ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-435/15ГОДА от 11.10.2018 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-435/2015 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2018 года г. Осташков

Осташковский городской суд Тверской области в составе

председательствующего федерального судьи Нечаева С.А.,

при секретаре Шмелевой Н.В.,

с участием помощника Осташковского межрайонного прокурора Архангельского М.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осташковского межрайонного прокурора к администрации Осташковского городского округа о признании бездействия по организации мероприятий по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, обязании организовать проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории г. Осташкова,

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Осташковского городского округа о признании бездействия по организации мероприятий по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, обязании организовать проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории г. Осташкова: в районе городской Набережной, в непосредственной близости от стены Знаменской церкви и Рабочий городок, скопление отходов в виде кучи, размерами около 2,0х7.0 м и высотой около 0,5 м, состоящей из упаковок из-под пищевых продуктов, пустых коробок, пищевых отходов, пустых бутылок (полимерных и стеклянных), сметного мусора и других;

на улице Евстафьевская, напротив дома №9 и №27 в виде куч, размерами около 2,0х3,0 м и высотой около 0,5 м, состоящей из упаковок из-под пищевых продуктов, пустых коробок, пищевых отходов, пустых бутылок (полимерных и стеклянных), крупногабаритного и сметного мусора и других; на обочине дороги ведущей к автовокзалу напротив дома №3 по ул. К. Заслонова в виде скопления твердых коммунальных отходов в виде кучи размером 2,0 на 2,0 м; рядом с проезжей частью напротив здания автовокзала в виде кучи размером около 2,0 на 4,0 м и высотой около 1,0 м; на обочине дороги по ул. Тимофеевская, напротив дома №135 в виде скопления твердых коммунальных отходов в виде кучи размером 2,0 м на 4,0 м.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, в части осуществления полномочий по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в деятельности администрации Осташковского городского округа, в ходе

которой установлено, что в районе городской Набережной, в непосредственной близости от стены Знаменской церкви и Рабочий городок; на улице Евстафьевская, напротив дома №9 и №27; на обочине дороги, ведущей к автовокзалу напротив дома №3 по ул. К. Заслонова; рядом с проезжей частью напротив здания автовокзала; на обочине дороги по ул. Тимофеевская, напротив дома №135 организованы несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора.

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с Федеральным законом №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», Федеральным законом №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г., Федеральным законом №52-ФЗ №О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г., Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.11.2003 г.,

Уставом администрации Осташковского городского округа, Федеральным законом Тверской области от 11.05.2018 №20-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов» - относится к вопросам местного значения.

Несоблюдение администрацией требований природоохранного, земельного и санитарного законодательства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, безопасность их жизни, здоровья, в связи с чем, заявлен настоящий иск.

В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного прокурора Архангельского М.В. заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика администрации Осташковского городского округа о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, о чем в материалах дела имеется расписка, об уважительных причинах неявки в судебное заседание не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, с учетом мнения помощника Осташковского межрайонного прокурора Архангельского М.В. суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав помощника Осташковского межрайонного прокурора Архангельский М.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесены, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу положений части 1 статьи 51 вышеуказанного Закона, части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Положениями статей 3, 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Согласно частям 1, 2 статьи 13 данного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктам 27,28 ст.9 Устава Осташковского городского округа

к вопросам местного значения Осташковского городского округа относится организация по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; организация благоустройства и озеленении территории Осташковского городского округа.

Согласно п.3 ст.2 Федерального закона Тверской области от 11.05.2018 №20-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов» отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов наделяются органы местного самоуправления городских округов.

Таким образом, к компетенции органов местного самоуправления отнесена ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов, уборка территорий от мусора.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что в городе Осташкове Тверской области имеются несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов и мусора, расположенные в районе городской Набережной, в непосредственной близости от стены Знаменской церкви и Рабочий городок; на улице Евстафьевская, напротив дома №9 и №27; на обочине дороги, ведущей к автовокзалу напротив дома №3 по ул. К. Заслонова; рядом с проезжей частью напротив здания автовокзала; на обочине дороги по ул. Тимофеевская, напротив дома №135.

Данные обстоятельства подтверждаются рапортами помощника Осташковского межрайонного прокурора о результатах проведенной проверки исполнения законодательства в сфере охраны природы и оборота земель администрацией Осташковского городского округа (л.д.18-20, 31-32), фототаблицей, на которой зафиксированы свалки бытовых отходов и мусора (л.д.33-38).

Администрация Осташковского городского округа не представила каких-либо доказательств, подтверждающих принятие ею мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории округа.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Бездействие администрации Осташковского городского округа по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации свалки бытовых отходов и мусора в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного городского округа, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.

При таких обстоятельствах заявленные прокурором исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд, при необходимости устанавливает срок исполнения решения.

Исходя из положений ч.2 ст.178 КАС РФ принимая во внимание, что для исполнения обязанностей возложенных судом, т.е. для проведения мероприятий по ликвидации свалок твердых коммунальных отходов и мусора не требуется значительного периода времени, суд считает возможным установить срок для исполнения ответчиком указанных требований – один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Осташковского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Осташковского городского округа по непринятию мер по неисполнению требований законодательства по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Обязать администрацию Осташковского городского округа в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалки твердых коммунальных отходов и мусора на территории г. Осташкова Тверской области, расположенные в районе городской Набережной, в непосредственной близости от стены Знаменской церкви и Рабочий городок; на улице Евстафьевская, напротив дома №9 и №27; на обочине дороги, ведущей к автовокзалу напротив дома №3 по ул. К. Заслонова; рядом с проезжей частью напротив здания автовокзала; на обочине дороги по ул. Тимофеевская, напротив дома №135.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме – 16 октября 2018 года.

Судья С.А. Нечаев