ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-435/2016 от 12.09.2016 Пинежского районного суда (Архангельская область)

Дело N 2а-435/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2016 года с. Карпогоры

Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Жук О.Ю., при секретаре Янковой М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пинежской территориальной избирательной комиссии к администрации муниципального образования «Карпогорское» о признании бездействия, выразившегося в не перечислении денежных средств на подготовку и проведение выборов главы муниципального образования «Карпогорское», незаконным и возложении обязанности профинансировать выборы главы муниципального образования «Карпогорское»,

установил:

Пинежская территориальная избирательная комиссия обратилась в суд к администрации муниципального образования «Карпогорское» с указанным административным исковым заявлением. Требования мотивирует тем, что решением Совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» от 27 июня 2016 года № 254 на 18 сентября 2016 года назначены выборы главы муниципального образования «Карпогорское». Полномочия по подготовке и проведению выборов главы МО «Карпогорское» переданы Пинежской территориальной избирательной комиссии соглашением от 05 июля 2016 года, в силу подпункта 2.2.1 которого муниципальное образование «Карпогорское» взяло на себя обязательства перечислить истцу денежные средства для исполнения соответствующих полномочий. Помимо соглашения порядок прямого финансирования деятельности избирательных комиссий регламентируется п. 1 ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Архангельской области от 08.11.2006 N 268-13-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области". На проведение выборов главы муниципального образования согласно смете расходов требуется финансирование в размере 45 300 рублей, однако денежные средства на счет территориальной избирательной комиссии до настоящего времени не перечислены. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Карпогорское», выразившееся в не перечислении денежных средств на подготовку и проведение выборов главы муниципального образования «Карпогорское», и обязать ответчика в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца произвести финансирование расходов, связанных с выборами главы муниципального образования «Карпогорское», в размере 45 300 рублей.

Представитель административного истца- председатель Пинежской территориальной избирательной комиссии Телицын А.Н. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что обязанность по финансированию муниципальных выборов главы МО «Карпогорское» в силу закона лежит на административном ответчике. Однако глава МО «Карпогорское» уклоняется от данной обязанности, собственная избирательная комиссия муниципальным образованием не создана, соглашение о передаче Пинежской территориальной избирательной комиссии полномочий по подготовке и проведению выборов главы МО «Карпогорское», назначенных на 18 сентября 2016 года, подписано администрацией лишь 06 сентября 2016 года. На сегодняшний день перед территориальной избирательной комиссией стоит вопрос об оплате и получении бланков избирательных бюллетеней, необходимых для проведения выборов главы МО «Карпогорское». Однако денежные средства на подготовку и проведение данных выборов истцу не перечислены, что ставит проведение выборов под угрозу срыва.

Представитель административного ответчика– глава МО «Карпогорское» Олейников Ю.Н. в судебном заседании заявленные требования не признал. Полагает, что ответственность за отсутствие соответствующих бюджетных ассигнований в бюджете МО «Карпогорское» лежит на финансовом органе МО «Пинежский муниципальный район», который осуществляет полномочия по выравниванию бюджета МО «Карпогорское» и влияет на решения ответчика о том, какие расходы предусмотреть в бюджете. Указаний заложить в бюджет поселения на 2016 год расходы на проведение выборов главы не было, поэтому администрация МО «Карпогорское» полагала, что данные выборы будут профинансированы из других источников. Указал, что Пинежская территориальная избирательная комиссия своевременно не довела до администрации МО «Карпогорское» обоснование суммы расходов на проведение и подготовку выборов главы поселения, что привело к затягиванию перечисления денежных средств.

Представитель заинтересованного лица – Правительства Архангельской области, прокурор Пинежсккого района Архангельской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

В соответствии с ч. 3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, выслушав объяснения специалиста Новиковой М.П., суд приходит к следующему.

Административным истцом общий срок подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, который составляет три месяца согласно ч.1 ст.240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.

В соответствии с ч.5 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), избирательная комиссия, действующая в переделах своих полномочий, относится к субъектам, обладающим правом в установленном гл. 24 Кодекса порядке, обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования на осуществление мер по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления вытекают из п. «е» ч.10 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Действия администрации поселения, необходимые для соблюдения процедур, перечисленных в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законе Архангельской области от 08.11.2006 N 268-13-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области", являются основанием для их обжалования в порядке, предусмотренном гл. 24 КАС РФ.

Пинежская территориальная избирательная комиссии (далее-Пинежская ТИК) обратилась в суд с указанными требованиями, поскольку выявлены нарушения законодательства о выборах и референдумах органом местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Как следует из статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в том числе и на участие в выборах органов местного самоуправления, закреплены в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии со ст. 9 которого выборы органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

Органы местного самоуправления, в силу пункта 5 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в рамках разрешения вопросов местного значения обязаны обеспечивать организационную и материально-техническую подготовку и проведение муниципальных выборов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдум граждан Российской Федерации" расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования (часть 3 статьи 57).

Аналогичные нормы содержатся в пунктах 1 -2 статьи 64 Закона Архангельской области от 08.11.2006 N 268-13-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области", согласно которой расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, эксплуатацией средств автоматизации, повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделяемых на эти цели из местного бюджета.

Финансирование расходов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов местного бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Закона Архангельской области от 08.11.2006 N 268-13-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области" главным распорядителем средств, предусмотренных в местном бюджете на проведение выборов, является избирательная комиссия муниципального образования. Эта избирательная комиссия распределяет финансовые средства между нижестоящими избирательными комиссиями.

Согласно Уставу, зарегистрированному Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-западному Федеральному округу 22 августа 2008 года, Карпогорское муниципальное образование является сельским поселением.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» третьего созыва от 27 июня 2016 года № 254 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Совета депутатов и главы муниципального образования «Карпогорское» четвертого созыва.

Указанное решение опубликовано в информационном бюллетене МО «Карпогорское» №20 29 июня 2016 года.

Постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 15 декабря 2015 года № 190/1178-5 на территории муниципального района сформирована Пинежская территориальная избирательная комиссия, которой муниципальное образование «Карпогорское» на основании соглашения передало полномочия по подготовке и проведению выборов главы муниципального образования «Карпогорское». Соглашение датировано 05 июля 2016 года, подписано ответчиком 06 сентября 2016 года. Собственная избирательная комиссия муниципальным образованием «Карпогорское» не сформирована.

Согласно смете расходов Пинежской территориальной избирательной комиссии сумма расходов на подготовку и проведение выборов главы МО «Карпогорское» составляет 45 300 рублей.

По ведомственной структуре расходов местного бюджета 2016 года, утвержденной решением Совета депутатов МО «Карпогорское» № 238 от 15 января 2016 года, на обеспечение проведения выборов и референдумов в бюджете поселения утверждено 90,7 тыс. руб., вся сумма – на проведение выборов в представительный орган муниципального образования.

Решением Совета депутатов МО «Карпогорское» от 27.06.2016 №259 расходы по данной статье увеличены до 136 тыс. руб., в том числе на проведение выборов в представительный орган муниципального образования -90,7 тыс. руб., на проведение выборов главы муниципального образования – 45,3 тыс. руб.

Платежным поручением № 6301 от 21 июля 2016 года денежные средства в сумме 90,7 тыс. руб. перечислены администрацией МО «Карпогорское» на счет Пинежской территориальной избирательной комиссии. Назначением платежа указаны расходы на финансирование выборов депутатов представительных органов местного самоуправления МО «Карпогорское», назначенные на 18 сентября 2016 г., в соответствии с заключенным соглашением б/н от 05.07.2016.

Решением Совета депутатов МО «Карпогорское» от 05.09.2016 № 269 статья расходов бюджета поселения на обеспечение проведения муниципальных выборов вновь сокращена до 90, 7 тыс.руб., денежные средства на проведение выборов главы МО «Карпогорское» не предусмотрены.

До настоящего времени денежные средства на подготовку и проведение выборов главы МО «Карпогорское» в Пинежскую территориальную избирательную комиссию от ответчика не поступили.

Изложенные обстоятельства подтверждены материалами дела и сторонами не оспаривается.

Как установлено в судебном заседании, Законом Архангельской области от 29.06.2015 N 307-18-ОЗ в п. 2 ст. 1.2 Областного закона от 23 сентября 2004 года N 259-внеоч.-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления" (вступил в силу 02 июля 2015 года) были внесены изменения, определяющие порядок избрания глав сельских поселений Глава сельского поселения Архангельской области (далее - сельское поселение), путем избрания представительным органом сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности главы сельского поселения.

Уставы поселений, муниципальных районов и городских округов Архангельской области подлежали приведению в соответствие с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 1.2 - 1.5 областного закона от 23 сентября 2004 года N 259-внеоч.-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления" (в редакции настоящего закона) в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего закона (ст. 2 Закона Архангельской области от 29.06.2015 N 307-18-ОЗ).

Однако в последующем согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 4.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", установлено, что в случае если в устав сельского поселения на момент вступления настоящего Постановления в силу (01 декабря 2015 года) не внесены изменения, предусматривающие в соответствии с законом субъекта Российской Федерации способ замещения должности главы сельского поселения, соответствующие сельские поселения вправе сохранить прежнюю модель структуры органов местного самоуправления, применявшуюся ими до принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Управлением Министерства юстиции по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по запросу суда представлена редакция Устава МО «Карпогорское», действовавшая по состоянию на 01 января 2015 года и копии решений Совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» от 20.02.2015 № 184 и от 30.03.2016 № 242 о его последующих изменениях и дополнениях.

Положениями Устава МО «Карпогорское» предусмотрено, что назначение выборов главы Карпогорского муниципального образования относится к вопросам ведения Совета депутатов Карпогорского муниципального образования (п. «а» ч. 3 ст. 21).

Глава муниципального образования избирается жителями Карпогорского муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (ч. 3 ст. 12).

Изменения относительно способа избрания главы МО «Карпогорское», в том числе после вступления в силу Закона Архангельской области от 29.06.2015 N 307-18-ОЗ, предусматривающего иной порядок избрания главы сельского поселения, в Устав МО «Карпогорское» не вносились.

В силу ч. 5 ст. 12 Устава глава Карпогорского муниципального образования избирается сроком на 4 года. Срок полномочий главы Карпогорского муниципального образования начинает исчисляться со дня голосования на выборах, на которых глава Карпогорского муниципального образования был избран. Глава Карпогорского муниципального образования наделяется полномочиями со дня принесения присяги.

Как следует из распоряжения от 30 октября 2012 года № 66, глава муниципального образования Олейников Ю.Н. вступил в должность главы муниципального образования «Карпогорское» 30 октября 2012 года согласно постановления Пинежской территориальной избирательной комиссии от 22 октября 2012 года № 93/539 «Об общих результатах выборов глав муниципальных образований сельских поселений Пинежского района 14 октября 2012 года (л.д.121).

Изложенное свидетельствует о том, что администрация МО «Карпогорское», и Совет депутатов МО «Карпогорское», не внеся изменений в Устав МО «Карпогорское» о способе избрания главы Карпогорского муниципального образования, были осведомлены о предстоящих осенью 2016 года выборах главы, осуществляемых путем непосредственного голосования.

Вместе с тем, денежные средства в бюджет МО «Карпогорское» на финансирование указанных выборов заложены не были.

Согласно части 3, пункту 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения - относятся к вопросам местного значения сельского поселения.

Согласно статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования

В силу ч.1 ст.154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Таким образом, администрация сельского поселения в силу закона обладает исключительным полномочием на составление и внесение на обсуждение представительным органом поселения проекта бюджета и изменений в бюджет муниципального образования.

Ни Уставом МО «Карпогорское», ни Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Карпогорское» иное не предусмотрено.

Так, согласно ч. 1 ст. 31 Устава МО «Карпогорское» администрация Карпогорского муниципального образования под руководством главы Карпогорского муниципального образования осуществляет составление проекта бюджета Карпогорского муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 20 Устава МО «Карпогорское» проекты решений Совета депутатов Карпогорского сельского поселения о бюджете Карпогорского сельского поселения, об утверждении отчета об его исполнении могут быть внесены в Совет депутатов Карпогорского сельского поселения только администрацией Карпогорского сельского поселения.

Депутаты Совета депутатов Карпогорского муниципального образования вправе самостоятельно вносить в проект бюджета Карпогорского муниципального образования только поправки, направленные на перераспределение бюджетных средств между отдельными статьями расходов, за исключением случаев, когда необходимость осуществления определенных расходов бюджета Карпогорского муниципального образования вытекает из нормативных правовых актов Российской Федерации или нормативных правовых актов Архангельской области. Все другие поправки в проект бюджета Карпогорского муниципального образования могут быть внесены депутатами Совета депутатов Карпогорского муниципального образования только при наличии положительного заключения администрации Карпогорского муниципального образования.

Исполнение бюджета Карпогорского муниципального образования осуществляется администрацией Карпогорского муниципального образования (ч.3,4 ст. 31 Устава).

Согласно п. 2.3 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Карпогорское» (утверждено решением Совета депутатов МО «Карпогорское» № 115 от 05.03.2014), к бюджетным полномочиям администрации МО «Карпогорское» относится составление и внесение на рассмотрение Совета депутатов проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год с необходимыми документами и материалами, внесение на рассмотрение Совета депутатов проектов решений о внесении изменений и дополнений в решение о местном бюджете. Согласно п. 1 Раздела IV «Рассмотрение и утверждение местного бюджета» администрация МО «Карпогорское» вносит на рассмотрение Совета депутатов проект решения о местном бюджете не позднее 15 ноября текущего года одновременно с документами и материалами, предусмотренными пунктом 2 настоящего раздела.

На администрацию МО «Карпогорское» возлагается управление счетами и средствами местного бюджета (п.4 Раздела V «Основы исполнения местного бюджета»).

Доводы административного ответчика о том, что расчеты доходной и расходной частей бюджета поселения являются полномочиями финансового органа администрации МО «Пинежский муниципальный район», который обязан оценить реальность исполнения бюджета поселения, несет за него ответственность и обязанность покрыть его расходы, выравнивая бюджет поселения, ничем не подтверждены.

Закон Архангельской области от 20 сентября 2005 г. N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями", статьей 11 которого органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению местным бюджетам городских, сельских поселений дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет средств областного бюджета, таких полномочий финансового органа муниципального района не предусматривает.

В соответствии с п. «б» ч. 5 ст. 25.1 Устава МО «Карпогорское» экспертиза проектов местного бюджета Карпогорского муниципального образования осуществляется контрольно-счетной палатой Карпогорского муниципального образования.

Из пояснений заместителя начальника комитета по финансам, начальника бюджетного отдела администрации МО «Пинежский муниципальный район» Новиковой М.П., допрошенной в судебном заседании в качестве специалиста, и исследованных в судебном заседании документов, следует, что решение о местном бюджете муниципального образования и внесение в него изменений утверждается представительным органом муниципального собрания -Советом депутатов МО «Карпогорское». Проект решения о местном бюджете вносит на рассмотрение представительного органа администрация муниципального образования. Муниципальное образование «Пинежский муниципальный район» наделено государственными полномочиями по расчету и предоставлению местным бюджетам поселений дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в соответствии с Законом Архангельской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями". Суть выравнивания бюджетной обеспеченности заключается в доведении доходов и расходов на душу населения, проживающего в поселениях, до определенного критерия. Расчеты доходной и расходной части бюджета поселения не являются полномочиями финансового органа района, решение о не финансировании выборов главы МО «Карпогорское» принято администрацией поселения самостоятельно. Направить средства на проведение муниципальных выборов возможно после внесения изменений в бюджет муниципального образования, например, путем переноса ассигнований с других статей расходов.

Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В силу положений ст.9 Бюджетного кодекса РФ установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования.

При этом органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (ст. 31 Кодекса).

Пунктом 2 статьи 96 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования «Карпогорское» в лице администрации МО «Карпогорское» должны самостоятельно осуществлять финансовое обеспечение выборов за счет средств бюджета и тем самым обеспечить конституционное право граждан избирать и быть избранным. Бездействие администрации МО «Карпогорское», не предусмотревшей в бюджете муниципального образования «Карпогорское» на 2016 год денежные средства на подготовку и проведение выборов главы муниципального образования МО «Карпогорское», о проведении которых ей было известно, и не выполнившей обязанности по финансовому обеспечению указанных выборов, является неправомерным. Данное бездействие нарушает права истца в сфере финансирования выборов, создает угрозу срыва выборов главы местного самоуправления.

Оценивая законность действий администрации МО «Карпогорское», суд принял во внимание и то обстоятельство, что после официального опубликования решения Совета депутатов МО «Карпогорское» о назначении муниципальных выборов на 18 сентября 2016 года и принятия представительным органом поселения решения № 259 от 27.06.2016, предусмотревшего в бюджете поселения расходы на проведение выборов главы МО «Карпогорское» в сумме 45, 3 тыс.руб., ответчиком в Совет депутатов МО «Карпогорское» направлен к рассмотрению на внеочередной сессии проект решения Совета депутатов об уменьшении расходов на проведение муниципальных выборов на 45, 3 тыс. руб.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и невозможность осуществления финансирования выборов за счет средств администрации МО «Карпогорское», глава МО «Карпогорское» Олейников Ю.Н. указывает на необходимость осуществления финансирования выборов за счет средств бюджета Архангельской области, в том числе путем получения Пинежской ТИК кредита на финансирование выборов с последующим погашением за счет средств субъекта РФ.

Действительно, частью 4 статьи 4 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" предусмотрено, что если на день вступления в силу настоящего Федерального закона финансирование выборов в органы местного самоуправления не может быть обеспечено за счет средств местного бюджета, финансирование осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия муниципального образования по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации вправе взять кредит на финансирование выборов в коммерческом банке, выбор которого осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Выплаты кредита и процентов по нему осуществляются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в течение календарного года, следующего за годом проведения выборов.

В соответствии со ст.1 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" этот Закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в том числе в случаях, если: истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; выборы представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки; органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия; в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

Из анализа приведенных положений следует, что финансирование выборов в порядке ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" является защитным механизмом обеспечения проведения выборов. Такое финансирование может быть осуществлено за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации только при наличии приведенных в ч. 4 ст. 4 условий (невозможность на день вступления в силу настоящего Федерального закона финансирование выборов в органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета либо путем получения избирательной комиссией кредита на финансирование выборов), а также оснований, предусмотренных статьей 1 закона.

Однако указанных обстоятельств при рассмотрении настоящего административного искового заявления не установлено.

Кроме того, утверждения главы администрации МО «Карпогорское» о том, что финансирование выборов не может быть обеспечено за счет средств местного бюджета, суд находит несостоятельными, так как отсутствие средств в местном бюджете на проведение выборов главы МО «Карпогорское» является прямым следствием бездействия администрации МО «Карпогорское», поскольку бюджетные ассигнования на указанные цели своевременно не были заложены. Каких-либо доказательств того, что у административного ответчика отсутствует финансовая возможность исполнить обязанность в установленный срок и им предприняты все возможные меры для этого, он в материалы дела не представил.

При этом в силу закона обязанность по финансированию выборов главы поселения возложена именно орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

С учетом изложенного доводы административного ответчика о том, что финансирование выборов главы МО «Карпогорское» следует возложить на казну субъекта Архангельской области, не могут быть приняты судом во внимание.

Не являются убедительными и возражения о том, что до администрации не были своевременно доведены обоснования расходов на проведение выборов главы МО «Карпогорское» в сумме 45 300 рублей, и это послужило препятствием для финансирования выборов.

Из представленных в материалах дела обращений главы МО «Карпогорское» по вопросу финансировании муниципальных выборов следует, что размеры расходов Пинежской ТИК на проведение выборов главы муниципального образования административному ответчику были известны и им не оспаривались. Данных о том, что у ответчика имелись объективные препятствия в ознакомлении со сметой расходов, материалы дела не содержат, как и опровержения представленных расходов, расчет которых в сумме 45 300 рублей подтвержден административным истцом документально (55-63).

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что администрацией МО «Карпогорское» виновно допущено нарушение законодательства о выборах и референдумах как органом местного самоуправления, не выполнившим обязанность в пределах установленной законом компетенции, выразившееся в незаконном бездействии - отсутствии финансирования Пинежской территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение муниципальных выборов главы муниципального образования «Карпогорское» в размере 45 300 рублей.

В связи с изложенным, поскольку при рассмотрении административного дела установлено незаконное бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушении органом, наделенным публичными полномочиями, требований Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Архангельской области от 08.11.2006 N 268-13-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области", заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

Суд, с учетом ч. 2 ст. 188 КАС РФ, полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда – немедленно с момента его вынесения. Основания для принятия решения о немедленном исполнении судом установлены, так как замедление исполнения этого решения может нанести ущерб публичным или частным интересам, принимая во внимание назначенную дату выборов и установленный КАС РФ срок вступления решения суда в законную силу, размер денежных средств, подлежащих перечислению на подготовку и проведение выборов.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Пинежской территориальной избирательной комиссии – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Карпогорское», выразившееся в не перечислении Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведение муниципальных выборов главы муниципального образования «Карпогорское».

Обязать администрацию муниципального образования «Карпогорское» осуществить финансирование Пинежской территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов главы муниципального образования «Карпогорское» в размере 45 300 (Сорок пять тысяч триста) рублей.

Обратить решение по настоящему административному делу к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Пинежский районный суд Архангельской области.

Решение в окончательной форме принято судом 13 сентября 2016 года.

Судья Жук О.Ю.