ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-436/2021 от 19.11.2021 Тисульского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2а–436/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Тисуль 19 ноября 2021 года

Тисульский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Соловьевой Н.М.,

при секретаре Дакторе С.В.,

с участием старшего помощника прокурора Калашниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тисульского района о блокировке страницы интернет-сайта с информации информацией, признанной запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец в лице прокурора Тисульского района обратился в суд с административным исковым заявлением о блокировке страницы интернет-сайта.

В обоснование административного иска указывает, что прокуратурой Тисульского района Кемеровской области в ходе проверки интернет- ресурсов при исполнении законодательства о противодействии терроризму и экстремизму был выявлен сайт в сети «Интернет» ... - торговая площадка ... которая содержит информацию о предложении купить книгу ..., которая включена в Федеральный список экстремистских материалов №3335 на основании решения Головинского районного суда г.Москвы от 19.05.2015 года.

Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон о противодействии экстремистской деятельности) установлено, что на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Статьями 20.3 и 20.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, а также производство или распространение экстремистских материалов.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 02.07.2013г. № 1053-О, признание тех или иных информационных материалов экстремистскими означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные антиэкстремистским законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации.

Приведенными выше правовыми нормами в их взаимосвязи закреплено, что в Российской Федерации запрещается распространение информационных материалов, признанных в установленном законом порядке экстремистскими.

Как следует из сайта Министерства Юстиции Российской Федерации, указанная книга решением Головинского районного суда г.Москвы от 19.05.2015 года признана экстремистской и внесена в Федеральный список экстремистских материалов Министерства Юстиции Российской Федерации за номером 3335.

При таких обстоятельствах, указанные административным истцом сведения об отнесении книги ... к экстремистским материалам не подлежат оспариванию и доказыванию вновь.

Согласно скриншота интернет-сайта от 03.11.2021г. ..., содержит информацию о распространении-продаже экстремистского материала. Вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и заказать книгу ... может любой интернет-пользователь.

Таким образом, в силу положений ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», информация, размещенная на интернет-сайте ... относится к запрещенной и включена в Федеральный список экстремистских материалов.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Реестр).

В соответствии с п. 3 и п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012г. № 1101, формирование и ведение Единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором связи (далее – Роскомнадзор).

Основанием для включения в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также – сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является, в том числе – вступившее в законную силу решение суда.

На момент проверки указанная страница сайта действует и не внесена в Единый реестр, в результате чего, запрещенная информация свободно распространяется, чем нарушаются интересы РФ и неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В соответствии со ст. 39 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ, прокурор обладает правом на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Просит суд блокировать страницу интернет-сайта ... с информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, обратить решение суда к незамедлительному исполнению, копию вступившего в законную силу решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения адреса ... в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».

Административный истец в лице ст.помощника прокурора Тисульского района Калашниковой Н.В. в судебном заседании поддержала требования иска в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - руководитель Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области Жаронкин В.Н. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, предоставив суду письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр).

Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрены следующие основания включения сведений в Единый реестр:

1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, приняты е в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»;

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;

д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;

е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;

ж) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;

з) информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, розничная торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств и (или) информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, лицами, не имеющими лицензии и разрешения на осуществление такой деятельности, если получение лицензии и разрешения предусмотрено законодательством об обращении лекарственных средств;

и) информации, содержащей сведения о лицах, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995г.№45-ФЗ « О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральным законом от 30 августа 2004г. №119-ФЗ « О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» обеспечивается конфиденциальность.

2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

3) постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство и распространение экстремистских материалов и руководствуясь ст. 37,45,47 КАС РФ, полагает возможным признание информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на сайте с URL-... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено и внесении данного ресурса в Единый реестр.

Суд, заслушав мнение представителя административного истца, изучив письменные пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяют свое действие на производство по административным делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которого на территории Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации праве обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон о противодействии экстремистской деятельности) установлено, что на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В соответствии со ст.2 ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно - телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Как указано в п.1 ст.9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст.55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Согласно п.1 ст.10 Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В силу п.1, п.5 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

При этом, пунктом 6 статьи 10 данного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигания национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст.20.29 КоАП РФ массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения влечет за собой административную ответственность.

Судом установлено, что прокуратурой Тисульского района Кемеровской области проведена проверка в сфере противодействия распространению запрещенной или ограниченной к распространению информации. В ходе проведения указанной проверки Интернет-ресурсов выявлен сайт, размещающий на своей странице информацию экстремистского характера, ...... которая признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации решением Головинского районного суда ... от 19.05.2015г, однако, остается свободной к доступу любых пользователей сайта, так как до настоящего времени ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует, что создает условия для совершения распространения данной информации и, соответственно, совершение экстремистских правонарушений, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, сайт сети «Интернет» ... с вышеуказанной информацией, необходимо блокировать.

Исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу, что указанный в заявлении прокурора Интернет-сайт предоставляет неопределенному кругу лиц информацию экстремистского характера, что является нарушением установленных законом ограничений, основ конституционного строя, законных интересов неопределенного круга лиц и представляют собой угрозу разрушения общественной нравственности, угрозу психическому здоровью людей, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, поскольку рассматривается как «единый комплекс идеологического, пропагандистского назначения, направленный на поэтапную трансформацию личности читателя, изменение мировоззрения в соответствии с идеологией учения, формирования новых жизненных ценностей, убеждений, стереотипов поведения. Воздействие данного текста направлено на изменение субъективной реальности личности, ее системы ценностей и убеждений, взаимоотношений в обществе, при этом осуществляется попытка подсознательного воздействия на психику и воздействия на механизмы веры, то есть формирование осознаваемых ценностей и убеждений на иррациональной основе».

Просмотр вышеуказанного сайта свободен для всех граждан, без исключения, отсутствуют ограничения к их доступу по кругу лиц, в том числе, по возрасту, в связи с чем информация, размещенная на указанном сайте, обладает признаками информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Кроме того, как следует из сайта Министерства Юстиции Российской Федерации, книга ... решением Головинского районного суда г. Москвы от 19.05.2015г.. признана экстремистской и внесена в Федеральный список экстремистских материалов Министерства Юстиции Российской Федерации за номером 3335.

Суд принимает в качестве доказательств скриншот страницы указанного первоисточника, он содержит название и адрес сайта, тем самым доказывает, что информация взята именно из этого официального источника.

При этом, согласно пункту 5 статьи 15 Закона N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система Единый реестр.

В Единый реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ).

Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ установлено, что основанием для включения в Единый реестр сведений также является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр в силу пункта 2 части 2 указанной нормы, включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу п. 3 указанной статьи Закона, создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно пунктов 2 и 3 вышеуказанных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра.

Целью обращения прокурора Тисульского района в суд с вышеуказанным заявлением является последующее включение сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.

Признание тех или иных информационных материалов, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу здоровью неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних, от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно части 9 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети "Интернет" мер, указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в Единый реестр.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил факт непринятия мер, указанных в частях 7 и 8 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ, а также не соблюдение административным органом процедуры ограничения доступа к сайту ... в сети "Интернет".

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о блокировке сайта подлежит немедленному исполнению.

В связи с чем, заявленные прокурором требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст., ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Тисульского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц, о блокировке страницы интернет-сайта, содержащего информацию, признанную запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, распространяемую посредством сети «Интернет», удовлетворить.

Блокировать страницу интернет-сайта ...

Настоящее решение является основанием для включения интернет-сайта с URL-адресом ... в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» информацию, признанную запрещенной к распространению на территории Российской Федерации/.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение по вступлении в законную силу направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: 650991, г. Кемерово, ул. Сарыгина, д. 7, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области для исполнения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Тисульский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Соловьева Н.М.