ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-435/2023 от 31.07.2023 Ясногорского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2023 года г. Ясногорск Тульской области

Ясногорский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Филипповой Ю.В.,

при секретаре Кулешовой З.В.,

с участием ст. помощника прокурора Ясногорского района Тульской области Рубаненко Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-435/2023 по административному исковому заявлению прокурора Ясногорского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал Ясногорского района» о понуждении к принятию локального нормативного акта,

установил:

прокурор Ясногорского района Тульской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, к МУП «Водоканал Ясногорского района» о понуждении к принятию локального нормативного акта.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ясногорского района Тульской области в ходе осуществления надзорной деятельности в МУП «Водоканал Ясногорского района» проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В ходе проверки установлено, что МУП «Водоканал Ясногорского района» осуществляет уставную деятельность на территории муниципального образования Ясногорский район в сфере водоснабжения и водоотведения, зарегистрировано в ЕГРЮЛ 30 мая 2022 года. Учредителем МУП является муниципальное образование Ясногорский район. На момент проведения проверки в МУП «Водоканал Ясногорского района» отсутствует положение (регламент), на основании которого действует контрактная служба (контрактный управляющий), и которое разрабатывается и утверждается на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Отсутствие в МУП «Водоканал Ясногорского района» положения о контрактной службе (контрактном управляющем) с установлением для руководителя заказчика, руководителя контрактной службы, работников контрактной службы, контрактного управляющего обязанности при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и регулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе с учетом информации, предоставленной заказчику в соответствии с ч. 23 ст. 34 настоящего Федерального закона, создает для данной категории работников благоприятную обстановку для различных противоправных действий и коррупционных проявлений в сфере закупок.

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой Ясногорского района в адрес директора МУП «Водоканал Ясногорского района» внесено представление «Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ. Внесенным представлением прокуратура Ясногорского района потребовала МУП «Водоканал Ясногорского района» принять меры к разработке положения (регламента), на основании которого в МУП «Водоканал Ясногорского района» должна действовать контрактная служба, контрактный управляющий. По информации МУП «Водоканал Ясногорского района» от ДД.ММ.ГГГГ указанное представление рассмотрено и признано обоснованным. При этом локальный нормативный акт о функциях и полномочиях контрактного управляющего МУП «Водоканал Ясногорского района», не принят. Таким образом, МУП «Водоканал Ясногорского района» на протяжении длительного времени не исполняет возложенные на него ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ нормотворческие полномочия в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд по принятию локального нормативного акта о функциях и полномочиях контрактного управляющего, разработка которого основывается на типовом положении (регламенте), утвержденном приказом Министерства финансов России от 31 июля 2020 года № 158н.

Просит признать незаконным бездействие МУП «Водоканал Ясногорского района», выразившееся в непринятии предусмотренного ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ локального нормативного акта о функциях и полномочиях контрактного управляющего, возложить на МУП «Водоканал Ясногорского района» обязанность по разработке, принятию в установленном законом порядке и опубликованию (обнародованию) локального нормативного акта о функциях и полномочиях контрактного управляющего в месячный срок с момента вступления в силу судебного решения.

В судебном заседании представитель административного истца ст. помощник прокурора Ясногорского района Тульской области Рубаненко Е.П. поддержала административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика МУП «Водоканал Ясногорского района» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещался своевременно и надлежащим образом. Директор МУП «Водоканал Ясногорского района» представил ходатайство, в котором просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя МУП «Водоканал Ясногорского района», решение принять на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ, с учетом мнения представителя административного истца, представленного ходатайства, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно подп. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ и ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Согласно ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Типовое положение (регламент) о контрактной службе утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 158н «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе», которое действует с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 15 ноября 2021 года № 175н.

Согласно ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия: разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения; осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений; обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов; участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы; организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ при централизации закупок в соответствии с ч. 1 ст. 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

В силу положений ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Ясногорского района Тульской области в МУП «Водоканал Ясногорского района» проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На момент проверки установлено, что требования вышеуказанного законодательства административным ответчиком соблюдаются ненадлежащим образом. В МУП «Водоканал Ясногорского района» отсутствовало положение (регламент), на основании которого действует контрактная служба (контрактный управляющий), и которое разрабатывается и утверждается на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Прокуратурой Ясногорского района Тульской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МУП «Водоканал Ясногорского района» внесено представление «Об устранении нарушений бюджетного законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Внесенным представлением прокуратура Ясногорского района потребовала от МУП «Водоканал Ясногорского района» рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению выявленных в МУП «Водоканал Ясногорского района» законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и недопущению подобных нарушений, принять меры к разработке положения (регламента), на основании которого МУП «Водоканал Ясногорского района» должна действовать контрактная служба, контрактный управляющий.

МУП «Водоканал Ясногорского района» направил ответ на представление об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), в котором сообщил, что в нарушение действующего законодательства в МУП «Водоканал Ясногорского района» отсутствует должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, то есть контрактный управляющий и отсутствует положение (регламент), разработанный и утвержденный на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Во исполнение представления прокуратуры Ясногорского района сотрудниками МУП «Водоканал Ясногорского района» разрабатывается и будет утверждено положение (регламент) о контрактной службе. Также сотрудниками МУП «Водоканал Ясногорского района» проводится работа по подбору персонала на вакансию контрактного управляющего.

Согласно рапорту старшего помощника прокурора Ясногорского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что, по информации МУП «Водоканал Ясногорского района» от ДД.ММ.ГГГГ о результатах рассмотрения представления прокуратуры Ясногорского района от ДД.ММ.ГГГГ представление рассмотрено и признано обоснованным. При этом локальный нормативный акт о функциях и полномочиях контрактного управляющего МУП «Водоканал Ясногорского района», не принят.

Поскольку деятельность по осуществлению в МУП «Водоканал Ясногорского района» функций муниципального заказчика в определенной степени связана с коррупционными рисками, отсутствие в нем локального нормативного акта о функциях и полномочиях контрактного управляющего создает благоприятную обстановку для различных противоправных действий, в том числе и коррупционных проявлений при осуществлении уполномоченными на проведение закупок лицами указанных функций.

В силу требований ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ руководитель заказчика, руководитель контрактной службы, работники контрактной службы, контрактный управляющий обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2028 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе с учётом информации, предоставленной заказчику в соответствии с ч. 23 ст. 34 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями п. 1 и 2 ст. 1 и ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации, к которым относится МУП «Водоканал Ясногорского района», обязаны осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Согласно п. 12 ст. 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относится обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Суду не представлено доказательств того, что на момент рассмотрения дела нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в МУП «Водоканал Ясногорского района» административным ответчиком устранены.

Обстоятельств, которые бы по объективным, непреодолимым причинам, не зависящим от деятельности административного ответчика, препятствовали исполнению возложенной законом обязанности, не установлено.

Таким образом, МУП «Водоканал Ясногорского района» на протяжении длительного времени не исполняет возложенные на него ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ нормотворческие полномочия в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд по принятию локального нормативного акта о функциях и полномочиях контрактного управляющего, разработка и утверждение которого основывается на Типовом положении (регламенте), утвержденном приказом Министерства финансов России от 31 июля 2020 года № 158н, что создает для данной категории работников благоприятную обстановку для различных противоправных действий и коррупционных проявлений в сфере закупок.

Принимая во внимание, что МУП «Водоканал Ясногорского района» отсутствует положение о контрактной службе (контрактном управляющем) с установлением для руководителя заказчика, руководителя контрактной службы, работников контрактной службы, контрактного управляющего обязанности при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с ч. 23 ст. 34 настоящего Федерального закона, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Ясногорского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУП «Водоканал Ясногорского района» о признании незаконным бездействия МУП «Водоканал Ясногорского района», выразившееся в непринятии предусмотренного ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ локального нормативного акта о функциях и полномочиях контрактного управляющего и возложении на МУП «Водоканал Ясногорского района» обязанности по разработке, принятию в установленном законом порядке и опубликованию (обнародованию) локального нормативного акта о функциях и полномочиях контрактного управляющего, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Давая оценку требованиям административного истца об установлении срока устранения указанных нарушений, суд полагает целесообразным предложенный административным истцом срок надлежащего исполнения настоящего решения – в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку он отвечает требованиям справедливости и является адекватным, обеспечивает баланс прав и законных интересов участников процесса.

Руководствуясь ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Ясногорского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия «Водоканал Ясногорского района», выразившееся в непринятии предусмотренного ч.3 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» локального нормативного акта о функциях и полномочиях контрактного управляющего.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Водоканал Ясногорского района» обязанность по разработке, принятию в установленном законом порядке и опубликованию (обнародованию) локального нормативного акта о функциях и полномочиях контрактного управляющего в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ясногорский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Ю.В. Филиппова