ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-435/2022 от 24.08.2022 Балтийского городского суда (Калининградская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2022 года город Балтийск

Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Дуденкова В.В.

при секретаре судебного заседания Кожевниковой М.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-435/2022 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской области к Тихонову Сергею Александровичу о взыскании недоимок по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени за просрочку уплаты налогов,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 7 по Калининградской области обратилась в районный суд с административным иском к Тихонову С.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 18 227 рублей и пени за просрочку уплаты этого налога за период с 2 по 14 декабря 2020 года включительно в размере 33 рублей 57 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 296 рублей и пени за просрочку уплаты этого налога за период с 2 по 14 декабря 2020 года включительно в размере 55 копеек. Свои требования административный истец обосновал тем, что в 2019 году Тихонов С.А. как собственник автотранспортных средств и квартиры признавался налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц соответственно. Несмотря на получение налогового уведомления № от 03.08.2020 и выставление требования об уплате налога и пени № от 15.12.2020, административный ответчик своевременно не уплатил начисленные транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2019 год.

В письменном заявлении от 17.08.2022 врио начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области Шиндяпин С.В. просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца (л.д. 80).

Административный ответчик Тихонов С.А. надлежащим образом извещался о месте и времени рассмотрения административного дела, однако не явился в судебное заседание по неизвестным причинам и не представил каких-либо возражений относительно административного иска.

Проверив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, и исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – "НК РФ") налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу части первой статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14, пунктами 1 и 2 статьи 15 НК РФ к региональным налогам относится транспортный налог, а к местным налогам – налог на имущество физических лиц.

Как следует из пункта 1 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (пункт 2 статьи 44 НК РФ).

Абзацем вторым пункта 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 58 НК РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

В силу части первой статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью второй статьи 356 НК РФ, устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 НК РФ.

Частью первой статьи 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 НК РФ.

Как следует из пункта 1 статьи 358 НК РФ, объектом налогообложения в числе прочего признаются автомобили и моторные лодки, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

На территории Калининградской области налоговые ставки транспортного налога установлены статьёй 6 Закона Калининградской области от 16.11.2002 № 193 "О транспортном налоге".

В силу пункта 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признаётся календарный год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Как следует из абзаца первого пункта 2 статьи 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ местом нахождения автомобиля и моторной лодки признаётся место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истёкшим налоговым периодом (абзац третий пункта 1 статьи 363 НК РФ).

В силу абзаца первого пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Из материалов административного дела (л.д. 4, 10, 35, 66, 67, 69) следует, что в 2019 году (в течение 12-ти полных месяцев) за Тихоновым С.А., проживавшим на территории Калининградской области, были зарегистрированы следующие транспортные средства: 1) автомобиль марки "Фольксваген Touareg", имеющий государственный регистрационный знак , с двигателем мощностью 223,9 л.с.; 2) моторная лодка, имеющая идентификационный номер , с двигателем мощностью 50 л.с.

Следовательно, Тихонов С.А. являлся налогоплательщиком транспортного налога на территории Калининградской области за налоговый период 2019 года.

Доказательств, подтверждающих наличие у Тихонова С.А. льгот по уплате транспортного налога за 2019 год, стороны суду не представили, а из материалов административного дела указывающих на это обстоятельств не усматривается.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 НК РФ (абзац первый пункта 2 статьи 399 НК РФ).

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 НК РФ.

Как следует из подпункта 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ, объектом налогообложения признаются здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования.

В силу абзаца первого пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 НК РФ.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы (пункт 1 статьи 406 НК РФ).

На территории городского округа "Город Калининград" (код ОКТМО 27701000) налог на имущество физических лиц и его ставки на 2019 год были установлены решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.11.2015 № 362.

В соответствии со статьёй 405 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признаётся календарный год.

Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 статьи 408 НК РФ с учётом положений пункта 8 статьи 408 НК РФ для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения (абзац первый пункта 3 статьи 408 НК РФ).

В силу абзаца первого пункта 5 статьи 408 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учётом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Пунктом 1 статьи 409 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истёкшим налоговым периодом.

Согласно пункту 2 стати 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Тихонов С.А. в течение шести полных месяцев в 2019 году являлся собственником 2/5 долей и 6/100 долей в праве общей собственности на квартиру площадью 84,1 кв. м с кадастровым номером , расположенную по адресу: <......> (л.д. 5, 10).

Следовательно, Тихонов С.А. являлся налогоплательщиком налога на имущество физических лиц на территории городского округа "Город Калининград" за налоговый период 2019 года.

С заявлением о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц за 2019 год административный ответчик в налоговый орган не обращался.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Межрайонная ИФНС России № 8 по городу Калининграду передала Тихонову С.А. через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление № от 03.08.2020 о необходимости уплатить в установленный законом срок транспортный налог за 2019 год в сумме 18 227 рублей и налог на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 296 рублей (л.д. 11, 12).

Пунктом 2 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.

Поскольку в срок не позднее 1 декабря 2020 года Тихонов С.А. не исполнил обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2019 год, 18 декабря 2020 года Межрайонная ИФНС России № 8 по городу Калининграду передала ему через личный кабинет налогоплательщика требование об уплате налога, пени № , в котором известила о наличии по состоянию на 15 декабря 2020 года недоимки по транспортному налогу в размере 18227 рублей и пени по этому налогу в размере 33 рублей 57 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 296 рублей и пени по этому налогу в размере 55 копеек, а также об обязанности уплатить задолженность в срок до 2 февраля 2021 года (л.д. 8, 14).

В срок, установленный административным истцом в требовании № , Тихонов С.А. как налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате недоимок по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2019 год и пеней за просрочку их уплаты.

Согласно пункту 1 статьи 72 и пункту 1 статьи 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов может обеспечиваться пеней, которой признаётся денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (пункт 2 статьи 75 НК РФ).

В силу пунктов 3 и 4 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ.

Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Таким образом, Межрайонная ИФНС России № 7 по Калининградской области как налоговый орган обладает полномочиями по обращению в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей (транспортного налога, налога на имущество физических лиц, пеней) с Тихонова С.А.

Из абзаца первого пункта 2 статьи 48 НК РФ следует, что заявление о взыскании налога и пеней за счёт имущества физического лица подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пеней.

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 48 НК РФ и части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей (налога, пеней) и санкций может быть подано в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с должника Тихонова С.А. недоимок по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2019 год, пеней за просрочку уплаты этих налогов поступило к мировому судье 2-го судебного участка Центрального судебного района г. Калининграда 9 сентября 2021 года, было принято им к своему производству и послужило основанием для вынесения судебного приказа № от 09.09.2021 (л.д. 86–90).

19 октября 2021 года мировой судья 2-го судебного участка Центрального судебного района г. Калининграда вынес определение, которым отменил судебный приказ от 09.09.2021 по делу № о взыскании с Тихонова С.А. недоимок по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2019 год, пеней за просрочку уплаты этих налогов (л.д. 92).

Административное исковое заявление, послужившее основанием для возбуждения настоящего административного дела, поступило в Центральный районный суд г. Калининграда в электронном виде через официальный сайт суда в сети "Интернет" 1 апреля 2022 года, что свидетельствует о соблюдении Межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области шестимесячного срока, установленного абзацем вторым пункта 3 статьи 48 НК РФ (л.д. 4, 26).

Никаких допустимых доказательств, подтверждающих полное погашение задолженности, указанной в требовании об уплате налога, пеней № , либо наличие предусмотренных законом льгот по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц, административный ответчик суду не представил.

Факт наличия недоимок по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2019 год Тихоновым С.А. не оспаривался.

Следовательно, имеются достаточные основания для взыскания с Тихонова С.А. как налогоплательщика транспортного налога и налога на имущество физических лиц всей суммы задолженности, выявленной административным истцом.

Проведённая судом проверка документов, представленных административным истцом, достоверно показала, что рассчитанный размер взыскиваемой задолженности по транспортному налогу определён Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области в полном соответствии с требованиями статей 75, 359, 361, 362 НК РФ и статьи 6 Закона Калининградской области от 16.11.2002 № 193 "О транспортном налоге", а именно: с применением установленных ставок транспортного налога и пени, на основании сведений о налоговой базе (мощности двигателя), представленных регистрирующими органами в отношении автомобиля и моторной лодки, являющихся объектом налогообложения, исходя из числа полных месяцев 2019 года, в течение которых транспортные средства были зарегистрированы на Тихонова С.А.

В свою очередь размер взыскиваемой задолженности по налогу на имущество физических лиц в отношении квартиры определён административным истцом с соблюдением требований статей 75, 402, 404, 406, 408 НК РФ и решения городского Совета депутатов Калининграда от 25.11.2015 № 362, в частности, с использованием установленных ставок налога на имущество физических лиц и пени, на основании сведений о налоговой базе (кадастровой стоимости объекта налогообложения), представленных регистрирующим органом, исходя из размера долей Тихонова С.А. в праве общей собственности на объект налогообложения и продолжительности периода нахождения квартиры в собственности административного ответчика.

Каких-либо счётных ошибок при исчислении недоимок административного ответчика по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пеней судом не выявлено.

Правильность расчёта взыскиваемой денежной суммы и её общий размер Тихонов С.А. не оспаривал и допустимыми средствами доказывания не опроверг.

Таким образом, общий размер задолженности административного ответчика по транспортному налогу за 2018 год составляет 39 157 рублей.

Таким образом, общий размер задолженности административного ответчика по транспортному налогу за 2019 год и пене за этот налоговый период составляет 18 260 рублей 57 копеек, а общий размер задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год и пене за этот налоговый период – 296 рублей 55 копеек.

Согласно абзацам первому и четвёртому пункта 1 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от транспортного налога (по нормативу 100 процентов) подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацами первым и третьим статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от налога на имущество физических лиц (по нормативу 100 процентов) зачисляются в бюджеты городских округов.

С учётом установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к окончательному выводу о том, что административный иск Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области подлежит полному удовлетворению, а с Тихонова С.А. подлежат взысканию: в доход областного бюджета Калининградской области – недоимка по транспортному налогу за 2019 год в размере 18 227 рублей и пеня за просрочку уплаты транспортного налога за период с 2 по 14 декабря 2020 года включительно в размере 33 рублей 57 копеек; в доход местного бюджета городского округа "Город Калининград" – недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 296 рублей и пеня за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц за период с 2 по 14 декабря 2020 года включительно в размере 55 копеек.

В соответствии с частью первой статьи 114 КАС РФ, подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области (ОКТМО 27705000) государственная пошлина в сумме 742 рублей (18 557,12 х 4%).

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 114, 175–180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской области.

Взыскать с Тихонова Сергея Александровича, проживающего по адресу: <......>, в доход областного бюджета Калининградской области (ОКТМО 27701000) денежные средства в сумме 18 260 (восемнадцати тысяч двухсот шестидесяти) рублей 57 копеек, из которых 18 227 рублей – недоимка по транспортному налогу за 2019 год (КБК 18210604012021000110), 33 рубля 57 копеек – пеня по транспортному налогу за 2019 год (КБК 18210604012022100110) за период с 2 по 14 декабря 2019 года включительно.

Взыскать с Тихонова Сергея Александровича, проживающего по адресу: <......>, в доход бюджета городского округа "Город Калининград" (ОКТМО 27701000) денежные средства в сумме 296 (двухсот девяноста шести) рублей 55 копеек, из которых 296 рублей – недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2019 год (КБК 18210601020041000110), 55 копеек – пеня по налогу на имущество физических лиц за 2019 год (КБК 18210601020042100110) за период с 2 по 14 декабря 2019 года включительно.

Взыскать с Тихонова Сергея Александровича, проживающего по адресу: <......>, в доход местного бюджета муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области (ОКТМО 27705000) государственную пошлину в размере 742 (семисот сорока двух) рублей (КБК 18210803010011000110).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Балтийского городского суда

Калининградской области В.В. Дуденков

Мотивированное решение изготовлено 7 сентября 2022 года.