ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-435/2017 от 12.01.2017 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-435/2017РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2017 года город Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,

при секретаре Даниловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Фонду Тверского государственного университета по подготовке и переподготовке управленческих кадров, Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования «Тверской государственный университет» о ликвидации организации, возложении обязанности на учредителей ликвидировать организацию,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области обратилось в суд с административным иском к Фонду Тверского государственного университета по подготовке и переподготовке управленческих кадров, Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования «Тверской государственный университет» о ликвидации организации, возложении обязанности на учредителей ликвидировать организацию.

В обоснование заявленных требований указано, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области (далее - Управление), действующим на основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - федеральный закон № 7-ФЗ) в рамках контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций проведен анализ материалов учетного дела Фонда Тверского государственного университета по подготовке и переподготовке управленческих кадров (далее - Фонд).

В ходе анализа установлено следующее.

Решением учредителя Фонда Тверского государственного университета по подготовке и переподготовке управленческих кадров ДД.ММ.ГГГГ создан Фонд, утвержден Устав, утверждены руководящие органы.

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), учредителем Фонда является:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет», ОГРН , ИНН , новое наименование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный университет».

Решение о государственной регистрации юридического лица при создании принято Тверской городской регистрационной палатой ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер, присвоенный до ДД.ММ.ГГГГ:

Соответствующая запись о создании юридического лица до ДД.ММ.ГГГГ внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером .

Полное наименование юридического лица: Фонд Тверского государственного университета по подготовке и переподготовке управленческих кадров (адрес (место нахождения) Фонда: <адрес>.).

Фонд осуществляет свою деятельность на основании собственного Устава: Устава Фонда Тверского государственного университета по подготовке и переподготовке управленческих кадров, утвержденном решением Ученого Совета ТвГУ (учредителя), протокол от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных Советом Фонда, протокол (далее - Устав).

Руководящие органы Фонда: Совет фонда является органом надзора (пункт 6.2 Устава), его полномочия изложены в пункте 6.3 Устава; исполнительный орган Организации - Дирекция, которую возглавляет исполнительный директор (пункт 6.4 Устава); ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности осуществляется ревизионной комиссией (пункт 6.6 Устава).

В ЕГРЮЛ содержаться сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Фонда: исполнительный директор - ФИО1.

Управлением 28.04.2016 по результатам проведенной плановой документарной проверки, проведенной в период 01.04.2016 по 28.04.2016, в адрес Фонда вынесено письменное предупреждение № 04-29/27 в связи с выявленными нарушениями законодательства Российской Федерации:

- в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся недостоверные сведения об учредителе Фонда, что является нарушением подпункта «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - федеральный закон № 129-ФЗ);

- в нарушение пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - федеральный закон № 273-ФЗ) Устав Фонда Тверского государственного университета по подготовке и переподготовке управленческих кадров, утвержденного решением Ученого совета Тверского государственного университета ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав) не содержит достоверной информации об учредителе Фонда;

- в нарушение пункта 5 статьи 23 федерального закона № 273-ФЗ наименование Фонда не содержит указание на тип образовательной организации;

- оттиск печати Фонда не содержит его полного наименования на русском языке, что является нарушением требованиям пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - федеральный закон № 7-ФЗ);

- положение пункта 1.7 Устава о том, что Фонд вправе иметь зарегистрированную в установленном порядке эмблему, противоречит пункту 5 статьи 3 федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым, некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которых должно содержаться в учредительных документах;

- к проверке не представлены документы, подтверждающие местонахождение Фонда и его соответствие фактическому адресу, правоустанавливающие документы на помещение, которые запрашивались у Фонда, что является нарушением пункта 5 статьи 32 федерального закона № 7-ФЗ;

- обязанности Фонда, изложенные в пункте 1.10 Устава, противоречат пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

- Устав в нарушении пункта 2 статьи 25 федерального закона № 273-ФЗ не содержит информации о типе образовательной организации, о видах реализуемых образовательных программ с указанием уровня и (или) направленности;

- в нарушение пункта 1 статьи 30 федерального закона № 273-ФЗ Уставом Фонда не определен порядок принятия локальных нормативных актов образовательной организации;

- в нарушение пункта 2 статьи 45 федерального закона № 273-ФЗ в Фонде не создана комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

- изложенные в пункте 6.1 Устава функции попечительского совета Фонда не отвечают требованиям пункта 3 статьи 7 федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства;

- изложенная в пункте 6.3 Устава компетенция попечительского совета Фонда, противоречит пункту 3 статьи 7 федерального закона № 7-ФЗ, т.к. наделение попечительского совета Фонда одновременно функциями надзора и управления исключает возможность надлежащего осуществления надзорных функций попечительского совета;

- учитывая, что объединение функций высшего органа управления и надзорного органа фонда в рамках компетенции попечительского совета Фонда противоречит законодательству (пункту 3 статьи 7 федерального закона № 7-ФЗ), структура органов управления, определенная Уставом также противоречит законодательству;

- изложенная в пункте 6.3 Устава компетенция высшего органа управления Фонда не отвечает требованиям пункта 3 статьи 29 федерального закона № 7-ФЗ, котором устанавливается исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации;

- порядок принятия решений попечительским советом Фонда, установленный пунктом 6.2 Устава, противоречит пункту 4 статьи 29 федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым решение заседания высшего органа управления некоммерческой организации принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с федеральным законом № 7-ФЗ, иными федеральными законами и учредительными документами;

- решение о назначении исполнительного директора Фонда (Приказ от 09.10.2008 № 10170 учредителя), во-первых, не проведено решением попечительского совета Фонда, что является нарушением пунктов 6.3 и 6.4 Устава, а во-вторых, в соответствии с пунктом 6.4 Устава исполнительный директор избирается на три года, но иных решений в Управление не представлено. Таким образом, назначение исполнительного директора Фонда, осуществлялось с нарушением вышеуказанных требований устава, а следовательно, с нарушением пункта 2 статьи 14 федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками);

- структура органов управления Фонда не отвечает требованиям статьи 26 федерального закона № 273-ФЗ, в соответствии с которой управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации;

- к проверке не представлены решения органов управления некоммерческой организации, решения и протоколы заседаний руководящих органов и акты ревизий финансово-хозяйственной деятельности Фонда, которые запрашивались перед началом проверки. Как следует из пояснений исполнительного директора ФИО1 (вх. № 3079 от 11.04.2016) указанные документы у Фонда отсутствуют, так как деятельность органов управления и контроля не осуществлялась, что является нарушением пункта 2 статьи 14 федерального закона № 7-ФЗ;

-пункт 2.5 Устава предусматривают осуществление приносящей доход деятельности, но в нарушение пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Фонд не имеет достаточное для осуществления указанной деятельности имущества;

- Фонд за проверяемый период не размещал сообщение о продолжении своей деятельности, что является нарушением пункта 3.2 статьи 32 федерального закона № 7- ФЗ, в соответствии с которым некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 указанной статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности;

- Фонд за проверяемый период не проводил аудиторские проверки, что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 31.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которому в случае если организация является негосударственным пенсионным или иным фондом проводится обязательный аудит.

Устав Фонда содержит внутренние противоречия:

- в Уставе содержаться противоречивые сведения относительно целей Фонда, так пункт 1.3 Устава содержит две цели, а пункт 2.1 Устава три таких цели;

- Устав содержит внутренние противоречия по порядку формирования попечительского совета Фонда. Абзац 2 пункта 6.2 Устава включает закрытий перечень лиц учредителя, которые входят в попечительский совет Фонда по должности, а абзац 3 пункта 6.2 Устава говорит, что состав попечительского совета Фонда формируется учредителем Фонда, а затем самим попечительским советом Фонда.

Устав Фонда содержит недостоверные сведения:

- на титульном листе Устава содержится недостоверные сведения о наименовании: Фонд по подготовке и переподготовке управленческих кадров;

- пункт 1.10 Устава содержат недостоверные сведения о том, что Фонд обязуется выполнять требования Постановления Правительства РФ № 292-ри от 22.03.1995 «О воинском учете граждан», так как указанное постановление признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.1998 № 1541 «Об утверждения Положения о воинском учете».

Кроме того, на момент проведения проверки, Устав Фонда не соответствует требованиям главы 4 части первой ГК РФ, изменения которой вступили в силу с 1 сентября 2014 года, в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», а именно:

1. В Уставе не определен предмет деятельности Фонда (пункт 4 статьи 52 ГК РФ);

2. Положения пункта 3.3 Устава об ответственности должностных лиц противоречит статье 53.1 ГК РФ.

3. Структура органов управления Фонда их полномочия, установленная статьей 6 Устава, не отвечает требованиям статей 123.19 ГК РФ.

4. Положение статьи 9 Устава о реорганизации Фонда противоречат пункту 3 статьи 123.17 ГК РФ, в соответствии с которым реорганизация не допускается.

5. Положения пунктов 10.4 и 10.6 Устава о порядке удовлетворения требований кредиторов противоречат пунктам 1 и 3 статьи 64 ГК РФ.

Организация не представила в Управление ежегодную отчетность за 2014 год.

Указанные нарушения, внутренние противоречия Устава и недостоверные сведения были отражены в Акте проверке от 28.04.2016. В адрес Фонда 28.04.2016 Управлением вынесено письменное предупреждение № 04-29/27, которое было получено представителем Фонда по доверенности ФИО2 28.04.2016. В предупреждении № 04-29/27 был установлен срок для устранения нарушений - 27.06.2016. Фонд к указанному сроку нарушения не устранил.

Управлением 28.06.2016 был составлен протокол № 125 об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением Мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Твери, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Твери от 19.07.2016 Фонд признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в доход государства в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Вместе с тем, Фонд нарушения не устранил. В адрес Фонда 29.07.2016 Управлением повторно вынесено письменное предупреждение № 04-29/175, в котором был установлен срок для устранения нарушений - 31.10.2016. Предупреждение было направлено по адресу (месту нахождения) Фонда. Предупреждение было получено представителем Фонда по доверенности 09.08.2016, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении. Фонд к указанному сроку нарушения не устранил.

Управление в предупреждении № 04-29/175 информировало Фонд, что в случае непредставления необходимой информации, подтверждающей устранение допущенных нарушений в установленный срок, Управлением будет направлено в суд исковое заявление о ликвидации Фонда Тверского государственного университета по подготовке и переподготовке управленческих кадров.

Совокупность допущенных Фондом нарушений законодательства Российской Федерации и непринятие руководящими органами Фондом мер, направленных на устранение указанных нарушений, по мнению административного истца, свидетельствуют о том, что Фонд прекратил свою уставную деятельность и не проводит мероприятий, направленных на достижение уставных целей.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

До настоящего времени Фондом не приняты меры для устранения выявленных нарушений действующего законодательства.

В связи с данными обстоятельствами административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В судебное заседание представитель административного истца, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явился, административное исковое заявление содержит просьбу о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административные ответчики в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещались по месту регистрации, но судебного извещения не получили. Являясь юридическим лицом, организация должна была предпринимать меры к получению корреспонденции, поступающей из официальных органов, по месту нахождения, каковым является место ее регистрации. Таким образом, с судебным извещением административный ответчик не был ознакомлен по зависящим от него обстоятельствам. Непринятие данных мер свидетельствует об его недобросовестности.

Поведение административных ответчиков, выразившееся в неполучении судебных извещений, суд расценивает как отказ от их получения, что в силу ч.2 ст.100 КАС РФ предоставляет суду право признать административных ответчиков извещенными надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тверской области, извещенной судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по существу требования не направил.

Исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пунктам 1,2 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В силу п.1 ст.7 названного закона для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Тверской городской регистрационной палатой ДД.ММ.ГГГГ года принято решение о государственной регистрации создания организации.

Запись о создании организации внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером .

Полное наименование: Фонд Тверского государственного университета по подготовке и переподготовке управленческих кадров.

Организация осуществляет свою деятельность на основании собственного Устава, утвержденного решением Ученого Совета ТвГУ (учредителя), протокол от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённых Советом Фонда, протокол .

Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации, является его исполнительный директор ФИО1, сведения о которой содержатся в ЕГРЮЛ.

В силу пункта 4.1 статьи 32 названного Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, управление Министерства юстиции РФ по Тверской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации фонда предоставлено законом.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Указанная информация представляется в Управление Министерства юстиции РФ по Тверской области в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческой организации» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Формы отчетов о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а также п.2 постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212.

Судом установлено, что Управлением 28.04.2016 по результатам проведенной плановой документарной проверки, проведенной в период 01.04.2016 по 28.04.2016, в адрес Фонда вынесено письменное предупреждение № 04-29/27 в связи с выявленными нарушениями законодательства Российской Федерации, а именно:

- в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся недостоверные сведения об учредителе Фонда, что является нарушением подпункта «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - федеральный закон № 129-ФЗ);

- в нарушение пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - федеральный закон № 273-ФЗ) Устав Фонда Тверского государственного университета по подготовке и переподготовке управленческих кадров, утвержденного решением Ученого совета Тверского государственного университета ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав) не содержит достоверной информации об учредителе Фонда;

- в нарушение пункта 5 статьи 23 федерального закона № 273-ФЗ наименование Фонда не содержит указание на тип образовательной организации;

- оттиск печати Фонда не содержит его полного наименования на русском языке, что является нарушением требованиям пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - федеральный закон № 7-ФЗ);

- положение пункта 1.7 Устава о том, что Фонд вправе иметь зарегистрированную в установленном порядке эмблему, противоречит пункту 5 статьи 3 федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым, некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которых должно содержаться в учредительных документах;

- к проверке не представлены документы, подтверждающие местонахождение Фонда и его соответствие фактическому адресу, правоустанавливающие документы на помещение, которые запрашивались у Фонда, что является нарушением пункта 5 статьи 32 федерального закона № 7-ФЗ;

- обязанности Фонда, изложенные в пункте 1.10 Устава, противоречат пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

- Устав в нарушении пункта 2 статьи 25 федерального закона № 273-ФЗ не содержит информации о типе образовательной организации, о видах реализуемых образовательных программ с указанием уровня и (или) направленности;

- в нарушение пункта 1 статьи 30 федерального закона № 273-ФЗ Уставом Фонда не определен порядок принятия локальных нормативных актов образовательной организации;

- в нарушение пункта 2 статьи 45 федерального закона № 273-ФЗ в Фонде не создана комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

- изложенные в пункте 6.1 Устава функции попечительского совета Фонда не отвечают требованиям пункта 3 статьи 7 федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства;

- изложенная в пункте 6.3 Устава компетенция попечительского совета Фонда, противоречит пункту 3 статьи 7 федерального закона № 7-ФЗ, т.к. наделение попечительского совета Фонда одновременно функциями надзора и управления исключает возможность надлежащего осуществления надзорных функций попечительского совета;

- учитывая, что объединение функций высшего органа управления и надзорного органа фонда в рамках компетенции попечительского совета Фонда противоречит законодательству (пункту 3 статьи 7 федерального закона № 7-ФЗ), структура органов управления, определенная Уставом также противоречит законодательству;

- изложенная в пункте 6.3 Устава компетенция высшего органа управления Фонда не отвечает требованиям пункта 3 статьи 29 федерального закона № 7-ФЗ, котором устанавливается исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации;

- порядок принятия решений попечительским советом Фонда, установленный пунктом 6.2 Устава, противоречит пункту 4 статьи 29 федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым решение заседания высшего органа управления некоммерческой организации принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с федеральным законом № 7-ФЗ, иными федеральными законами и учредительными документами;

- решение о назначении исполнительного директора Фонда (Приказ от 09.10.2008 № 10170 учредителя), во-первых, не проведено решением попечительского совета Фонда, что является нарушением пунктов 6.3 и 6.4 Устава, а во-вторых, в соответствии с пунктом 6.4 Устава исполнительный директор избирается на три года, но иных решений в Управление не представлено. Таким образом, назначение исполнительного директора Фонда, осуществлялось с нарушением вышеуказанных требований устава, а следовательно, с нарушением пункта 2 статьи 14 федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками);

- структура органов управления Фонда не отвечает требованиям статьи 26 федерального закона № 273-ФЗ, в соответствии с которой управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации;

- к проверке не представлены решения органов управления некоммерческой организации, решения и протоколы заседаний руководящих органов и акты ревизий финансово-хозяйственной деятельности Фонда, которые запрашивались перед началом проверки. Как следует из пояснений исполнительного директора ФИО1 (вх. № 3079 от 11.04.2016) указанные документы у Фонда отсутствуют, так как деятельность органов управления и контроля не осуществлялась, что является нарушением пункта 2 статьи 14 федерального закона № 7-ФЗ;

-пункт 2.5 Устава предусматривают осуществление приносящей доход деятельности, но в нарушение пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Фонд не имеет достаточное для осуществления указанной деятельности имущества;

- Фонд за проверяемый период не размещал сообщение о продолжении своей деятельности, что является нарушением пункта 3.2 статьи 32 федерального закона № 7- ФЗ, в соответствии с которым некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 указанной статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности;

- Фонд за проверяемый период не проводил аудиторские проверки, что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 31.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которому в случае если организация является негосударственным пенсионным или иным фондом проводится обязательный аудит.

Устав Фонда содержит внутренние противоречия:

- в Уставе содержаться противоречивые сведения относительно целей Фонда, так пункт 1.3 Устава содержит две цели, а пункт 2.1 Устава три таких цели;

- Устав содержит внутренние противоречия по порядку формирования попечительского совета Фонда. Абзац 2 пункта 6.2 Устава включает закрытий перечень лиц учредителя, которые входят в попечительский совет Фонда по должности, а абзац 3 пункта 6.2 Устава говорит, что состав попечительского совета Фонда формируется учредителем Фонда, а затем самим попечительским советом Фонда.

Устав Фонда содержит недостоверные сведения:

- на титульном листе Устава содержится недостоверные сведения о наименовании: Фонд по подготовке и переподготовке управленческих кадров;

- пункт 1.10 Устава содержат недостоверные сведения о том, что Фонд обязуется выполнять требования Постановления Правительства РФ № 292-ри от 22.03.1995 «О воинском учете граждан», так как указанное постановление признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.1998 № 1541 «Об утверждения Положения о воинском учете».

Кроме того, на момент проведения проверки, Устав Фонда не соответствует требованиям главы 4 части первой ГК РФ, изменения которой вступили в силу с 1 сентября 2014 года, в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», а именно:

1. В Уставе не определен предмет деятельности Фонда (пункт 4 статьи 52 ГК РФ);

2. Положения пункта 3.3 Устава об ответственности должностных лиц противоречит статье 53.1 ГК РФ.

3. Структура органов управления Фонда их полномочия, установленная статьей 6 Устава, не отвечает требованиям статей 123.19 ГК РФ.

4. Положение статьи 9 Устава о реорганизации Фонда противоречат пункту 3 статьи 123.17 ГК РФ, в соответствии с которым реорганизация не допускается.

5. Положения пунктов 10.4 и 10.6 Устава о порядке удовлетворения требований кредиторов противоречат пунктам 1 и 3 статьи 64 ГК РФ.

Организация не представила в Управление ежегодную отчетность за 2014 год.

Указанные нарушения, внутренние противоречия Устава и недостоверные сведения были отражены в Акте проверке от 28.04.2016. В адрес Фонда 28.04.2016 Управлением вынесено письменное предупреждение № 04-29/27, которое было получено представителем Фонда по доверенности ФИО2 28.04.2016. В предупреждении № 04-29/27 был установлен срок для устранения нарушений - 27.06.2016. Фонд к указанному сроку нарушения не устранил.

Управлением 28.06.2016 был составлен протокол № 125 об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением Мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Твери, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Твери от 19.07.2016 Фонд признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в доход государства в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Вместе с тем, Фонд нарушения не устранил.

В адрес Фонда 29.07.2016 Управлением повторно вынесено письменное предупреждение № 04-29/175, в котором был установлен срок для устранения нарушений - 31.10.2016. Предупреждение было направлено по адресу (месту нахождения) Фонда. Предупреждение было получено представителем Фонда по доверенности 09.08.2016, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении. Фонд к указанному сроку нарушения не устранил.

Управление в предупреждении № 04-29/175 информировало Фонд, что в случае непредставления необходимой информации, подтверждающей устранение допущенных нарушений в установленный срок, Управлением будет направлено в суд исковое заявление о ликвидации Фонда Тверского государственного университета по подготовке и переподготовке управленческих кадров.

В установленный срок и на день судебного разбирательства выявленные нарушения административным ответчиком устранены не были

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу п.п.3 п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона мили иных правовых актов.

Согласно пункту 5 статьи 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

Таким образом, приняв решение о ликвидации организации, в силу п.5 ст.61 ГК РФ суд возлагает обязанность совершения действий по его ликвидации на учредителей.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного административного иска.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Фонду Тверского государственного университета по подготовке и переподготовке управленческих кадров, Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования «Тверской государственный университет» о ликвидации организации, возложении обязанности на учредителей ликвидировать организацию - удовлетворить.

Ликвидировать Фонд Тверского государственного университета по подготовке и переподготовке управленческих кадров (юридический адрес: <адрес>, ИНН , КПП , ОГРН ).

Возложить на учредителей (участников) Фонда Тверского государственного университета по подготовке и переподготовке управленческих кадров - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный университет» обязанность совершить действия по ликвидации Фонда Тверского государственного университета по подготовке и переподготовке управленческих кадров (юридический адрес: <адрес>, ИНН , КПП , ОГРН ).

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 января 2017 года

Председательствующий Н.В.Булыгина