ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-434/2021 от 25.01.2021 Волжского городского суда (Волгоградская область)

дело № 2а-434/2021 (2а-5307/2020)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Осколковой А.Н.

при помощнике ФИО1

25 января 2021 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области к ФИО2 о взыскании задолженности по уплате пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по пени, начисленных на недоимку по налогу на доходы физических лиц. Налоговым органом в соответствии с положениями ст. 227 НК РФ по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДФЛ за 2018 год исчислены авансовые платежи по сроку "."..г. и "."..г. в размере 127 568,00 руб. каждый. "."..г. административным истцом направлено налоговое уведомление об уплате авансовых платежей по НДФЛ. В связи с неисполнением направленных уведомлений, налоговым органом в соответствии с положениями ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 4 060,07 руб., в отношении которых "."..г. мировым судьей судебного участка № 134 Волгоградской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 в пользу ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области задолженности по пени, начисленной на недоимку по авансовым платежам по НДФЛ. "."..г. определением мирового судьи судебного участка №... вышеуказанный судебный приказ отменен. Налоговый орган обратился в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по пени в размере 4 060,07 руб., начисленных на неуплаченные авансовые платежи по НДФЛ по сроку "."..г. и "."..г..

Представитель административного истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении с учетом уточнений, поддержал. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании с административным иском не согласился. Указывал на то, что задолженности не имеет. Просил суд в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав мнения сторон, считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно данным ЕГРИП ФИО2 до "."..г. являлся индивидуальным предпринимателем.

Как следует из материалов дела, основанием для проведения камеральных налоговых проверок явилась подача административным ответчиком декларации по форме 3-НДФЛ, а также уточненных деклараций в 2019 году.

Так, ФИО2 "."..г. представил первичную декларацию по НДФЛ с кодом налогового периода «86» (представление декларации в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) за 2019 г.: общая сумма дохода – 1 623 923,19 руб., сумма расходов – 1 272 601,98 руб., налоговая база – 341 521,21 руб., общая сумма налога, исчисленная к уплате – 44 398 руб.

"."..г. ФИО2 оплатил указанную сумму НДФЛ в полном объеме.

После проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщиком "."..г. подана уточненная налоговая декларация по НДФЛ за 2019 г. с кодом налогового периода «86»: общая сумма доходов – 1 623 923,19 руб., сумма расходов 1 135 043,48 руб., общая сумма налога, исчисленная к уплате – 63 554,00 руб.

"."..г. ФИО2 оплатил сумму НДФЛ в размере 17 782,00 руб.

"."..г. ФИО2 подана уточненная налоговая декларация по НДФЛ за 2019 г. с кодом налогового периода «34»: общая сумма доходов – 1 623 923,19 руб., сумма расходов 1 135 043,48 руб., общая сумма налога, исчисленная к уплате – 63 554 руб., сумма фактически уплаченных авансовых платежей - 255 136 руб.

Таким образом, у ФИО2 образовалась недоимка по НДФЛ в размере 1 374,00 руб.

Также ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области ФИО2 были исчислены к уплате авансовые платежи по НДФЛ в сумме:

- 127 568,00 руб. (остаток по состоянию на "."..г. составлял 65 388,00 руб.) по сроку уплаты "."..г.;

- 127 568,00 руб. по сроку уплаты "."..г..

Всего было исчислено авансовых платежей в размере 255 136,00 руб., с учетом имеющегося остатка размер авансовых платежей составил 192 956,00 руб.

Размер начисленных пени составил 2 309,36 руб., в связи с чем, выставлено требование №... от "."..г. об уплате налога и пени со сроком уплаты до "."..г..

Также ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области исчислены ФИО2 к уплате недоимка по НДФЛ в сумме 1 374,00 руб. по сроку уплаты "."..г., пени в размере 1 827,89 руб., в связи с чем, выставлено требование №... от "."..г. об уплате налога и пени со сроком уплаты до "."..г.

Поскольку указанная задолженность ФИО2 не была погашена, ИФНС России по г.Волжскому Волгоградской области обратилась к мировому судье судебного участка № <адрес> о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по уплате налога и пени.

"."..г. мировым судьёй судебного участка № 134 Волгоградской области был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по уплате налога в размере 1 374,00 руб. и пени в размере 4060,07 руб. в пользу ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области, который был отменен определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от "."..г.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с данным административным исковым заявлением.

Суд не может согласиться с доводами административного истца о правомерности начисления ФИО2 авансовых платежей по налогу на доход физических лиц за 3,4 квартал 2019 года и пени на них, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Пунктом 3 статьи 58 НК РФ установлено, в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В части применения указанного пункта Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в пункте 14 разъяснено, согласно абзацу второму пункта 3 статьи 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Кодекса.

При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Указанное означает, если согласно налоговой декларации за налоговый период сумма исчисленного налога меньше суммы начисленных авансовых платежей, то налоговый орган производит начисление пени на авансовые платежи с учетом размера исчисленного налога.

Пунктом 1 статьи 207 НК РФ установлено, налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения в соответствии с положениями ст. 209 НК РФ является доход, полученный налогоплательщиками.

Статьей 227 НК РФ установлены особенности исчисления налога для индивидуальных предпринимателей, а также порядок и сроки уплаты авансовых платежей по НДФЛ на текущий налоговый период (в редакции действовавшей в период возникших правоотношений).

Исходя из положений указанной статьи следует, что авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц на текущий налоговый период начисляются налоговым органом самостоятельно исходя из суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса (пункт 8).

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений (пункт 9):

1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации (пункт 10).

Пунктом 3 статьи 229 НК РФ установлено, в случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

Таким образом, указанным пунктом, в случае прекращения деятельности предпринимателем, предусмотрена обязанность по представлению налоговой декларации по НДФЛ, в которой указывается налог к уплате за текущий период.

При этом, по смыслу абз. 3 п. 3 ст. 229 НК РФ окончательные расчеты по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемые в результате осуществления предпринимательской деятельности, производятся до окончания налогового периода

Учитывая указанные положения во взаимосвязи с положениями ст. 227 НК РФ, а также разъяснения пункта 14 Постановления Пленума ВАС РФ от "."..г.№... «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», налоговый орган, получив декларацию, представляемую индивидуальным предпринимателем, в связи с прекращением им деятельности, обязан пересмотреть обязанности по уплате авансовых платежей по НДФЛ.

Согласно имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРИП административный ответчик ФИО2 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя "."..г. Указанный факт административным истцом не оспаривался.

Следовательно, ФИО2 в соответствии с положениями п. 3 ст. 229 НК РФ обязан был представить до окончания 2019 года налоговую декларацию по НДФЛ за текущий год.

Указанная обязанность предпринимателем была исполнена:

"."..г. представлена налоговая декларация по НДФЛ с суммой налога к уплате 44 398,00 руб. (строка 150 лист 003 декларации) (л.д. 45).

Уточненная декларация представлена "."..г. с суммой налога к уплате 63 554,00 руб. (строка 040 лист 002 декларации) (л.д. 59).

"."..г. представлена вторая уточненная налоговая декларация по НДФЛ за 2019 с суммой налога к уплате 63 554,00 руб. (строка 070 лист 003 декларации) (л.д. 67).

Таким образом, налоговые обязательства по НДФЛ за 2019 год предпринимателем определены в размере 63 554,00 руб.

Доказательств обратного со стороны налогового органа не представлено, какие-либо возражения в указанной части административным истцом не заявлены.

Также административным истцом представлены распечатки из программы «АИС Налог-3 ПРОМ» в отношении ФИО2, из которых видно, что административный истец отклонение от данных налогоплательщика не установил (л.д. 89-99).

Из материалов дела усматривается, что размер исчисленных налоговым органом авансовых платежей по НДФЛ по сроку "."..г. и по сроку "."..г. составили 127 568,00 руб. (остаток по состоянию на "."..г. составил 65 388,00 руб.) и 127 568,00 руб. соответственно, что подтверждается подробным расчетом сумм пени по состоянию на "."..г. (л.д. 69).

Тем самым, размер исчисленных авансовых платежей по НДФЛ за 3 и 4 квартал 2019 года составил 255 136,00 руб., остаток 192 956,00 руб., что больше размера исчисленного налога за 2019 год в 3 раза.

Учитывая изложенное, положения пунктов 8-10 ст. 227, п. 3 ст. 229 НК РФ, а также положения пункта 14 Постановления Пленума ВАС РФ от "."..г.№... «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», налоговый орган обязан был пересмотреть размер авансовых платежей по НДФЛ, а также соразмерно уменьшить начисленные суммы пени, что в данном случае сделано не было. Указанное подтверждается карточкой «Расчетов с бюджетом», а также подробным расчетом сумм пени.

Кроме того, согласно карточки «Расчетов с бюджетом» по состоянию на "."..г. за административным ответчиком числилась переплата в размере 89 680,00 руб. При этом административным истцом не представлено решения о возврате данной суммы или доказательств отсутствия переплаты.

В связи с изложенным, налоговым органом не доказан факт наличия задолженности по авансовым платежам по НДФЛ за 2019 г., в связи с чем начисление пени нельзя признать законным.

Более того, расчет истребуемой суммы пени по НДФЛ материалами дела не подтверждается, отдельный подробный расчет на данную сумму пени налоговым органом не представлен, имеющиеся в материалах дела расчеты административным исковым требованиям не соответствуют.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для взыскания с ФИО2 спорной суммы.

Таким образом, оценив по правилам ст.ст.60,61,70 КАС РФ представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 292-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Волжскому Волгоградской области к ФИО2 о взыскании задолженности по уплате пени в размере 4 060 рублей 07 копеек отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись

Справка: в окончательной форме решение суда изготовлено "."..г..

Судья: подпись