ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-436/2017 от 26.05.2017 Няндомского районного суда (Архангельская область)

Дело №2а-436/2017

Решение

Именем Российской Федерации

г. Няндома 26 мая 2017 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Галкиной М.С.,

при секретаре Поповой М.Г.,

при участии прокурора Воронцова А.В.,

представителя административного ответчика Мудряковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

прокурор Няндомского района обратился с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о признании нормативного правового акта недействующим в части.

В обоснование требований указал, что Постановлением администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 01 марта 2016 года №265 утверждены перечни должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Пунктами №№ 1, 2, 3 указанного Постановления и Приложениями №№ 1,2, 3 к нему предусмотрена обязанность для граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» предоставлять сведения о своих расходах. В данной части указанное Постановление противоречит действующему законодательству. Согласно п. 1 ч.1 ст. 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч. 2 ст. 14.2 Закона Архангельской области от 27 сентября 2006 года №222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» сведения о расходах предоставляются лицами, замещающими должности муниципальной службы, включенные в соответствующий перечень, при наличии обстоятельств, установленных Федеральным законом от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Установив обязанность предоставлять сведения о своих расходах гражданам, претендующим на замещение должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское», глава муниципального образования вышел за пределы своей компетенции.

Просит признать недействующими пункты №№ 1, 2, 3 Постановления администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 01 марта 2016 года №265 «Об утверждении перечней должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», а также Приложения №№ 1, 2, 3 к нему в части возложения на граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское», «Шалакушское» обязанности предоставлять сведения о своих расходах, как несоответствующие законодательству Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Воронцов А.В. требования поддержал, просил признать недействующими пункты №№ 1, 2, 3 Постановления администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 01 марта 2016 года №265 «Об утверждении перечней должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», а также Приложения №№ 1, 2, 3 к нему в части возложения на граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское», «Шалакушское» обязанности предоставлять сведения о своих расходах, как несоответствующие законодательству Российской Федерации со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель администрации МО «Няндомский муниципальный район» Мудрякова Н.Н. с требования не согласилась. Указала, что Постановление администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 01 марта 2016 года №265 «Об утверждении перечней должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» принималось в соответствии с подп. 10 п. 3 ст. 7 областного закона от 26 ноября 2008 №626-31-ОЗ «О противодействии коррупции в Архангельской области». Кроме того, фактически сведения о расходах у граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское», не запрашиваются, об этом имеется лишь указание в названии оспариваемого нормативного правового акта.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Судом установлено, что 01 марта 2016 года Главой муниципального образования «Няндомский муниципальный район» подписано Постановление №265 «Об утверждении перечней должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Опубликовано в газете «Вестник Няндомского района» выпуск № 2(65) от 31 марта 2016 года.

Пунктами №№ 1, 2, 3 указанного Постановления и Приложениями №№ 1, 2, 3 к нему предусмотрена обязанность для граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» предоставлять сведения о своих расходах.

Подпунктом 1.2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пункт 1 ст. 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» указывает на то, что лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.Пункт 1 ст. 14.2 Закона Архангельской области от 27 сентября 2006 года №222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» указывает на то, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы в Архангельской области, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Анализируя положения вышеуказанных нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что они не предусматривают предоставление нанимателю (работодателю) сведений о расходах гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, как в Архангельской области, так и в целом на территории Российской Федерации.

Вышеуказанные нормативные правовые акты имеют большую силу, чем Постановление от 01 марта 2016 года №265 «Об утверждении перечней должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Таким образом, данное Положение должно им соответствовать.

Однако указание в Постановлении от 01 марта 2016 года №265 «Об утверждении перечней должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» о необходимости предоставления нанимателю (работодателю) сведений о расходах гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, актам, имеющим большую юридическую силу, не соответствует.

Указание на то обстоятельство, что оспариваемое Положение было принято в соответствие с подп. 10 п. 3 ст. 7 Закон Архангельской области от 26 ноября 2008 №626-31-ОЗ «О противодействии коррупции в Архангельской области», согласно которому в целях реализации полномочий в сфере противодействия коррупции органы местного самоуправления утверждают путем принятия соответствующих муниципальных нормативных правовых актов городских округов, муниципальных районов и городских поселений Архангельской области перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не свидетельствует о том, что оспариваемое Положение может быть принято в нарушение норм п. 1 ч.1 ст. 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч. 2 ст. 14.2 Закона Архангельской области от 27 сентября 2006 года №222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области».

Довод о том, что оспариваемое Положение было приято в целях экономии, для того, чтобы не принимать два разных Положения в связи с чем в название было заложено слово «расходы» применительно к гражданам, претендующим на замещение должностей муниципальной службы, также отвергается судом. Как следует из названия Постановление Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 29 декабря 2016 года N 1530 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования «Город Архангельск», при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» - возможно подписание одного документа с правильным наименованием.

Ссылка представителя административного ответчика на то обстоятельство, что сведения о расходах с граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, не испрашиваются при подаче документов, свидетельствует о том, что оспариваемое Постановление не соответствует законодательству.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований полностью, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт в части не соответствует иным нормативным правовым актам, имеющему большую юридическую силу, и не действующим в части, а именно о необходимости признать недействующими пункты №№ 1, 2, 3 Постановления администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 01 марта 2016 года №265 «Об утверждении перечней должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», а также Приложения №№ 1, 2, 3 к нему в части возложения на граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское», «Шалакушское» обязанности предоставлять сведения о своих расходах, как несоответствующие законодательству Российской Федерации.

При определении даты, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд с учетом мнения административного истца полагает необходимым признать недействующим оспариваемый нормативный правовой акт со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствие с подп. 2 п. 4 ст. 215 КАС РФ В резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться также указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

иск прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворить.

Признать недействующими пункты №№ 1, 2, 3 Постановления администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 01 марта 2016 года №265 «Об утверждении перечней должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», а также Приложения №№ 1, 2, 3 к нему в части возложения на граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское», «Шалакушское» обязанности предоставлять сведения о своих расходах, как несоответствующие законодательству Российской Федерации со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обязательно для опубликования в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий М.С. Галкина

Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2017 года