисляемому в ФБ в размере 166, 98 руб. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л

В административном иске Межрайонной ИФНС России №14 по Иркутской области к Дьяченко Н.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, проживающему по адресу 666322 р.<адрес><адрес> о взыскании сумм штрафа по недоимкам, пени и санкций в ПФ РФ (налоговый агент) по ЕСН (взносу), зачисляемому в ФБ в размере 166, 98 руб. отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья С.А.Тазетдинова