ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4361/20 от 25.11.2020 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего Соболевой Ж.В.

при секретаре Сапегиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с указанным иском, указав в его обоснование, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога в связи с наличием у него в собственности объектов налогообложения за период с 2014 по 2017 г. В связи с тем, что надлежащим обязанность по уплате налогов административным ответчиком не исполнялась, по заявлению налогового органа мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ который определением от ДД.ММ.ГГГГ был отменен в связи с предоставлением ответчиком возражений относительно его исполнения. На основании изложенного налоговый орган просит взыскать с административного ответчика задолженность в общей сумме 4 768,52 рублей: пени по транспортному налогу за 2014-2017 г.г. – 2300 рублей, пени по налогу на имущество за 2014-2017 г.г. – 2 349 рублей, пени по земельному налогу за 2015-2017 г.г. – 119,51 рублей.

Представитель административного истца ФИО3, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании с исковыми требования не согласился, пояснив суду, что задолженности по уплате налогов не имеет, за 2014-2017 г.г. налоги взысканы по решению суда и из его пенсии производятся удержания. Кроме того, налоговым органом нарушены сроки обращения в суд. В удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме.

Суд, изучив административное исковое заявление и материалы дела, выслушав пояснения административного ответчика, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно ст. 357 Налогового Кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые субъектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ.

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 362 Налогового Кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п.1 ст.396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового период соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Согласно п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налог периодом. В соответствии с ст.393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. При этом, согласно п.4 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу пп. 2 п.1 ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: квартира.

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц и налоговые ставки определяется по правилам ст.ст. 402, 403, 406 Налогового кодекса РФ.

В силу ст. 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Судом установлено, что по сведениям органа, осуществляющего регистрацию транспортных средств, за ФИО4 в налоговый период с 2014-2017 г.г. были зарегистрированы транспортные средства Opel Astra госномер госномер ВАЗ 2106 . По сведениям органа, осуществляющего регистрацию прав собственности на недвижимое имущество, за ФИО4 в указанные налоговые периоды были зарегистрированы права на следующие объекты недвижимости: земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. Тольятти, Камский ; жилой дом с кадастровым номером , расположенный по тому же адресу; квартира с кадастровым номером расположенная по адресу: <адрес> квартира с кадастровым номером , расположенная по адресу: <адрес>3, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

Также судом установлено, что в адрес налогоплательщика направлялись налоговые уведомления о подлежащей уплате сумме налогов за 2014-2017 г.г. Налоговые уведомления оставлены административным ответчиком без исполнения в срок, предусмотренный законодательством.

Исходя из этого в установленный ст. 70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес ФИО1 требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно оплатить недоимку, задолженность по пеням и штрафам: по транспортному налогу в общей сумме 2 300 рублей, в том числе сумма пени в размере 1 698 руб., которая начислена в связи с неуплатой транспортного налога за 2014 год в размере 5 174 руб. со сроком уплаты - до ДД.ММ.ГГГГ, пени начислены с ДД.ММ.ГГГГ до полной уплаты налога ДД.ММ.ГГГГ;

- сумма пени в размере 134, 47 руб., которая начислена в связи с неуплатой транспортного налога за 2015 год, который был начислен в размере 5 174 руб. со сроком уплаты - до ДД.ММ.ГГГГ, начислены с даты выставления предыдущего требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до полной уплаты налога ДД.ММ.ГГГГ;

сумма пени в размере 260, 04 руб. начислена в связи с неуплатой транспортного налога за 2016 год, который был начислен в размере 5 174 руб. со сроком уплаты - до ДД.ММ.ГГГГ, начислены с даты выставления предыдущего требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (выдан судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГа-976/2019, который отменен). Решение Центрального райсуда г.Тольятти суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу даты выставления требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ;

сумма пени в размере 307, 24 руб. начислена в связи с неуплатой транспортного налога за 2017 год, который был начислен в размере 5 069 руб. со сроком уплаты - до ДД.ММ.ГГГГ, начислена с даты выставления предыдущего требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до даты выставления требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

По налогу на имущество физических лиц в общей сумме 2 349,01 рублей, в том числе сумма пени в размере 1 986, 45 руб., начислена в связи с неуплатой налога за 2014 год, который был начислен в размере 5 262 руб. со сроком уплаты - до ДД.ММ.ГГГГ, пени начислены с ДД.ММ.ГГГГ до 01.07.2019г.;

- сумма пени в размере 82,35 руб. начислена в связи с неуплатой налога за 2015год, который был начислен в размере 2 017 руб., со сроком уплаты - до ДД.ММ.ГГГГ, пени начислены с даты выставления предыдущего требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до выставления требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ;

- сумма пени в размере 192, 86 руб., начислена в связи с неуплатой налога за 2016 год, который был начислен в размере 2 393 руб. со сроком уплаты - до ДД.ММ.ГГГГ, пени начислены с даты выставления требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (выдан судебный приказ ДД.ММ.ГГГГа-976/2019), который отменен. Решение Центрального райсуда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-141/2020 года, до даты выставления требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ;

- сумма пени в размере 88, 55 руб., начислена в связи с неуплатой налога за 2017 г., который был начислен в размере 2 166 руб., со сроком уплаты - до ДД.ММ.ГГГГ, пени начислены с даты выставления предыдущего требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до даты выставления требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

По земельному налогу в общей сумме 2300 рублей, в том числе сумма пени в размере 31, 94 руб., начислена в связи с неуплатой налога за 2015 года, который был начислен в размере 783 руб. со сроком уплаты - до ДД.ММ.ГГГГ, пени начислены с даты выставления предыдущего требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до даты выставления требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ год;

сумма пени в размере 63, 09 руб., начислена в связи с неуплатой налога за 2016 года, который был начислен в размере 783 руб. со сроком уплаты - до ДД.ММ.ГГГГ, пени начислены с даты выставления требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (выдан судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГа-976/2019, который отмене). Решение Центрального райсуда <адрес> суда после отмены судебного приказа в пользу налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-141/2020 до даты выставления требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

- сумма пени в размере 24, 48 руб. начислена в связи с неуплатой налога за 2017 г., который был начислен в размере 599 руб. со сроком уплаты - до ДД.ММ.ГГГГ, пени начислены с даты выставления предыдущего требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до даты выставления требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Срок исполнения требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Из административного иска следует, что в установленный срок административным ответчиком сумма задолженности по пеням не была погашена, в связи с неисполнением обязанности по оплате недоимки по налогу и пени, налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ обратился к мировому судье судебного участка Центрального судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки и пени. На основании заявления налогового органа мировым судьей судебного участка Центрального судебного района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ был выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и сборам в размере 4 768,52 рублей. Однако по заявлению налогоплательщика определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен. Данные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела обозревавшегося судом.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что установленный ст.48 НК РФ срок для предъявления требований о взыскании пени истекает ДД.ММ.ГГГГ, поскольку срок исполнения требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Однако к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки и пени налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении установленного законом срока. Факт соблюдения сроков на обращение в суд после отмены судебного приказа не освобождает административного истца от соблюдения сроков при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа. Доказательств рассмотрения и удовлетворения мировым судьей при вынесении судебного приказа ходатайства налогового органа, о восстановлении пропущенного по уважительной причине процессуального срока подачи заявления о взыскании налогов и пени, не представлено.

При рассмотрении настоящего административного иска налоговым органом ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлялось, никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права применительно к положениям статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться. Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ в Центральный районный суд г. Тольятти с заявлением о взыскании недоимки с ФИО1 налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, ходатайство о восстановлении срока не заявлялось, доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу за 2014-2017 гг., пени по налогу на имущество за 2014-2017 гг., пени по земельному налогу за 2015-2017 гг. по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: Соболева Ж.В.