Дело № 2а-434/2022
УИД – 26RS0021-01-2022-000513-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21.09.2022 г. г. Лермонтов
Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Курдубанова Ю.В.
при секретаре Боярской К.Е.
с участием:
административного истца – ФИО1,
представителя административного ответчика Управления труда и социальной защиты населения Администрации г. Лермонтова – Тимченко В.П. по доверенности от 02.03.2022 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению труда и социальной защиты населения Администрации г. Лермонтова об оспаривании отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению труда и социальной защиты населения Администрации г.Лермонтова (далее – Управление), в котором просит признать незаконным содержащийся в уведомлении №28 от 07.07.2022 г., отказ Управления труда и социальной защиты населения Администрации г. Лермонтова в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта на основании поданного 30.06.2022 г. заявления, и возложить обязанность принять решение по заявлению от 30.06.2022 г. об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В обоснование сослалась на то, что 30.06.2022 г. она обратилась в Управление труда и социальной защиты населения Администрации г. Лермонтова с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта. 07.07.2022 г. ею получено уведомление № 28 от 07.07.2022 г. об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании п. 27 Порядка оказания государственной социальной помощи населению Ставропольского края на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства СК от 29.01.2014 г. № 19-п, по причине указания неполных и недостоверных данных о составе семьи и доходах. При этом, в уведомлении об отказе не сообщалось, какие конкретно неполные и недостоверные данные указаны ею при обращении за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта. Далее она обратилась с жалобой на отказ Управления в назначении социальной помощи в вышестоящий орган – Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, на что 28.07.2022 ею получен ответ, что в заявлении, подданном ею, не указана супруга ее сына, с которой брак зарегистрирован. Считает отказ Управления в оказании государственной социальной помощи незаконным и необоснованным, так как в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья, сестры, пасынки и падчерицы. Таким образом, критериями отнесения к составу семьи являются соблюдение одновременно двух условий: совместное проживание, ведение совместного хозяйства. По месту ее жительства в <адрес>, совместно с ней зарегистрирован только сын. Его жена ФИО4 зарегистрирована по другому адресу, при этом с 01.09.2018 г. является студенткой очного отделения Кубанского государственного аграрного университета г. Краснодар, и с ней 13.05.2021 г. заключен договор найма жилого помещения в студенческом общежитии по адресу: <адрес>, что свидетельствует о том, что жена сына с ней не проживает и совместное хозяйство не ведет. Считает, что решением ответчика нарушены ее права, в связи с чем, административный истец обратилась в суд.
В судебном заседании административный истец ФИО1 просила удовлетворить административные исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Управления труда и социальной защиты населения Администрации г.Лермонтова по доверенности Тимченко В.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представив письменные возражения, в которых сослалась на то, что 30.06.202 г. ФИО1 обратилась в Управление с заявлением для оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности». В поданном заявлении ФИО1 указала, что ее семья состоит из двух человек – она и ее совершеннолетний сын, что также подтверждается предоставленными документами на двух человек. На основании межведомственного запроса получен ответ, в котором указаны сведения о том, что сын ФИО1ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в зарегистрированном браке с ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ На основании выясненных обстоятельств, с учетом доходов и расчетов среднедушевого дохода семьи, Управлением было принято решение об отказе в оказании ФИО1 государственной социальной помощи на основании контракта, в связи с предоставлением неполных сведений о составе семьи (в заявлении не указана супруга сына, брак с которой официально заключен).
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ семейное законодательство регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными).
В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В силу положений ст. 292 Гражданского кодекса РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством
Как видно из дела, ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Совместно с ней по указанному адресу зарегистрирован ее сын ФИО5
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Управление труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
ДД.ММ.ГГГГ ею получено уведомление об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании п. 27 Порядка оказания государственной социальной помощи населению <адрес> на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства СК от ДД.ММ.ГГГГ№-п, по причине указания неполных и недостоверных данных о составе семьи и доходах.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась с жалобой на отказ в Министерство труда и социальной защиты населения СК.
ДД.ММ.ГГГГ дан ответ за подписью первого заместителя министра, что в заявлении, подданном ФИО1, не указана супруга ее сына, брак с которой официально заключён.
Супруга сына ФИО1ФИО5 - ФИО4 зарегистрирована по адресу: <адрес>, кроме того, ДД.ММ.ГГГГ с ФИО4 заключен договор найма жилого помещения в студенческом общежитии по адресу: <адрес>, в связи с обучением на дневной (очной) форме в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами.
Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
Из разъяснений в п.п. б) п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
В судебном заседании достоверно установлено, что Управлением труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> принято решение об отказе в оказании ФИО1 государственной социальной помощи на основании контракта со ссылкой на предоставление неполных сведений о составе семьи и доходах, поскольку в заявлении не указана супруга сына, брак с которой официально заключен.
Вместе с тем, административным истцом представлены достоверные доказательства, подтверждающие факт раздельного проживания и ведения хозяйства с супругой сына - ФИО4, место жительства которой зарегистрировано по другому адресу: <адрес>. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ с ФИО4 заключен договор найма жилого помещения в студенческом общежитии по адресу: <адрес>, в связи с обучением на дневной (очной) форме в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Из приведенных положений закона следует, что постановка на регистрационный учет является подтверждением факта проживания в указанном в регистрации жилом помещении.
Данное обстоятельство указывает на то, что ФИО4 не проживает совместно и не ведет общее хозяйство с ФИО1, в связи с чем, не относится к членам её семьи применительно к требованиям ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Обращаясь с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, ФИО1 предоставлены достоверные сведения о зарегистрированных и проживающих совместно с ней членах семьи, а именно - о сыне ФИО5
Иная позиция Управления основана на ошибочном толковании норм права, регулирующих возникшие между сторонами спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах, суд считает отказ административного ответчика в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта административному истцу не основанным на законе, в связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к Управлению труда и социальной защиты населения Администрации г. Лермонтова об оспаривании отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта и возложении обязанности устранить допущенное нарушение – удовлетворить.
Признать незаконным, содержащийся в уведомлении №28 от 07.07.2022 г., отказ Управления труда и социальной защиты населения Администрации г. Лермонтова в назначении ФИО1 государственной социальной помощи на основании социального контракта, на основании поданного ею 30.06.2022 г. заявления.
Возложить обязанность на Управление труда и социальной защиты населения Администрации г. Лермонтова в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлению ФИО1 от 30.06.2022 г. об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Лермонтовский городской суд.
Председательствующий судья Ю.В. Курдубанов