ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4366/20 от 23.12.2020 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

№ 2а-4366/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2020 г. г. Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска в составе председательствующего судьи Титова А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хорошковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Смоленска о признании информации, размещенной на Интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации,

при участии в судебном заседании:

от административного истца: Половинко Т.Ю. – помощник прокурора Ленинского района г. Смоленска;

от заинтересованного лица: представитель не участвует по ходатайству,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Смоленска обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте с URL-адресом «https://lyrxxx.ru», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Поскольку не установлено лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Управление Роскомнадзора по Смоленской области).

Представитель административного истца помощник прокурора Ленинского района г. Смоленска Половинко Т.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Заинтересованное лицо – Управление Роскомнадзора по Смоленской области ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее также – Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Статья 9 указанного федерального закона определяет, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно статье 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее также – реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ определено, что одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее также – Постановление № 1101) определен порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации.

Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Смоленска проведена проверка исполнения законодательства об основах здоровья граждан, об обращении ядовитых веществ, а также об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В ходе мониторинга Интернет-ресурсов выявлен сайт с URL-адресом «<данные изъяты>.ru» на страницах которого, пользователям сети Интернет предлагается осуществить покупку ядовитых веществ, в том числе дистанционным путем с последующей доставкой. Среди представленного на сайте ассортимента для заказа и покупки доступно, в том числе, препарат «Лирика» в дозировке 25, 75, 150, 300 мг. Согласно аннотации к данному лекарственному препарату в его состав входит вещество «ФИО1». Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 964, которым утвержден Список сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации, все лекарственные формы, какими бы фирменными (торговыми) названиями они не обозначались, в состав которых входит прегабалин в сочетании с фармакологическими неактивными компонентами, являются сильнодействующими веществами. Вход на сайт свободный, регистрация, пользователей для доступа к использованию ресурса не требуется.

В настоящее время по используемому для размещения запрещенной информации сайту с вышеуказанным URL - адресом в сети Интернет решение уполномоченного органа о запрете к распространению данной информации отсутствует. В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информации о данном сайте не имеется.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет охраны здоровья детей, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Статьей 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено право на защиту ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

В соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей, в том числе желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества.

Вместе с тем, Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией, устанавливает, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения.

Абзацами четыре и пять части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 124-ФЗ) установлено, что одними из целей государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Таким образом, наличие в сети Интернет информации о продаже ядовитого вещества (Рицин) представляет реальную угрозу нарушения устоев нравственности и правопорядка, а также прав неопределенного круга лиц.

Кроме того, частью 1 статьи 234 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно незаконный сбыт ядовитых веществ.

Сведения, размещенные на указанном выше Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения ядовитых веществ, а также побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений. Предоставление возможности доступа к интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является ее распространением.

Из вышеизложенного следует, что информация, распространенная на вышеуказанном сайте, связанная с осуществлением деятельности по продаже дистанционным способом лекарственного препарата с сильнодействующим веществом (ФИО1) в составе, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, незаконный и запрещённый характер сведений, размещённых на спорном ресурсе в сети «Интернет», нашёл своё объективное подтверждение при разбирательстве дела, в связи с чем имеются все основания для удовлетворения требований прокурора.

В силу статьи 265.5 КАС РФ в резолютивной части решения суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной указываются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 265.5 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л:

Признать информацию, размещенную на странице сайта в сети Интернет по адресу: «<данные изъяты>ru» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.

Судья А.П. Титов

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД: 67RS0002-01-2020-005494-39

Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-4366/2020